/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2F2b605b533a67cf4b6993378fb0783c65.jpg)
От пика до краха: Обзор Tomb Raider IV-VI Remastered
Переиздания классики в обновленном виде всегда вызывают интерес, особенно когда речь идет о такой культовой серии, как Tomb Raider. Не так давно Aspyr перевыпустила первую трилогию, напомнив игрокам, как рождалась легенда Лары Крофт. Теперь еще три игры собрали в сборник и отправили в продажу.
Tomb Raider IV-VI Remastered включает в себя новые версии Tomb Raider: The Last Revelation, Tomb Raider: Chronicles и Tomb Raider: The Angel of Darkness. Последние две на момент релиза в начале двухтысячных получили изрядное количество негативных отзывов, так что данный набор можно было бы назвать "наглядной историей краха Core Design".
Как и в Tomb Raider I-III Remastered, игровой процесс здесь остался практически без изменений, хотя разработчики постарались сделать игры более удобными и понятными для новой аудитории. Например, все подбираемые предметы и интерактивные объекты на локациях теперь подсвечиваются специальными иконками, когда Лара к ним приближается. В настройках также есть множество других опций, улучшающих восприятие этих классических игр, таких как индикатор здоровья у боссов или счетчик патронов. Кроме того, были сохранены оригинальные читы, позволяющие получить все оружие или предметы, а также перейти на следующий уровень, введя соответствующую комбинацию команд.
Что касается управления, оно представлено в двух вариантах — "классическом танковом" и "современном". Классическое управление ощущается безнадежно устаревшим: героиня кажется неповоротливой, может только бежать вперёд или пятиться назад, а при отклонении стика вбок просто поворачивает в указанную сторону по дуге. Современная раскладка даёт Ларе возможность двигаться в разные стороны, но полностью избавиться от "топорности" не удалось — повороты всё так же остаются дугообразными. Вдобавок, в любом режиме отклик на нажатия заметно задерживается. Ещё один минус современной схемы — отсутствие приставных шагов вбок (по крайней мере, я не нашёл, как их выполнять). Это усложняет точное наведение на интерактивные объекты и мешает при планировании прыжков. В итоге некоторые головоломки превращаются из задачи на логику в борьбу с контроллером.
К слову, в специальном меню можно просмотреть и переназначить сочетания клавиш, отвечающие за смену оружия и другие действия, включая быстрое сохранение и загрузку. Это удобно, а учитывая, что четвёртая и пятая игры загружаются мгновенно, такая возможность может сберечь немало нервов после очередного неудачного прыжка через пропасть с шипами.
Поскольку головоломки изначально разрабатывались под классическое управление, иногда лучше временно переключаться на него, а затем возвращаться обратно — ведь перемещаться и исследовать окружение удобнее с новой схемой. Кроме того, бывают ситуации, когда героиня не цепляется за уступ или не переключает рычаг, просто потому, что действие выполняется с неудачного ракурса. Порой речь идёт буквально о миллиметрах и пикселях. В такие моменты у игрока может сложиться ощущение, что он делает что-то не так, хотя на самом деле проблема в микроскопической зоне действия скриптов — они просто не срабатывают, даже если визуально Лара дотягивается до объекта.
Основное внимание в этом сборнике ремастеров уделено графике — её местами заметно переработали. Разницу легко увидеть, переключаясь между оригинальным и обновлённым видами на лету. Художники постарались перерисовать текстуры и модели персонажей так, чтобы максимально сохранить дух оригинала. Красивые росписи на стенах, лица героев, орнаменты на статуях — всё выглядит качественно и так близко к первоисточнику, что создаётся ощущение, будто оно всегда было таким. Однако, откатываясь на старую графику, понимаешь, что наша память, как обычно, рисует картинку лучше, чем она была на самом деле.
При всех визуальных улучшениях сама геометрия уровней осталась неизменной: окружение, как и в оригинальных играх с первой PlayStation, в основном состоит из квадратных и треугольных секций с заострёнными краями. Кроме того, местами можно заметить неровные швы между текстурами, которые в оригинале были менее заметны.
Создатели сборника также переработали освещение, в результате чего некоторые тёмные участки стали слишком однотонными и чёрными. В оригинальньных версиях, даже в полной темноте, можно разглядеть узоры на стенах и другие детали, а здесь они просто теряются. Надеюсь, это исправят патчами.
