В то время как СБУ ищет агентов Кремля в социальных сетях, реальные резиденты российских спецслужб работают у них под самым носом, порою даже на виду, ничуть не маскируя своих намерений.
Нет, они не занимаются «пропагандой русского мира» и прочей ерундой, они просто лоббируют интересы России, постепенно прибирающей к рукам украинскую экономику, в том числе стратегические предприятия оборонного значения.
И при этом являются членами пропрезидентской фракции, чьи лидеры ежедневно трубят о борьбе с «российским агрессором».
Директор из «КГБшной фирмы».
Ризаненко Павел Александрович родился 12 июля 1975 года в селе Красиловка Броварского района (под Киевом).
Будучи достаточно усердным и способным юношей, в 1992-м он с серебряной медалью закончил Броварскую среднюю школу №2, после чего поступил в Киевский торгово-экономический институт (ныне – университет), где проучился с 1992 по 1994 год.
Но затем он отправился вовсе не отдавать родине воинский долг, а учиться в Америку – получив грант агентства NAFSA/USAID при Госдепартаменте США.
По имеющейся у автора информации, получению этого гранта, равно как и своими дальнейшими успехами, Павел Ризаненко был обязан не только своей отличной учебе, но и умением услужить руководству.
В Америке в 1996-м он закончил Graceland College, получив диплом бакалавра (4-летнее высшее образование) по специальностям «Экономика» и «Бизнес-администрирование».
Степень магистра Павел Ризаненко защитив лишь в 2016 году, в Украинском университете банковского дела (бывший Киевский филиал Львовского финансово-кредитного техникума), когда он уже был нардепом со стажем и большими связями.
Трудовой путь Павла Ризаненко начался в украинском филиале международной аудиторской компании «Ernst & Young» — куда его тоже пристроили американцы.
Проработав около трех лет аудитором и старшим аудитором, Ризаненко в 1999 принял куда более перспективное предложение: в Москве, в ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог».
Данная компания была основана в начале 90-х российским эмигрантом Петром Дерби и армяно-российским бизнесменом Рубеном Варданяном, и поднялась на ваучерной приватизации.
С 1995 по 2003 год компания была в собственности у «Банка Москвы» — созданного и контролируемого Юрием Лужковым и Павлом Бородиным (называемого «отцом проекта «Путин»).
За пять лет Ризаненко сделал карьеру от консультанта до директора управления инвестиционно-банковской деятельности.
В 2005-м, когда «Тройка Диалог» была окончательно выкуплена своими создателями, Ризаненко перешел на работу в группу «Ренессанс Капитал», тоже директором управления инвестиционно-банковской деятельности и ответственным за горно-металлургическое направление.
Одновременно он стал членом совета директоров российской корпорации «ВСМПО-АВИСМА».
За этими сухими данными из биографии Ризаненко скрываются любопытные подробности.
Например, «Ренессанс Капитал» называют одной из «КГБшных фирм», через которую бывшие и действующие руководители советских и российских спецслужб осуществляли масштабную экономическую деятельность в мировом масштабе.
А одним из основателей и владельцев корпорации «ВСМПО-АВИСМА», занимавшейся выпуском титана для аэрокосмической промышленности, был бывший полковник 1-го Управления КГБ (внешней разведки) Вячеслав Брешт.
Через Брешта он познакомился и сблизился со многими бывшими «гебистами» и «грушниками», связи с которыми сохранил до сих пор.
Впрочем, как известно, бывших «чекистов» не бывает.
А Павла Ризаненко порою называют засланным российским казачком – и теперь мы видим, за что именно.
Вячеслав Брешт.
Но есть и другие подробности.
Например, когда Брешт занимался слиянием компаний «ВСМПО» и «АВИСМА» в одной корпорацию, ему в этом помогли юристы из «Тройка Диалог» и лично Ризаненко.
И это было не просто слияние, а весьма агрессивное поглощение, сопровождаемое борьбой с конкурентами – одним из которых был миллиардер Виктор Вексельберг.
