Нужно ли Зеленскому отменять собственный указ о невозможности переговоров с Путиным: объяснение юристов
Нужно ли Зеленскому отменять собственный указ о невозможности переговоров с Путиным: объяснение юристов

Нужно ли Зеленскому отменять собственный указ о невозможности переговоров с Путиным: объяснение юристов

30 сентября 2022 года Президент Украины подписал Указ №679/2022, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны. Документ был принят в день, когда Россия объявила об аннексии части украинских территорий.

В решении СНБО сказано: "Констатировать невозможность проведения переговоров с Президентом Российской Федерации В. Путиным".

Юристы объяснили, действительно ли этот указ означает запрет на переговоры, или только фиксирует позицию по состоянию на определенный момент. А кроме того, может Зеленский самоограничивать свои конституционные полномочия такими указами.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Нужно ли аннулировать указ?

Юристы отмечают: президент Украины по Конституции (статья 102 и 106) играет ключевую роль в международных отношениях — ведет переговоры, заключает международные договоры, представляет государство за границей. Соответственно, даже своими указами он не может лишить себя этих полномочий.

Эксперт по конституционному праву Андрей Магера отметил: "Президент не может самоустраняться, в том числе собственными указами, от выполнения конституционных полномочий. Более того, даже закон не может запретить Президенту осуществлять конституционные полномочия".

Из этого следует, что даже без специальной отмены указа Зеленский вправе в любой момент принять решение о переговорах.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Констатация или запрет?

Юристы подчеркивают существенное различие между формулировками "констатировать невозможность" и "запретить".

Юрист Юрий Крайняк объясняет: "В решении СНБО не содержится никакого запрета — это лишь констатация факта. И касается она ситуации по состоянию на определенную дату. В любом юридическом процессе эта норма будет толковаться именно так".

По его словам, даже если бы СНБО прямо написал о запрете, он все равно был бы неконституционным, ведь СНБО не имеет права устанавливать ограничения для деятельности Президента или других органов (статья 107 Конституции).

Можно ли толковать указ как временный?

Поскольку в решении не предусмотрены временные рамки, оно формально выглядит бессрочным. Однако специалисты подчеркивают, что речь идет о политической декларации, а не о юридическом запрете. Это означает, что при новых обстоятельствах Президент или СНБО могут принять другое решение, которое фактически изменит или заменит предыдущее.

Крайняк подчеркивает: "Решение СНБО, как ни крути, является подзаконным актом. Ни один подзаконный акт не может устанавливать правила, отличные от Конституции. Поэтому даже если бы там был прямой запрет, он не мог бы применяться".

Опираясь на объяснения юристов, каз №679/2022 остается в силе, но его формулировка не является юридическим препятствием для будущих переговоров. Это скорее политический сигнал, принятый в эмоциональный момент в ответ на попытку России аннексировать украинские территории.

Чтобы изменить подход президенту Зеленскому не обязательно отменять указ — достаточно нового решения СНБО, которое зафиксирует другую позицию. А еще проще — он может действовать в соответствии со своими конституционными полномочиями, которые не могут быть отменены или ограничены подзаконными актами.

Мы также писали, что, по словам главы министерства внешних дел РФ Сергея Лаврова, Россия согласна с тем, что гарантии безопасности Украины должны на равной основе обеспечивать США, Великобритания, Франция и Китай.

Джерело матеріала
loader
loader