Ради поддержания дисциплины пару «слуг народа» даже пришлось из фракции выгнать.
Но на этом чистки не собираются останавливать, угрозы досрочных парламентских выборов звучат все громче.
Перекрытие автомобильных магистралей, свинья в гробу под парламентом, угрозы блокировать вход в здание Рады, плакаты и мегафоны в самом сессионном зале — никто и не говорил, что открывать рынок земли в Украине будет легко, пишет Валерий Литонинский в №22 Журнала Корреспондент.
Верховная Рада девятого созыва пережила самое жесткое противостояние с момента ее избрания в июле.
Первое блокирование трибуны и президиума при этом созыве, еще одна политическая сила, объявившая о переходе в оппозицию, обвинения, манипуляции, ругань — так парламент рассматривал земельный вопрос.
ПРАЗДНИК ПОПУЛИЗМА.
Мораторий на продажу сельскохозяйственной земли существует в Украине 18 лет.
За это время 1,4 млн владельцев земельных паев умерло, так и не дождавшись возможности свободно распорядиться своей собственностью.
Все 18 лет политики обещали решить земельный вопрос, а вместо этого просто продлевали мораторий.
На консервации запрета некоторые деятели построили карьеры, щедро подпитываемые подачками от крупных аграрных холдингов, арендующих землю за бесценок.
Естественно, попытка наконец-то открыть рынок земли не могла не вызвать жесткого сопротивления.
Атмосфера уличных протестов перенеслась в зал парламента и привела к удивительным союзам.
Фракции Батьківщина и Оппозиционная платформа За жизнь вместе блокировали трибуну и президиум Рады.
Конструктивной дискуссии о рынке земли не вышло, депутаты упражнялись в обвинениях и страшилках.
Кого и что только не вспоминали — Ленина, Сталина, 300 спартанцев, голод, конечно же, «вагоны с украинским черноземом», которые непременно потянуться по миру, и так далее.
«Медвечуковцы», «юлианцы», «грантоеды», «соросята» — в изобретении ругательств сложностей тоже не было.
Против законопроекта выступили также фракции Европейская солидарность и Голос, но уже с оговорками.
Обе эти фракции/политсилы вообще-то всегда публично поддерживали открытие рынка, но голосовать за предложение команды Владимира Зеленского отказались, поскольку нашли в нем слишком много крючков.
Депутатская группа За будущее — традиционный поставщик голосов для власти — тоже заняла позицию против.
То есть судьба земельного вопроса полностью зависела от монобольшинство, которое, как помним, не особо однородное и дисциплинированное.
.
EPA Плакаты против земеленой реформы в Раде В Слуге народа против рынка земли выступали мажоритарщики, которым потом это все на местах объяснять придется, а также условная группа нардепов, ориентирующихся на бизнесмена Игоря Коломойского.
«Прочитал тезисы партии по земле.
Тихо *уею.
Вы нас совсем за лохов держите?» — не скрывал возмущения один из самых скандальных представителей этой группы Александр Дубинский.
В итоге убеждать депутатов голосовать за рынок земли приехал сам Президент Зеленский.
На собрании со своей фракцией у него было два аргумента.
Первый — продавать землю иностранцам разрешат только после проведения всеукраинского референдума, что Президент объявил в своем специальном видеообращении и назвал отличным компромиссом.
Второй — более жесткий: «или дружим — или воюем».
После разговора с Зеленским «слуги народа» наскребли 227 голосов из 252 во фракции за законопроект №2178-10, еще 13 добавили внефракционные, итого — 240 в первом чтении.
Что же приняла Рада? Это не правительственный законопроект, а альтернативный ему, разработанный членами парламентского аграрного комитета.
Проект предусматривает отмену моратория на продажу земли с 1 октября 2020 года.
Концентрация земли в собственности определена на уровне не более 35% территории объединенной территориальной общины, 8% — области, 0,5% — страны.
Покупать землю смогут украинские физлица, компании, территориальные общины и государство.
В законопроекте была прописана приоритетная возможность купить землю и для иностранцев, которые ее арендуют более трех лет, но теперь, после заявлений Зеленского о специальном референдуме, очевидно, что эта норма будет изменена.
Идея Зеленского с референдумом по вопросу покупки земли иностранцами может привести к тому, что работающие сейчас в украинском аграрном секторе зарубежные компании просто не смогут выкупить землю, которую обрабатывают.
Правительство изначально считало целесообразным допустить иностранный капитал на рынок земли, но при условии, что юрлица, на которые будут заключаться сделки о покупке сельхозугодий, должны находиться под украинской регистрацией.
