Алексей Голобуцкий. Трамп и Путин в Будапеште: новый Будапештский меморандум или издевательство над Украиной?
В последние дни на международной арене активно обсуждается возможность предстоящей встречи между президентом США Дональдом Трампом и президентом России Владимиром Путиным — в качестве места проведения называют столицу Венгрии — Будапешт. Сам факт выбора Будапешта вызывает дополнительные вопросы из-за исторического контекста — именно там в 1994 году был подписан Будапештский меморандум, согласно которому Украина отказывалась от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности со стороны России, США и Великобритании. В связи с этим в Киеве и среди международных аналитиков звучат опасения: не станет ли такая встреча символическим возвращением к тому, что воспринимается как несправедливость именно по отношению к Украине. На этом фоне интерес вызывают и сами вопросы: состоится ли встреча, в каком формате и кто будет за столом переговоров.
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать данную информацию политолога, заместителя директора Агентства моделирования ситуаций Алексея Голобуцкого, задав вопрос о символизме Будапешта и шансах на то, что эта резонансная встреча вообще состоится:
— Во-первых, понятно, что сейчас такая политика со стороны Трампа является непредсказуемой, и, в принципе, ему ехать, чтобы услышать то же самое, что он услышал на Аляске, смысла нет. Он будет выглядеть унизительно вдвойне. Поэтому я думаю, что все же Трамп поедет в Будапешт, только если ему гарантируют, что там будет какой-то результат. Если он приедет и результата не будет... И результат не то что прекращение огня, возможно, что-то грандиозное ему там Путин предложит. Хотя я не представляю, что он ему может предложить, и вообще, что он может продать Трампу сейчас.
Второй вариант, что действительно саммита не будет, вообще он будет отменен, и снова начнутся разговоры о «Томагавках» и всем остальном. Ну, и третий вариант, что будет дальше. Если Трамп сейчас почувствует, что ничего не будет, он скажет: давайте «Томагавки», мы не отменяем встречу, но встреча может быть с пролонгацией, то есть не через неделю, а через две-три. Здесь есть несколько вариантов.
Но мы должны понимать, что это эмоционально-импульсивное решение, даже не решение, а предложение, которое навязал Путин Трампу. Но, опять же, является ли выбор Будапешта для встречи издевательством над украинцами или нет. Я думаю, что Трамп особо не ориентируется во всех этих моментах. Понимаете, Будапешт — это символично для нас, а больше ни для кого.
— В том-то и дело, что это для нас очень символично. Но понимают ли это они?
Я хочу понять, что дальше? Ну, издевательство. Ну и? Это очень циничная деятельность. Национальные интересы. Здесь нет ни морали, ни чего-то другого, в принципе. Если бы Западу поглощение Украины Россией было абсолютно безразличным, если бы это не имело каких-то последствий, которые можно просчитать, то, возможно, они бы сказали: ну да, это несправедливо, это нечестно, но что делать?
Трамп хочет одного: Трамп хочет, чтобы Россия была на его стороне в будущем противостоянии с Китаем. Это максимальная задача. Минимальная задача — быть нейтральной. Все остальное — это производные. Конечно, он не может договариваться с Россией о чем-то серьезном, пока идет война с Украиной, поэтому ему это и нужно. Не потому, что гибнут украинцы, не потому, что он считает эту войну несправедливой, а потому, что эта война мешает его планам, мешает двигаться в том направлении, которое он планировал.

