Автогаз по цене бензина. К чему приведет увеличение акциза на сжиженный газ
Автогаз по цене бензина. К чему приведет увеличение акциза на сжиженный газ

Автогаз по цене бензина. К чему приведет увеличение акциза на сжиженный газ

Верховная Рада может увеличить акциз для наиболее популярного автомобильного топлива в Украине - автогаза при уменьшении аналогичной ставки для бензина.

В случае реализации инициативы соотношение уровня акциза между бензином и СУГ (сжиженным углеводородным газом) может стать одним из самых высоких в Европе, рассказал аналитик консалтинговой группы А-95 Артем Куюн.

Такое решение приведет к удорожанию заправки газом на 2,8 грн., рассчитали специалисты enkorr, вследствие чего нынешняя двукратная выгода относительно бензина исчезнет.

Несмотря на то, что инициатива пока еще даже не рассматривалась в налоговом комитете ВР, для ее реализации существуют неплохие шансы, считают эксперты.

СУГ – тормоз отечественной нефтепереработки.

В связи со снижением уровня доходов населения, Украина вошла в пятерку мировых лидеров потребления сжиженного углеводородного газа в автомобильном секторе.

Цена пропан-бутана стимулировала водителей устанавливать дорогостоящее газобаллонное оборудование в надежде сэкономить на топливе в дальнейшем.

Уже в 2016 году по Украине ездило 9% мирового автопарка автомобилей с ГБО или 2,25 млн.

К августу 2019 году объем рынка автогаза был равным бензиновому.

Падение продаж бензина все это время не совпадало с планами крупнейших отечественных производителей нефтепродуктов.

К примеру, компания «Укрататнафта» и принадлежащий ей крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий Кременчугский завод даже при снижении производственных мощностей в предыдущие годы отстаивали необходимость восстановить баланс на внутреннем рынке.

Главным аргументом использовалась неспособность удовлетворить все более возрастающий спрос на пропан-бутан за счет собственных ресурсов и, как следствие, усиливающаяся зависимость от России в топливном секторе.

«Вы припоминаете, чтобы за последние 10 лет был дефицит бензина, в отличие от сжиженного газа?», - излагал свою позицию в одном из интервью глава «Укртатнафты» Павел Овчаренко, напомнив, в частности о том, что «Укртатнафта» ранее инвестировала $1,2 млрд.

для наращивания выпуска бензина, что также означает невозможность сокращать его обороты в дальнейшем.

За 2018 год Кременчугский НПЗ произвел 2,2 млн.

бензина, в то время как потенциал завода способен выдавать куда более солидные объемы горючего.

Однако продавать его «Укртатнафте» рентабельно лишь на внутреннем рынке, где, с одной стороны сильно сказывается присутствие импортируемого топлива из Беларуси, а с другой, сокращаются объемы продаж из-за влияния СУГ.

Так, за 7 лет оборот бензина в Украине сократился в два раза.

Дополнительной проблемой стало производство дизеля – его можно в больших количествах продавать аграриям, однако особенность работы НПЗ состоит в том, что при наращивании мощностей по одному виду топлива невозможно обойтись без увеличения производства другого.

В итоге, имея все ресурсы для закрытия дизельного дефицита, украинские производители не могут ими воспользоваться из-за отсутствия спроса на бензин.

«В «Укртатнафте» обосновывают свою точку зрения тем, что при существующих контрактах на поставку нефти с Азербайджаном, при возможности по увеличению производства в 2,5-3,5 раза, нет рынка, куда можно было бы продать топливо.

Чтобы весь производимый бензин они могли продать, нужно дать налоговый стимул – уровнять акциз.

Впоследствии «Укртатнафта» сможет производить больше и сжиженного газа, и дизеля, замещая импортные нефтепродукты.

Это, в свою очередь, скажется на ценах в сторону снижения, потому что будет жестче конкуренция», - пояснил исполнительный директор UPK Group Александр Киримов.