В целом игры с первой PlayStation в обновлённом виде выглядят хорошо. Однако The Angel of Darkness в этом плане напоминает недавний ремастер Soul Reaver 2, которая в оригинале тоже выходила на PlayStation 2: заметно обновлены модели персонажей и врагов, но текстуры местами почти не отличаются от первоисточника. Видно, что они изменились, но качество осталось примерно на том же уровне. Это особенно прослеживается, если переключать режимы графики с одного на другой: в сцене могут соседствовать чётко перерисованные граффити и совершенно замыленные трубы — в итоге работа над ремастером выглядит неравномерной.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2F8fec8c92b67f6b979df0deb83de66329.jpg)
Ещё авторы ремастера предусмотрели специальный фоторежим, благодаря которому можно детально подготавливать снимки, выбирая различные позы и ракурсы для создания красивых сцен. Возможно, это будет интересно заядлым фанатам Лары.
Что касается увлекательности игр, то они сильно различаются по ощущениям. Tomb Raider: The Last Revelation изначально должна была выйти под порядковым номером IV, но Core Design решила использовать подзаголовок, подчёркивающий завершение оригинальной истории. Разработчики стремились сделать четвёртую часть квинтэссенцией серии в плане головоломок и загадок. Это всё та же классическая адвенчура, которую интересно проходить, даже несмотря на проблемное управление. Загадки до сих пор ощущаются отлично, а антураж мистического приключения выдержан на высоком уровне. Из всех игр сборника именно Last Revelation увлекает даже без ностальгического эффекта.
В свою очередь Tomb Raider: Chronicles всегда казалась мне набором эпизодов, которые не попали в предыдущие игры. Не только из-за сюжета, состоящего из воспоминаний о приключениях Лары, но и из-за того, что уровни, загадки и другие элементы игры создавались как будто по остаточному принципу, повторяя решения прошлых частей и не пытаясь предложить чего-то интересного. Хотя свои нововведения всё же имелись — в этой части Лара Крофт научилась скрытно устранять противников. Также стоит отметить, как художники из Aspire постарались при "реставрации" Колизея — в ремастере он выглядит действительно здорово. В остальном, сейчас проходить "Хроники" можно разве что из любви к персонажу и ушедшей эпохе.
Шестая игра серии, The Angel of Darkness, значительно отличается от релизов с первой PlayStation, поскольку была выпущена уже в эпоху PlayStation 2. После прохладного приёма Chronicles авторы решили перезапустить историю и сделать её более серьёзной. Однако результат вышел провальным.
У Core Design были интересные идеи, но студии не удалось их нормально реализовать. В этой игре появились обширные локации, элементы RPG и стелс-геймплея, однако каждое нововведение оказалось плохо продуманным. Управление немного изменилось по сравнению с предыдущими играми, но по-прежнему осталось тугим и неотзывчивым. Героиня сохранила свою медлительность и топорность.
Прохождение стало менее линейным, некоторые задачи можно выполнять разными способами, но порой неясно, что и как нужно делать, а решения в ряде ситуаций совсем не интуитивны. Главный элемент серии — загадки — упростились до примитивных задач, что отвело игру от её классической направленности.
Сюжет и его постановка также не блещут. Некоторые сцены кажутся нелогичными и плохо связаны между собой, создавая впечатление, что часть контента была вырезана, а нужная стыковка просто не была добавлена. Играть в это сейчас без ностальгии, наверное, не стоит. Уже тогда "шестерку" справедливо считали худшей игрой про Лару Крофт.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F118%2F39786a47901ec0bda62d3119b57b5d0d.jpg)
После повторного знакомства с играми второй трилогии Tomb Raider можно сказать, что The Last Revelation была весьма удачной попыткой студии почивать на лаврах, с выходом Chronicles началось падение серии, а The Angel of Darkness, по сути, похоронила Core Design. Aspyr попыталась аккуратно перенести эти игры без лишнего вмешательства, поэтому, несмотря на большую работу, проделанную художниками и программистами, они все ещё ощущаются устаревшими. Одна из ключевых проблем — управление. Авторы ремастера предусмотрели вариант с современной схемой, но она не всегда работает удачным образом.
Подводя итог, стоит отметить, что из всего сборника по-настоящему хорошей игрой можно назвать лишь Tomb Raider: The Last Revelation. В неё стоит сыграть не только ностальгирующим фанатам серии, но и тем поклонникам жанра, кто её по каким-то причинам пропустил. Остальные две игры представляют собой скорее историческую ценность и будут интересны в основном тем, у кого к ним остались положительные воспоминания с детства или юности.

