В выставочном зале Национального музея Черногории Art Gallery of Miodrag Dado Duric в Цетине открылась международная мультимедийная выставка Exodus.
Biruchiy 019.
Выставка объединила художников из Украины, Черногории, Франции, Чехии, Сербии, Боснии и Герцеговины.
Куратор проекта Константин Дорошенко рассказал НВ о его сути.
Черногория — государство и древнее, и молодое.
Обретавшее и терявшее независимость в столетиях бурной истории Европы, оно стало местом пересечения различных культур, этносов, религий.
Благословенная природа формировала стойкость, мудрость и выдержанность национального характера жителей Черногории, готовых отстаивать свою землю, исследовать мир, но не стремящихся к экспансии и не проявляющих агрессии к соседним народам.
Сегодня, когда старый мир претерпевает необратимые изменения, экономика, социум, общественные устои находятся в перманентном кризисе, а социальные сети и интернет стремительно формируют новую реальность, Черногория, как страна с открытым взглядом на мир, находящаяся не в центре традиционной европейской и мировой политики, может оказаться одним из центров нового понимания мира.
Матвей Крылов (Черногория).
Из проекта Планета Вода, 2018.
Влада Ралко (Украина).
Не зря Цетинская биеннале прозвучала в свое время в Европе, как глоток свежего воздуха, территория поиска, открытости и честности в ангажированном финансово и идеологически мире глобального арт-бизнеса.
Самые острые темы, самые экстравагантные художественные высказывания, разрушающие табу, звучали на ней — от трагедии этнических чисток до грани порнографии в природе.
Никита Кравцов и Камий Санье (Украина-Франция).
Исход (Вторжение), 2019.
Украину роднит с Черногорией отсутствие имперского подхода в политической и культурной плоскости, сочетание древности и новизны государственности.
Только Украина находится сегодня в ситуации войны, что определенным образом акцентирует в том числе и направление мыслей людей искусства.
Черногория же пережила военное потрясение во время распада Югославии, что делает опыт ее культурной политики тем более интересным сегодня, в мире, где войны и беженцы, увы, становятся перманентной реальностью.
Владимир Будников (Украина).
Наша выставка — результат международного арт-симпозиума, организованного в черногорском Горном Морине социальным клубом Exodus и украинской арт-резиденцией Бирючий при поддержке Украинского культурного фонда.
Тема симпозиума и название выставки — Exodus — обращает нас к одной из переломных точек истории человечества, описанных в Ветхом Завете.
Времени, когда, покидая египетский плен, народ Израиля, проходя испытания, совершая ошибки, путем очищения двигался к Земле Обетованной.
Сегодняшний мир, в котором нарастают тенденции самоуничтожения человечества, от экологической проблематики до увеличивающегося расслоения между богатыми и бедными и новой угрозы ядерной войны, в котором новые технологии, не успев появиться, ставятся на службу манипуляциям массовым сознанием, видится пленом, исход из которого — единственная возможность спасения.
Но современный исход требует отказа от стереотипов мышления и самовоспроизводящегося сценария насилия, отпечатанного в человеческой истории.
Сергей Братков (Украина-Россия).
«То, что позволяет человеку достигать желанных целей, радоваться своим чувствам, собственному достоинству, уверенности в желанном будущем, придает смысл его жизни.
Человек способен сам выбирать, с чем связать смысл и счастье своей жизни, — с ценностью власти или ценностью свободы», — пишет в своей книге Власть российско-израильский математик и философ Феликс Шмидель.
«Выбор власти — это выбор права на доминирование, насилие, причинение ущерба радости другого ради собственной радости своего превосходства.
Выбор свободы — это выбор права на взаимную паритетность, взаимное согласие, взаимную радость с другими ради собственной радости», — резюмирует он.
Искусство является способом человеческой деятельности, предвосхищающим развитие человечества.
Фантазия, предчувствие, волнение художника дают ему возможность увидеть потенциальный выход там, где этого не могут ученые и политики.
Вскрыть болевые точки, на которые обывателю свойственно закрывать глаза в стремлении к самоуспокоенности.
Младен Милянович (Босния и Герцеговина).
Представленные в проекте художники не только творили на заданную тему, но и коммуницировали, взаимодействовали на семинарах, лекциях, осмысляя вопросы отнюдь не только искусства, но и истории, экономики, социальных тенденций, новых способов кооперации, общественных и деловых взаимоотношений.
Мы с комиссаром проекта, черногорским историком искусства, неоднократным куратором Цетинских биеннале Петаром Чуковичем также привлекли к выставке произведения художников, не участвовавших в резиденции, но создавших работы, созвучные теме ее исследования.
Елена Томашевич (Черногория).
I Have Been Doing This Shit Since I Was Little, 2019.
Важнейший акцент выставки — констатация того, что в современном мире нет больше художественных метрополий и периферии.
В странах без имперского прошлого, без претензий на культурную экпансию, так же размышляют о мировых вызовах и проблемах, как и в общепризнанных культурных столицах.
Могущественные державы своими стратегиями подвели мир к ситуации целого спектра кризисов.
Влатка Вуйошевич (Черногория).
Наступило время слышать голос других государств, в частности — Восточной и Центральной Европы.
Пройдя опыт «кровавых земель» (по определению Тимоти Снайдера), строившихся на миллионах жертв социалистических утопий, имперских инвазий и войн, эти страны сохранили особенную витальность, прошли уникальные мутации и выработали свою оптику мировосприятия через искусство.
Выставка Exodus — убедительный документ, демонстрирующий миру Черногорию, как место диалога и пульсации современных образов и смыслов.
И Украину, как одного из инициаторов этого диалога.
Зоран Тодорович (Сербия).
Проект реализован при поддержке Украинского культурного фонда усилиями социального клуба Exodus и художественной резиденции Бирючий.