Ювілей «Трансінвестсервісу» – подія непересічна.
В Украине не так много компаний ровесников самой страны.
Большинство предприятий, которые появлялись в начале девяностых, в результате не выдержали конкуренции, исчезли или переквалифицировались.
Среди ветеранов своей стабильностью выделяется компания «Трансинвестсервис» (ТИС), которая в этом году отмечает свое двадцатипятилетние.
О ней и поговорим.
Компания появилась в сентябре 1994 года в 22 километрах от Одессы, в акватории Малого Аджалыкского лимана.
Популярні новини зараз.
Головне за день: українці втратять пенсії та субсидії та масштабний збій у Apple.
Колишню першу леді просто із залу суду кинули за ґрати: про такі терміни ще ніхто не чув, подробиці.
Тіна Кароль у "голій" сукні показала більше, ніж слід було: фото апетитних форм.
З 1 жовтня в Україні зникнуть гривні: що робити.
Показати ще.
Сегодня ТИС – крупнейший транспортный узел Украины, объединяющий пять специализированных морских терминалов, обрабатывающих ежегодно 26 млн тонн грузов (около 20% рынка по итогам 2018 года).
Это в четыре раза больше второго после ТИСа по объемам частного оператора – Ника-Тера и вдвое больше, чем переваливает крупнейший госстивидор – МТП Южный.
Интересно, что ни один из двух соучредителей компании «Трансинвестсервис» на момент ее создания в 1994 году не имел опыта в портовом бизнесе.
Алексей Ставницер был известным альпинистом и предпринимателем, а Олег Кутателадзе юристом.
Ставницер альпинизмом занимался профессионально и как спортсмен, и как администратор.
Именно это во многом определило судьбу компании ТИС.
Занятие альпинизмом в условиях существовавшего в СССР дефицита альпинистского снаряжения способствовало раскрытию предпринимательского таланта и системного мышления Алексея.
Первый опыт занятия бизнесом он получил еще при СССР — несколько лет отработал в альпинистском кооперативе «Промальп».
Позже создал свое первое предприятие «Эверест».
Все это, в конечном счете, дало плоды — помогло Ставницеру увидеть перспективы стивидорной деятельности.
А в 1995 году их стало трое.
Полноправным партнером по этому бизнесу стал Алексей Федорычев, который на тот момент занимался экспортом удобрений практически со всех заводов Украины.
«О партнерстве договорились почти сразу, – рассказывают Ставницер и Кутеладзе, – Провели три встречи, поняли, что цели совпадают, и ударили по рукам».
Троице пришлось немало пережить трудностей.
В то время в Украине не было частных причалов – законодательство запрещало их приватизацию или покупку.
О запрете строительства новых причалов закон ничего не говорил, поэтому акционеры решили развиваться независимо от государственной инфраструктуры и строить новые комплексы самостоятельно.
И хотя закон был целиком на стороне инвесторов, основателям пришлось выдержать колоссальное сопротивление чиновников.
Министр транспорта тех лет эмоций не сдерживал: “Хотите новый терминал? Только через мой труп”.
Но бюрократическая машина и саботаж чиновников разного уровня не остудил энтузиазма основателей ТИС.
В 2000-м заработал новый зерновой терминал, который впоследствии станет самым крупным в Украине и на Черном море.
«Так и шли по жизни, деля все трудности 50 на 50», – говорят акционеры компании.
– Все знали, что партнерство Ставницера, Федорычева и Кутателадзе – это не часто встречающаяся взаимная поддержка, обоюдные цели, дружба и искреннее переживание за здоровье и благополучие в семьях».
Именно благодаря появлению в компании Алексея Федорычева стали реальными те цели, которые ставили для себя акционеры.
Его талант и предпринимательская жилка помогли в короткое время добиться успеха по всем фронтам.
Интересно, что первоначально Алексей Федорычев хотел стать спортсменом.
В 70-х годах он даже играл хоккей с мячом за команду “Зоркий”.
А позже за криворожский “Кривбасс”.
Уже в 1987 году будущий бизнесмен уезжает из СССР и дальше его деятельность никак не связана со спортом.
Он становится трейдером.
В средине 90-х он открывает свою компанию, которая называется Fedcom и регистрируется в Монако.
Главной специализацией этой компании был экспорт серы и удобрений из бывших советских республик, включая Украину.
Отметим, что тогда сельское хозяйство переживало не самые лучшие времена, многие заводы в Украине и России тогда закрывались из-за нехватки денег.
Федорычев поставлял на множество заводов по всей Украине сырье, платил деньги за работу и получал уже готовый продукт – удобрения.
Отметим, что в производстве было задействовано более 5 заводов по всей Украине.
Именно благодаря такому подходу в Украине появились первые удобрения, которые уходили на экспорт.
Поставки в Украину так же осуществлялись, но были намного проблемнее в силу того, что почти все заводы нужно было кредитовать на огромные сумы денег.
Тогда появилась система бартеров.
Сегодня ТИС представляет собой группу из 5 терминалов: ТИС-Зерно, ТИС-Минудобрения, ТИС-Руда, ТИС-Уголь, ТИС-Контейнерный терминал, а также инфраструктурная компания ТИС.
Грузооборот группы в год до 27 миллионов тонн – абсолютный лидер на Украине среди государственных и частных портов по объему грузоперевалки.
Сейчас в ТИС работает 4 тысячи человек, ежегодно дополнительно привлекается по договорам еще столько же.
Давайте еще посмотрим, к каким результатам пришла компания, благодаря тесному сотрудничеству акционеров Федорычеву Алексею, Ставницеру Алексею, Кутателадзе Олегу.
На сегодняшний день группа компаний ТИС обрабатывает каждую пятую тонну грузов в Украине.
За пять последних лет терминалы группы обработали около 126 млн т грузов, что сопоставимо с годовым грузооборотом всех морских портов Украины.
Для сравнения: в 2018 году перевалка грузов в украинских портах составила 135 млн т.
Для компании ТИС самым результативным пока является 2015 год — 26,6 млн т грузов (победа в «Национальном морском рейтинге Украины» в номинации «Золотая тонна»).
В 2018 году «ТИС» немного не дотянула до 26 млн т — 25,7 млн т (19% грузооборота морских портов Украины).
За последние три года компания выплатила почти по 3 млрд грн налоговых платежей в год.
В пересчете на одного работника предприятий «Трансинвестсервиса» налоговые платежи превышают 250 тыс.
грн в год.
В «клуб налоговых миллиардеров» ТИС вступила в 2016 году, когда нарастила консолидированные платежи в бюджеты всех уровней на 41%.
Налоговый итог года составил 1,02 млрд грн.
Примерно на таком же уровне холдинг платит налоги в последние два года.
В 2018 году, например, заплатил 1,03 млрд грн.
И самое главное – за 25 лет ТИС привлек инвестиции на общую сумму $770 млн.
Свои первые планы и проекты компания выстраивала, исходя из стартового объема инвестиций в $4-5 млн.
К двадцатилетнему юбилею группа подошла с размером освоенных инвестиций, в 100 раз превосходящим стартовый, — $500 млн.
И вот теперь $770 млн.
Так что прогресс налицо.
И если положительная динамика сохранится, свой следующий «круглый» юбилей, тридцатилетие, «Трансинвестсервис» встретит уже в статусе миллиардера.
В данном случае инвестиционного.