С ним разобрались через год: как только Ризаненко перешел на работу в «Ренессанс Капитал», ставшего миноритарным акционером корпорации, эта группа помогла Брешту выдавить Вексельберга из числа основных акционеров «ВСМПО-АВИСМА», за что Брешт и предоставил Ризаненко место в совете директоров.
Но праздник был недолгим.
Вексельберг поднял большой шум, и о споре за крупнейший титановый актив России услышали в Кремле.
Всех акционеров «ВСМПО-АВИСМА» пригласили в генеральный офис «Рособоронэкспорта» — госкомпании, созданной Путиным, во главе которой он лично поставил Сергея Чемезова.
Кто такой Чемезов? Когда Путиным был еще офицером КГБ и работал в Дрездене, где жил в доме №101 по Радебергерштрассе, то его соседом был представитель секретного ЭНО «Луч» Сергей Чемезов, с которым он пересекался и по работе, и дружил в быту.
То есть Чемезов – один из старейших друзей российского президента, с еще «допитерских» времен, проверенный по службе в советском КГБ.
Сергей Чемезов и Владимир Путин.
Так вот, в Кремле решили, что такое стратегически важное предприятие, как «ВСМПО-АВИСМА», должно вернуться под контроль государства.
Чемезов, выполняя поручение Путина, позвал акционеров «ВСМПО-АВИСМА» к себе на совещание, на котором также присутствовали генералы ФСБ и Минобороны плюс представители кремлевской администрации — и предложил им продать свои акции «Рособоронэкспорту».
Те не стали возражать, понимая, что в противном случае акции у них не выкупят, а отберут.
Чемезов действительно дал им хорошую цену, почти миллиард долларов из кредита «Сбербанка» (платили то из казенных средств), не обидел он и бывших менеджеров Брешта.
Хотя Ризаненко потерял место в совете директоров «ВСМПО-АВИСМА», он продолжил работу в «Ренессанс Капитал» — официально до 2007 года.
До того момента, когда «Рособоронэкспорт» был переименован в «Ростехнологии» (Ростех) и занялся серьезной экспансией на зарубежные рынки – ища уже не только сбыт, но и аналогичные предприятия, чтобы скупить их или уничтожать.
Под прицелом «Ростеха» оказался и украинские предприятия.
И вот тут в биографии Павла Ризаненко начались огромные пробелы.
Борьба за титан.
В ноябре 2005 года «ВСМПО-АВИСМА» приобрела 100% акций шведской компании «Carl.
titan AB», которая в свою очередь владела 51% акций предприятия «СЕТАБ Никополь» — на долю которого приходилось 20% мирового производства бесшовных титановых труб.
После этой сделки предприятие переименовали в ЗАО «Трубный завод ВСМПО-АВИСМА» (ЕГРПОУ 31576440), и оно перешло в фактическую собственность российской корпорации – а с 2006 года находится в собственности и под контролем кремлевского «Ростеха».
В покупке этого украинского предприятия тогда участвовал и Павел Ризаненко.
Тогда он был не просто топ-менеджером российской компании и российским гражданином (помимо сохраненного им российского паспорта, Ризаненко имеет и российский ИНН 770600208413, о чем вы узнаете позже), но настоящим патриотом России.
Ведь после этой удачной сделки он публично порадовался успеху – нет, даже не своей компании, а оборонной промышленности РФ! Заявив в интервью журналистам дословно следующее:.
Ризаненко не преувеличивал: продукция никопольского завода действительно была очень важна для российского ВПК, особенно для постройки новых российских боевых кораблей и атомных субмарин.
И вот с 2005 года строить их помогает украинский завод.
Но еще больше по ушам режет фраза: «вернули актив»! Точно так же в 2014 году кремлевские друзья Ризаненко назовут «возвращением» аннексию Крыма, вместе с которым под их полный контроль попал Крымский завод «Титан», на который они облизывались много лет.
В трудовой биографии Ризаненко есть странный пробел: с 2007 года, когда он якобы уволился из «Ренессанс Капитал», по 2010-й, когда он всплыл в родных Броварах в качестве депутата городского совета, выдвинувшись от партии «Сильная Украина» Сергея Тигипко.