Рабочая группа в Раде еще не создана.

Как рассказал исполнительный директор Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ) Олег Широков инициатива по поводу акцизного тарифа была озвучена представителями «Укртатнафты на заседании комитета ВР по вопросам финансовой, таможенной и налоговой политики в конце сентября - начале октября, во время председательства заместителя главы комитета Александра Дубинского.

Заседание было посвящено системам электронного администрирования акцизного налога.

«Я выступил со своими аргументами, а после разговаривал с Дубинским, который обещал создать рабочую группу для обсуждения данного вопроса со всех точек зрения до конца октября.

Однако пока она создана не была», - рассказывает Широков.

Директор УАСГ также рассказал, что на заседании комитета были озвучены несколько другие цифры, нежели опубликованные на сайте Enkorr 24 октября.

Так, если для СУГ ставка предлагалась та же, что и согласно данным Enkorr – 136 евро за тысячу литров, то для бензина уменьшение тарифа предлагалось куда большее – с нынешних 213 евро до 170.

Помощник главы комитета по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев отметил, что по состоянию на 25 октября конкретных предложений по изменению расчета акцизных сборов для топлива в комитет не поступало.

Даже высокие налоги могут не дать «Укртатнафте» желаемого результата.

На внедрение налоговых правок у законодателей существуют неплохие шансы, так как данное решение выгодно двум крупнейшим производителям бензина – помимо «Укртатнафты», отмечает Александр Киримов, это и государственная «Укргаздобыча».

Тем не менее, повышение процентной ставки может не оправдать надежд компании-владелицы Кременчугского НПЗ, так как, при замедлении роста рынка, его существенного сокращения не стоит прогнозировать, считает Артем Куюн.

«Если человек уже пересел на автогаз, он назад не перейдет, так как, во-первых, он уже потратился на ГБО, а во-вторых, даже при 20 гривнах на пропан-бутан в рознице это цена будет дешевле, чем на бензин», - размышляет Олег Широков, добавляя, что «окончательный» переход с бензина на газ также подтверждается европейской статистикой.

Не скажется позитивно новация и на доходах бюджета, которые, вопреки расчетам по увеличению финансовых поступлений с акциза на пропан-бутан, лишь сохранят существующее положение дел.

«Логика такого налогового маневра непонятна, потому что бюджет от снижения акциза на бензин получит меньше по этой статье, а за счет снижения потребления газа получит плюс-минус столько же, сколько и при высоком потреблении, но меньших акцизах», - заметил аналитик консалтинговой группы А-95.

При этом эксперт не считает, что повышение тарифа само по себе не было бы отрицательным фактором – вопрос, скорее, в его параметрах.

«Изначально же планировалось поднять акциз с 52 до 78 евро за 1000 литров.

Считаю, что это было бы нормальным шагом, так как люди продолжили бы экономить, но появился бы какой-то баланс.

Личный автомобиль - не предмет первой необходимости, топливо во всем мире действительно облагается акцизами, и государству надо зарабатывать за счет людей, которые не хотят ездить на общественном транспорте.

Поэтому, повторюсь, такая разумная динамика была бы обоснована и соответствовала бы европейской практике.

Но то повышение, которое предложили в последний раз, это ненормально», - считает Куюн.

Рынок LPG замедлит развитие, но оттока к бензину не произойдет.

Предлагаемое повышение акцизных ставок ликвидируют это оптимальное соотношение, констатирует Артем Куюн.

«Цена А-95 составляет где-то 27 грн.

с учетом многочисленных скидок, а сжиженного газа – 13.

В случае реализации предложенной инициативы бензин подешевеет до 26 грн., а сжиженный увеличится до 15», - рассчитал эксперт.

Александр Киримов в свою очередь отметил, что нужно учитывать не только цену топлива на стеле АЗС.

«Существует коэффициент КПД, который для СУГ относительно бензина составляет 1,15.

