Александр Кочетков. НАТО готовится сбивать российские самолеты? Эксперт объяснил реалии
В последние дни несколько стран НАТО зафиксировали нарушение своего воздушного пространства российскими самолетами и беспилотниками, что вызвало серьезную реакцию альянса и отдельных столичных политиков. В ответ лидеры ряда государств — в частности президент Чехии Петр Павел — высказали мнение, что следует иметь возможность сбивать самолеты или дроны, нарушающие воздушное пространство НАТО; параллельно Литва уже приняла или готовит более жесткие правила для нейтрализации беспилотников на своей территории. НАТО, в свою очередь, заявляет о готовности защищать территорию членов альянса, проводит консультации и наращивает меры сдерживания на восточном фланге.
Интернет-издание From-UA обратилось к известному украинскому политтехнологу Александру Кочеткову с просьбой прокомментировать, действительно ли страны НАТО решатся сбивать российские самолеты и ракеты, и к каким последствиям это может привести:
— Во-первых, Россия не такая глупая, как может показаться. Они залетают беспилотниками, которые пока не имеют боевой части, и потом могут рассказывать, что «они заблудились» или «это виновата украинская РЭБ, а мы здесь ни при чем». Что касается самолетов, они не летают просто так над чужой территорией, а летят вдоль границы, следуя ее контурам. Если с самолета или зенитно-ракетного комплекса будет запущена ракета «воздух-воздух», российские самолеты сразу повернут на свою территорию, и сбивание произойдет уже над российской территорией. Именно поэтому европейские страны проявляют определенную сдержанность.
То есть там все рассчитано: если сбивание произойдет над территорией России, но ракетой с территории НАТО, тогда они заявят, что «мы вынуждены отвечать». И тогда уже полетят беспилотники с боевой частью, которые будут бить по таким объектам, как, например, перевалочно-логистическая база в польском Жешуве, где накапливается оружие, предоставляемое Украине. Они могут бить беспилотниками и даже крылатыми ракетами по логистическим местам, и это будет подаваться как вынужденный ответ на агрессию НАТО.
Поэтому, если речь идет исключительно о беспилотниках, которые залетают на эти территории, — возможно, их и будут сбивать. Если же о самолетах с людьми — маловероятно, потому что это может вызвать серьезный всплеск агрессии, вплоть до бомбардировки приграничных стран: Польши, стран Балтии. В Кремле абсолютно убеждены, что европейские страны не выдержат даже несколько суток, если по ним будет прилетать по 100-200 беспилотников ежедневно. Через 1-2 суток они сразу начнут договариваться и просить прекратить, а Россия тогда сможет потребовать, чтобы Украине перестали оказывать помощь. То есть это очень сложный вариант.
Если резюмировать, самолеты вряд ли будут сбивать. Разве что самолет залетел бы так далеко на территорию НАТО, что не успел бы вернуться. Другой вариант — беспилотники они будут сбивать над собственной территорией, это без проблем. Но у них нет опыта, и они не сбивают много, то есть разрушения обязательно будут. Третий вариант — сбивать над украинской территорией, но это тоже маловероятно, потому что Россия уже заявила, что будет рассматривать такие варианты как участие стран НАТО в агрессии против России. И, вероятно, европейские страны будут делать заявления и предупреждения, но заявления и предупреждения самолеты и беспилотники не сбивают.
— Это Россия испытывает, зачем она это делает? Потому что это недавно началось с Польши, дальше уже Эстония, Румыния и т.д.
— Они знают, что в конце осени, зимой, когда погода не позволит осуществлять наступательные действия на территории Украины, им придется идти на какие-то переговоры. И эти переговоры нужно представить собственному населению как победу. Таким образом они пытаются усилить свои будущие переговорные позиции. Если они не достигнут ничего в наступлении в Украине, они смогут рассказывать своему населению, что «мы все-таки победили НАТО, что мы заставили их идти нам навстречу и договариваться с нами о прекращении поддержки Украины», то есть «поставили НАТО на колени». Таким образом, у них есть схема, чтобы смягчить тот вариант, что они вынуждены идти на переговоры, и выдать это за победу.