Чем же он занимался эти три года? И где? Почему он бросил хорошие должности в ведущих российских корпорациях и вернулся домой в Украину? Ответа на эти вопросы пока что нет, но Павлу Ризаненко явно есть что скрывать от украинских избирателей – а возможно, и от украинской контрразведки.
Кстати, то, что он вернулся в родные Бровары, было не случайным: Ризаненко тут же заинтересовался тамошним предприятием ГП «Завод порошковой металлургии», который может работать с титановыми сплавами, а потому представляет интерес для «ВСМПО-АВИСМА» и «Ростеха».
И вот ведь интересное совпадение: Ризаненко «материализовался» в Броварах сразу после того, как в конце 2009 года этим заводом заинтересовалась американская компания «ADMA Products».
Возможно, задачей Ризаненко было не допустить переходом предприятия под контроль американцев.
Что ж, итогом деятельности Ризаненко был переход предприятия под контроль… пророссийского депутата Олега Царева, причем тот сохранял контроль над ним до 2015 года, после чего директором завода назначили человека Геннадия Чекиты.
И наобещал землякам бороться против дерибана территории городского парка, против незаконной застройки и незаконной аренды, вернуть детям детские сады, добиться от городской власти бесплатного провоза школьников и многое другое.
Но так и не выполнил своих обещаний.
Нужно было как-то объясниться, и тогда в феврале 2012 года Ризаненко инсценировал нападение на себя и своего шофера.
Инсценировал, потому что заявленные им «сотрясение мозга и перелом руки» оказались мелкими ссадинами, зато информационный шум о «нападении на лидера общественного движения» был большим – его поднял сам Ризаненко и его помощники.
За какие же шиши он жил и содержал свою общественную организацию? Может быть, ему выплачивали «командировочные» из спецфондов «Ростеха»?.
Еще один интересный факт: в ноябре 2011 года Павел Ризаненко стал членом Партии Регионов, о чем свидетельствует выданный ему партбилет.
То ли он получил его «автоматом», после слияния «Сильной Украины» с ПР, то ли сознательно записался в ряды партии власти.
Однако позже Ризаненко не раз публично отрицал свою принадлежность к «партии корыта» — как он называл ПР.
И это было объяснимо, ведь в течение 2012 года Павел Ризаненко сблизился с опозиционной на тот момент партией «УДАР» Виталия Кличко, и вот уже в ноябре того же года он избрался под её знаменами народным депутатом – в родных Броварах, по 97-му избирательному округу.
Неплохой рывок для человека, который только пару лет как вернулся в родной город, и фактически еще ничем не заслужил симпатий избирателей.
Кстати, пробел в биографии Ризаненко чаще всего объясняют тем, что ему, согласно статьи №9-1 Закона о выборах народных депутатов, нужно было «нарисовать» себе 5 лет непрерывного проживания в Украине.
И тогда он вырвал из своей биографии три года работы в России (2007-2010), солгав, что вернулся домой еще в 2007-м.
Вот только до 2010-го Ризаненко в Броварах не видели.
Павел Ризаненко и Виталий Кличко.
Сразу после получения мандата, Павел Ризаненко стал заместителем председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации.
И тоже не случайно.
Один из них – Демуринский горно-обогатительного комбинат (ГОК), права на который «ВСМПО-АВИСМА» приобрела летом 2012 года через кипрскую оффшорную фирму.
Открытого участие в этой фирме Ризаненко замечено не было, ведь формально он был еще простым броварским активистом.
Зато когда в 2014 году Коломойский «отжал» Демуринской ГОК, Ризаненко публично выступил с резким осуждением действий «Привата».
Главной целью «ВСМПО-АВИСМА» и Павла Ризаненко в Украине стал Вольногорский горно-обогатительный комбината, много лет являвшегося главным поставщиком имельтина на просторах бывшего СССР.
В этом имельтине нуждался «ВСМПО-АВИСМА», потому как возить его из ЮАР (для чего там развернула свою деятельность «Ренессанс Капитал») было дороже и проблематичнее.