Помимо него есть другой нюанс: у пропан-бутана недоливы больше, чем у светлых нефтепродуктов, так как гуляет плотность.

Учитывая вышесказанное, а также предусмотренное снижение акциза для бензина, что повлечет собой его удешевление примерно на гривну, ценовая разница между топливами сократится до 2-2,5 грн.

Процент ставки посчитан экспертами очень четко, чтобы не было неконкурентного перекоса.

В итоге, два этих продукта становятся равнозамениммыи», - прогнозирует результат налоговых изменений Александр Киримов.

Потеря экономического эффекта по переходу на автогаз, как уже отмечалось, замедлит положительную динамику в этом сегменте рынка, однако существенного его сокращения ожидать не стоит исходя еще из одного фактора – потребительских особенностей украинского рынка.

«В развитых странах люди меняют машину раз в 2-3 года, а, соответственно, вопрос о выборе топлива появляется тогда же.

У нас это раз в 6-7 лет.

В какой-то долгосрочной перспективе это может помочь изменить ситуацию, но, опять же, люди, которые меняют автомобиль, выбирают между дизелем и газом.

Отвалится перспектива газа – значит будет дизель», - считает Артем Куюн.

По мнению эксперта, «Укртататнафта» все же могла бы побороться за имеющийся спрос на бензиновом рынке, не прибегая к налоговым изменениям.

«Доля «Укртатнафты» далека от той, которую она могла бы занимать, но для того, чтобы ее нарастить, нужно изменить сбытовую политику.

Почему этого не происходит, а потребитель выбирает импортный продукт, я не знаю.

Может влиять все: цены, условия, репутация продавца», - делится мнением эксперт.

Аналогичную позицию касательно означенных вопросов высказал и исполнительный директор УАСГ Олег Широков.

«Почему при равных акцизных условиях для иностранного и украинского топлива, украинские сети закупают бензин в Прибалтике и Беларуси? Просто бензин «Укртатнафты» неконкурентный: даже если вообще акциз с бензина снять, все равно закупать будут импортный, потому что он будет дешевле.

А улучшать показатели Кременчугского НПЗ за счет урезания рынка автогаза, который практически спас украинскую экономику и потребителя – недопустимо.

УАСГ Категорически против подобного ломания рынка.

Акцизная политика должна основываться на финансовом состоянии страны, доходах населения, пенсиях.

Перераспределение акцизной ставки может повлиять и на предложенную «Укрнафтой» цену в сторону удешевления, делиться Александр Киримов.

«Конкурировать с иностранными поставщиками можно за счет более выгодной цены.

Если они смогут сбывать больше бензина на внутреннем рынке, то и экономика переработки у них будет совершенно другая.

Себестоимость переработанной тонны нефти будет снижаться, соответственно будет снижаться и себестоимость нефтепродуктов.

Но для этого нужен свободный спрос, которого, из-за роста рынка СУГ, нет», - приводит еще один довод Киримов.

Дефицита автогаза можно избежать.

Не принимают эксперты опасения представителей «Укртатнафты» касательно впадения в зависимость от поставок российского СУГ.

Так, Артем Куюн отметил, что несмотря на случавшиеся ранее недостачи пропан-бутана, весь 2019 год Украина была в профиците.

«Безусловно, в том, чтобы минимизировать риски есть рациональное зерно.

Очень сильно на весь рынок влияет Россия – мы не можем без нее справиться с дизелем и бензином.

Но в то же время это всего лишь один из факторов, и, наверное, на госуровне нужно было бы думать о том, как диверсифицировать поставки – строить порты, развивать припортовую инфраструктуру, а не ограничивать предложения по одному из видов топлив.

К примеру, в Турции импортируют СУГ из Штатов, который может быть даже дешевле российского, закупают топливо на международных базисах в Антверпене, Амстердаме, Роттердаме, но в Украине не так технической возможности для этого – отсутствует специальные порты», - поясняет аналитик А-95.

Источник материала
loader