Города Украины: взгляд изнутри. Черкассы
Чтобы окончательно и бесповоротно закончить с центром Украины, рассмотрим Черкассы.
Это, наверное, самый тихий и мирный украинский городок, получивший звание областного центра.
Территориально город расположен в середине страны. Возможно, поэтому в нем всё такое… средненькое.
Средняя преступность, средняя зарплата, средний комфорт, среднеэтажная застройка, средняя температура по палате… Крепкий середнячок.
Это город, о котором слышишь только хорошее. Невзрачный. Несуетливый. Как это иногда бывает необходимо всем нам.
Начнем с того, что в Черкассах заставляет горожан отзываться о нём хорошо.
Как надо
Пешеходоцентризм
Важный факт: в Черкассах заботятся о людях. Даже больше, чем об автомобилях!
По фото обыкновенного двора всё очевидно: у пешеходов и дорожка, вымощенная плиткой, и столбики от автомобилей, и фонари, и газончик. Машинам же достался раздолбанный асфальт с ямами и лужами.
Обидно за автомобилистов, но это лучше, чем обратный приоритет.
Впрочем, помимо отсутствия асфальта на дорогах, у черкащан есть и более приятная причина оставить личный транспорт на стоянке. Здесь хорошо работает общественный!
Троллейбусных маршрутов в Черкассах насчитывается целых 15. Для сравнения: в Полтаве только десять, хотя она в полтора раза больше по площади.
Кроме того, в Черкассах расположен завод корпорации «Богдан», поэтому проблем с обеспечением города новыми моделями транспорта нет. А вкупе с беларускими БКМ 321 и львовскими ЛАЗ E183D1 они скоро ещё и вытеснят советские траллики-пенсионеры.
Общественные пространства
В городе для людей, которым, к счастью, можно назвать Черкассы, всё способствует коммуникации жителей. Мест, где люди будут собираться, общаться и знакомиться, с каждым годом становится всё больше.
Всеми зелёными и прогулочными зонами в городе заведует «Дирекция парков», которая старается делать из них современные европейские общественные пространства.
К примеру, не так давно был реконструирован Детский парк в центре города. С альпийскими горками, клумбами, качелями и аттракционами, он выглядит практичным и ухоженным. От былой советской безысходности остались лишь намёки в виде деревянных сказочных скульптур, но даже они вписаны органично.
А ещё в Черкассах есть относительно неплохая набережная — 600-метровый променад с лавочками и газоном. Есть у неё и свои недостатки вроде проваливающегося асфальта и частично исчезнувших перил, но исправить их намного проще, чем делать набережную с нуля. Тем более что вопрос реконструкции черкасской набережной уже неоднократно поднимался в местном горсовете.
Навигация
В Черкассах радует транспортная навигация. На каждой остановке в любой части города висит табличка с расписанием (или хотя бы обозначением) маршрутов. Удобно и необходимо.
Как не надо
Но не всё в Черкассах столь радужно, как хотелось бы.
Например, реклама.
Как и во многих других городах Украины, проблема рекламы в Черкассах стоит очень остро. Даже жаль, что эргономичный и удобный город умудряются испортить такой очевидно некрасивой вещью. Назойливая реклама — болезнь украинских городов, пережиток хаотичного прошлого — и лучше бы ей там и остаться.
Залепленным фасадам, растяжкам и табличкам-спотыкачкам место не в цивилизованной стране, а на помойке. И я не устану из города в город это повторять.
Ливневые стоки
Мне повезло с погодой: все недостатки города (в особенности, касающиеся отведения осадков), проявляются очень чётко.
Для начала теория. В идеале ливнестоки должны проектироваться так, чтобы максимально быстро уводить дождевую воду в канализацию. В случае зданий, к примеру, вода с крыш собирается в водосток, который, спускаясь по фасаду, уходит сразу в канализацию:
В свою очередь тротуары должны проектироваться так, чтобы не задерживать течение воды, давая ей возможность быстро и беспрепятственно достичь края дорожки, откуда она уйдет на газон и (или) в ливневку. Делается это двумя способами: либо тротуар устанавливают слегка под наклоном к дороге, либо поднимают его на уровень выше обочины. Таким образом, в любую непогоду дорожки остаются чистыми и быстро высыхают.
А вот что происходит, когда эти правила не соблюдаются: вода скапливается в недостатках асфальта, на тротуаре, отделённом бордюром от дороги, и проезжей части за неимением ливневок. Просто комбо.
Тут же видна еще одна серьёзная проблема Черкасс: наличие больших пространств открытого грунта. Иногда просто катастрофических. Нет, ну вот серьёзно, как здесь предполагается пройти, если не по грязи?
Велоинфраструктура
В городе с небольшим населением и площадью просто необходимо развивать велоинфраструктуру. И в принципе, кое-какие сдвиги в эту сторону уже есть. Например, периодически встречаются велопарковки и какой-то активист даже сделал их онлайн-карту.
Однако до настоящей развитой велоинфраструктуры Черкассам ещё очень далеко. Надеюсь, скоро это изменится.
Что развивать
Безбарьерность в Черкассах продумана странно. С одной стороны, по городу можно увидеть правильные съезды с тактильной плиточкой, с другой — до этих съездов ещё надо как-то проехать по вот каким тротуарам:
Кроме того, странная особенность: при капремонте со многих центральных улиц города сбежали зебры. Сначала я подумала, что все они спрятались на зиму в Черкасском зоопарке, но поняла, что ошиблась: их просто не нарисовали.
Надеюсь, скоро местные власти исправят эту оплошность.
Гражданская активность
В городе постепенно развиваются онлайн-сервисы по обращению граждан с целью улучшить качество городской среды. Так, уже третий год подряд действует программа Гражданского бюджета, система петиций и онлайн-обращений. Что же, осталось только научиться этим правильно пользоваться.
Итоги
Черкассы — уютный маленький город, любящий своих граждан, но пока не имеющий достаточно денег, чтобы удовлетворить все их запросы. Впрочем, учитывая его небезразличное отношение к людям и постепенную реализацию общественных проектов, уверена, скоро он изменится до неузнаваемости.
поддержать проект