Однако контроль над Вольногорским ГОК держал «Титан» Дмитрия Фирташа, который потом чуть было не приватизировал его по особому распоряжению КМУ от 09.10.2013 г.
№ 846-р.
Ризаненко направил свои усилия на срыв этой приватизации и расторжение договоров об аренде с Фирташем, с тем, чтобы ГОК достался россиянам.
Причем Ризаненко говорил об этом открыто… летом 2014 года.
Да-да, уже был аннексирован Крым, уже лилась кровь на Донбассе, а нардеп Павел Ризаненко рассуждал о сотрудничестве в оборонной сфере с Россией.
Вместе с Вольногорским ГОК, Ризаненко призывал забрать у Фирташа и Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), утверждая, что тот приватизировал их по слишком низкой цене.
А после – провести новую приватизацию ЗТМК и Вольгорского ГОК в одном пакете.
А затем на ЗТМК начали бы производство продукции из Вольногорского сырья, отправляя его на экспорт.
И это позволило бы «Ростеху» и «ВСМПО-АВИСМА» осуществлять экспорт титановой продукции, произведенной в Украине, в обход санкций, наложенных на Россию.
Хорошо живет на свете депутат!.
28 мая 2017 года народного депутат Павла Ризаненко, управлявшего в пьяном виде своим «Porsche-Cayenne» (номер AI 7071 AX), остановила столичная полиция.
Был составлен протокол, проведено освидетельствование (выявившее 0,27%), все документы передали в Деснянский районный суд столицы.
Который вынес решение оштрафовать Ризаненко на 10 200 гривен, а также лишить водительских прав сроком на два года.
Сам виновный на судебное заседание не явился, а перед журналистами вообще отрицал факт своего задержания за рулем в пьяном виде, утверждая, что всё это происки врагов.
Который давно уже обвиняет Павла Ризаненко в наличие российского паспорта и работе на российские спецслужбы.
Но если прямо уличить Ризаненко в работе на российские спецслужбы пока что не получается, то обвинить в незаконном владении бизнесом в аннексированном Крыму – запросто.
Найти необходимые доказательство нетрудно — они лежат в открытом доступе.
Из них мы узнаем, что Павел Ризаненко, имеющий российский ИНН 770600208413, является совладельцем ООО «Трубосталь», зарегистрированного 15 июня 2015 года в Крыму.
При этом в своей депутатской декларации он указывал украинские регистрационные данные «Трубостали».
Но это не единственный бизнес Павла Ризаненко, которым он обзавелся за время своего украинского депутатства (напомним, что в 2011 году он утверждал, что бизнесом не занимается).
Вот, к примеру, у него есть сводный брат (сын отчима) Анатолий Артюх, владеющий ООО «Интермателлпласт».
Это в её офисе 18 октября 2016 года следственным управлением ГФС Украины был проведен обыск, основанием для которого стало обвинение в уклонении от уплаты налогов.
Судя по тому, что вовремя обыска только наличными изъяли более миллиона гривен, денежных затруднений сводные братья не испытывали.
Поэтому декларация народного депутата фракции БПП Павла Ризаненко — это лишь бледное отражение его состояния, происхождением которого наверняка стоило бы заинтересоваться правоохранительным органам.
Особенно богата его родня жилой недвижимостью.
Например, на себя Ризаненко задекларировал квартиру в Ялте (57 кв.
м.), на маму Любовь Ризаненко — квартиру в Киеве (205 кв.
м.), на жену Ольгу Петренко – еще одну квартиру в Ялте (210 кв.
В действительности СМИ сообщали, что только на его маму записано 11 квартир и домов.
Плюс еще по одной квартире, купленных в 2011 году, он записал на своего отчима и тестя.
Его отчим Григорий Артюх владеет в родной Красиловке 12 участками общей площадью 40 гектаров.
Но и это мелочи по сравнению с территорией племзавода «Плосковский», приватизацию которого два года лоббирует Ризаненко.
Если это дело у него выгорит, то семья Ризаненко-Артюхов станет крупнейшими латифундистами района.