/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F226%2F26ad7e33b749bf6ca6580e6026569882.jpg)
Города Украины: взгляд изнутри. Ровно
Города Украины: взгляд изнутри. Ровно
Есть в нашей стране город, название которого вызывает тысячи ассоциаций. Вы могли никогда в нем не быть или сотни раз проезжать мимо, но слыша «Ровно», тянет съязвить: а действительно ли там всё так гладко?
![]()
Бытует предубеждение, что Ровно – город аккуратистов, где всё строго, понятно и под линеечку. Но, заглянув внутрь, обнаруживается несколько иная картина.
Хоть город находится недалеко от Луцка, по духу он явно ближе к Житомиру. Из-за оттенка провинциальности город ярко контрастирует с остальными западными областными центрами.
Но хватит метафор, перейдём к более тщательному осмотру. Начнем с того, чем этот город может порадовать.
Как надо
Пешеходные зоны
Не считая некоторых ляпов, гулять по центральной части Ровно можно с удовольствием. На тротуарах лежит плитка, вдоль дороги — (надеюсь, летом точно есть) — газон, и даже водоотведение кое-где сделано.
![]()
Центр города — Площадь независимости и улица Соборная. Не обошлось без признаков «запорожского синдрома» — гулять есть где, отдыхать нет. Ни лавочек, ни общественных пространств.
![]()
Недалеко от Соборной начинается Аллея кованых скульптур. Ежегодно город проводит фестиваль кузнечного ремесла «Металеве серце України». Самые красивые скульптуры остаются здесь. На аллее видны следы общественной деятельности: стоит урна для уборки за собаками, «солнечные деревья» с зарядками и т.д.
![]()
Навигация
В Ровно нет туристической навигации, зато есть транспортная. Расписание маршрутов можно найти почти на всех остановках общественного транспорта. А на Соборной даже начали устанавливать электронные табло.
![]()
Валидация
Стандартный набор атрибутов любой украинской маршрутки – это плохая музыка, «чёрная бухгалтерия» и споры о том, кто может проехать бесплатно.
В ровенских маршрутках решили последние две проблемы. Льготным пассажирам выдаются карточки, с которыми они могут проехать бесплатно. Карточек ограниченное количество, при выходе их нужно сдать водителю. Прямо скажем, эксклюзивная штука.
![]()
Как не надо
Водоотведение
Внимание на фото снизу. Ничего необычного, просто дворник убирает лишнюю воду с тротуара. Лопатой.
![]()
Об эффективности такого занятия судить боюсь, но причины его понятны. Ямки в асфальтном покрытии набрали дождевой воды, а слиться ей некуда. Потому что в Ровно нет понятия ливневой канализации.
Ещё один пример. Снег растаявший (он — вода, прим. Ирины Билык) — после попадания на тротуар оказывается в ловушке: ливнёвок нет, а из-за высоты бордюрного камня он не может даже убежать на травку. Кому от этого вред? Пешеходам, газону и асфальтоукладчикам, ведь вода постепенно разрушает покрытие, доводя до такого состояния, как на картинке справа.
![]()
В качестве примера хорошей ливневой канализации приведу Днепр. Посередине пешеходной зоны — водосток, тротуар чуть под наклоном к ливнёвке, что помогает гравитации побеждать воду. Учись, Ровно.
![]()
Некачественное покрытие
Раз уж завели тему дорог, то отметим, что за пределами центра в Ровно — неровно. Асфальт на дорогах лежит кусочками, во дворах покрытия чаще всего вообще нет.
![]()
В сухую погоду оно может и ничего, но в дождь ровенские дворы подходят разве что свинке Пеппе, ибо она как раз любит возиться в грязи.
![]()
Барьерность
Та же ситуация с условиями для маломобильных людей. Попытки местных урбанистов сделать город безбарьерным выглядят так:
«Давайте всё по-человечески. Плитку на тротуар, понижение по обеим сторонам… Ага, слева заезд для машин, значит, с понижением можно не напрягаться. Ливнёвки не надо — дорого. Плитка кривая? Да кто это заметит вообще?»
![]()
Сюда же относятся и подземные переходы. Не знаю, откуда у маленьких городов страсть к подземным переходам, но появляются они и где надо, и где и нет.
Конкретный пример: дорога на четыре полосы в центре города. Казалось бы, почему не оборудовать наземный переход? Нет, лучше прокопать проход под землей!
![]()
Заборы
Ещё одна поправка в пункт «барьерность» — огромное количество заборов в пешеходных зонах. Сделаны они явно ради того, чтобы ленивые пешеходы ни в коем случае не вздумали перебегать дорогу сверху, а не под землёй.
![]()
Клетки из заборов надоели не только приезжим, сами ровенчане пытаются их взломать.
![]()
«Мы забор поставим, а люди сами разберутся, как с парковки на тротуар попасть,» — сказка о потерянной логике, глава первая.
![]()
Парковка
Вторая теоретическая функция заборов — разделять пешеходную и автомобильную зону. Жаль, это не работает на практике, пока водители считают себя центром городской инфраструктуры.
Стоит не поставить забор в одном месте, как автомобилисты переделывают тротуары под парковку.
Реклама
И о рекламе. Реклама в Ровно не сильно отличается оригинальностью — такая же безвкусная и всепоглощающая, как и в других областных центрах.
![]()
Разработать единый дизайн-код города — вот о чём следовало бы подать петицию в мэрию. И да уменьшится количество информационного мусора на фасадах домов Ровно!
Что развивать
С чёткими плюсами и минусами Ровно мы закончили. Настало время «серой зоны».
Сортировка мусора
То, что в Ровно начали сортировать мусор, это, конечно, замечательно. То, что отсортированный мусор при этом не вывозят вовремя, — плохо. Ещё хуже то, что мусорные баки в Ровно часто стоят посреди улицы для удобства мусороуборочных служб и страдания всех остальных.
![]()
Кажется, где-то такое уже было. Ах да, Черновцы!
![]()
Активная общественность
Люди — это последнее, что нужно критиковать/хвалить в городе. Потому и стоит этот пункт в конце статьи.
У местных жителей есть все возможности исправить урбанистические проколы своего города. Только в прошлом году мэрия выделила 10 млн гривен на реализацию проектов «Громадського бюджету». Это много. Для сравнения: Днепр выделил для своих горожан 16 млн, хотя его площадь в несколько раз больше Ровно.
Однако проекты, которые подали ровенчане в прошлом году, заставляют либо умилиться, либо заплакать. Некоторые из них настолько оригинальны, что захотелось вынести их в подборку.
Итак, вот что подали жители Ровно в качестве основных городских проблем, на которые надо потратить 10 млн гривен:
![]()
Напомню для тех, кто не в теме: общественный бюджет создавался для решения локальных проблем инфраструктуры, как, например, установка пандусов, ремонт детских садиков, обустройство общественных пространств и т.д. Но уж точно не для печати перекидных календарей и организации модных фестивалей. Кстати, может, именно поэтому эти проекты и отклонили.
Итоги
На самом деле, Ровно вполне оправдывает свое название (если говорить не о дорогах, конечно). Все здесь как-то… средненько. Средняя преступность, средняя общественная активность, средние масштабы зрад и перемог. Но всё решаемо. Если перестать выдвигать проекты типа «Парада детских колясок» и начать делать что-то стоящее. В любом случае, удачи, Ровно.
поддержать проект
