Адмінреформа: сто районів бездоріжжя
Адмінреформа: сто районів бездоріжжя

Адмінреформа: сто районів бездоріжжя

Я о построении дорожной сети в Украине и ее влиянии на административно-территориальную реформу в Украине.

С этим ситуация еще хуже.

Долгое время ездя в историческую родину (в село, 120 км от Киева), я должен был наматывать в объезд лишних 20 км, потому что на прямом направлении отсутствовало 3 км дороги.

Причина была ясна как день.

Дороги не было на границе двух административных районов.

Носовского и Козелецкого Черниговской области.

То есть, из любого села в райцентр дороги какие-никакие есть, а между соседними селами, но в разных районах, дороги не было.

Три км всего.

И никакой дороги.

Поле с пшеницей или просто чернозем.

Даже грунтовки не наездили.

Украина вошла в независимость с очень неудобной дорожной сетью.

Дорожная инфраструктура в СССР формировалась моноцентрично вокруг Москвы.

Дороги прокладывались по принципу центр-окраина.

А центром была Москва.

У нас до сих пор нет прямой дороги из Киева на Крым, на Днепр-Запорожье, на Донецк-Луганск-Мариуполь (это я безотносительно к нынешней временной оккупации пишу).

Зато из Москвы туда удобно ехать – есть прямая дорога.

Нет нормальной прямой дороги на Винницу и дальше (Тернополь, Каменец-Подольский, Черновцы).

Закарпатье вообще, как отрезанное.

Еще хуже ситуация с железной дорогой.

Поезда делают гигантские крюки.

Из столицы в Одессу, Мариуполь, Ужгород, многие другие крупные города и регионы поезда едут дикими зигзагами.

Посмотрим глубже.

В каждой области дорожная сеть в основном проложена моноцентрично к областному центру.

В каждом районе села имеют твердую дорогу к райцентру, но очень редко между собой.

Между городами и райцентрами в стране расстояния в 30-40 км.

Это не много, если дорога хорошая и есть надежное транспортное сообщение.

Но как правило, города и райцентры связаны с облцентром, а между собой имеют дорогу далеко не всегда.

Я проехал с этнографическими и краеведческими целями немало по Украине – по малым городами и глухим селам.

Мне очень запомнились эти крюки и зигзаги, когда от точки до точки по прямой пять километров, а по дорогам (или их подобию) все двадцать пять.

Собственно, наши люди привыкли так жить.

Село может быть связано дорогой с находящимся в тридцати километрах райцентром, а более близкий и крупный город в этой системе дорог может быть и вовсе недоступным.

А если по территории протекает река, то это вообще непреодолимо.

От моста до моста может быть и пятьдесят, и сто километров.

И вот с этой дорожной инфраструктурой в Украине проходит административно-территориальная реформа.

Пока эта реформа касалась объединения и укрупнения громад (компактно расположенных сел и малых городов), это людей не особо напрягало.

Пока изменения происходят чаще всего в рамках одного района.

По сути, меняется не многое.

Но настало время перехода на следующую ступень реформы – укрупнение районов.

Сейчас мы имеем в стране около 500 районов.

Именно на районном уровне у нас сформированы основная медицинская, образовательная, полицейская и прочите сети.

В планах реформы – создание около ста новых укрупненных районов.

По три-пять районов на область.

И если многие государственные, коммунальные и прочите сервисы можно перераспределить даже со значительной выгодой для жителей, то все хорошее тупо упирается в банальное отсутствие дорог между бывшими райцентрами и селами на границах бывших районов.

Например, нет ничего плохого, если теперь оборудованная качественная местная больница будет располагаться не в далеком областном центре, а в более близком крупном городе – бывшем соседнем райцентре.

До областного центра, например, 150 км и три часа езды.

А до нового райцентра всего 40 км по прямой.

А езды – часов пять.

Потому что прямой дороги никогда не было.

И жители это прекрасно знают.

Вся Украина волнуется, увидев новые варианты районирования страны.

И пусть в принципах заложено, что максимальное расстояние до райцентра должно быть не более, чем 60 км, но принципы не видят, что на этих 60 км есть один, а то и два участка, где дорога не на много – на километр-два просто прерывается.

Но этого хватит для полной недоступности.

А в целом, да, административная реформа – дело нужное и хорошее.

Но дьявол кроется в этой паре километров вообще без дороги.

Источник материала
Поделиться сюжетом