Почему так остро встал вопрос именно с этим? Миф про страшных иностранцев, которые приедут и скупят всю украинскую землю, очень популярен в украинском обществе.
Собственно, популярным его сделали те самые политики-популисты.
По данным социологических опросов, 69% украинцев против того, чтобы иностранцы могли покупать землю.
Отмену моратория большинство граждан тоже не поддерживают, но там перевес не такой значительный.
Причем вопрос с иностранцами далеко не единственное, что изменят в законопроекте ко второму чтению.
Будут предложены тысячи правок, даже не сомневайтесь.
Проект могут изменить, но точно не до неузнаваемости.
А самый большой вопрос — найдутся ли голоса за рынок земли во втором чтении, когда ставки уже будут куда выше, а, соответственно, уровень противодействия еще больше.
Так что нынешнее парламентское шоу — это только разминка.
Привел земельный вопрос и к появлению новой оппозиционной политической силы в Украине.
Ну как новой? Скорее, вечной оппозиционной.
Юлия Тимошенко, главный защитник земельного моратория, продержалась целых пять месяцев в позиции «подставим плечо Президенту» и все-таки вернулась в свою любимую оппозиционную нишу.
Пост премьера никто Юлии Владимировне не дает, а борьба за землю против «зубожіння» — ее стихия, не воспользоваться таким поводом было нельзя.
Правда, в оппозиции и так уже было тесно, теперь и подавно.
ЧИСТКИ НАЧАЛИСЬ.
При этом власть гораздо больше обеспокоена проблемой оппозиции внутренней, чем внешней.
Фракция Слуги народа в Раде трещит по швам и продолжает генерировать скандалы.
Из последнего — народный депутат от Слуги народа Анна Скороход обвинила свою же фракцию в репрессиях и давлении из-за отказа голосовать за земельную реформу и отделение газотранспортной системы (ГТС) от Нафтогаза.
Скороход — это та самая депутат, которая расплакалась в зале парламента из-за того, что комитет по вопросам энергетики отказался учитывать ее правки в законопроект о ГТС.
Теперь же, по словам депутата, ее гражданского мужа Алексея Алякина задержали якобы из-за ее политической позиции.
В ГПУ же говорят, что все гораздо проще: Алякин — бывший гражданин России, которого РФ объявила в международный розыск по обвинению в мошенничестве.
В Украине его уже задерживали по запросу России, в этот раз процедура повторилась, будет решаться вопрос с экстрадицией, а пока суд отправил мужа нардепа под домашний арест.
Так что выходит, тут причины и следствия поменялись местами — не давление из-за голосования, а неоднократно звучавшая в кулуарах версия о том, что демарш обидчивого депутата как раз и должен был помочь решить юридические проблемы гражданина РФ? Но как бы то ни было, а заявление Скороход о давлении на нее оказалось кстати оппозиционным фракциям.
Они попытались насолить Слуге народа: Европейская солидарность даже временную следственную комиссию предложила создать для исследования фактов давления на народного депутата.
Но «слуги народа» тоже отмалчиваться не стали.
Глава фракции Давид Арахамия обвинил Скороход в попытке подкупа депутатов и голосовании вразрез с фракцией по всем ключевым вопросам.
Глава энергетического комитета Рады Андрей Герус заявил, что Скороход своими правками в закон о ГТС подыгрывала Газпрому, а ее муж Алякин давил на депутатов комитета и угрожал им.
Вот только вскрылось это все, почему-то только постфактум.
В конце концов, Скороход очень оперативно изгнали из фракции.
А вместе с ней и депутата Антона Полякова.
Это еще один вечно несогласный и недовольный персонаж из Слуги народа.
Собирал подписи за отставку Руслана Рябошапки с должности генерального прокурора, обвинял руководство партии в продаже мест на округах, а Офис Президента — в давлении на депутатов.
.
EPA Ряды "слуг народа" рядеют Официальная формулировка причины исключения Скороход и Полякова из Слуги народа — игнорирование командной работы, «неголосование за те законопроекты, по которым есть общее решение фракции».
Оба депутата — мажоритарщики, так что мандаты у них не заберут.
Внефракционными они тоже вряд ли будут долго оставаться.
Скороход, например, близка к ОПЗЖ, а сейчас постоянный гость на телеканалах, принадлежащих депутатам этой политической силы.
Вот что теперь точно исправно будут делать изгнанники, так это критиковать партию власти.
Скороход и Поляков уже оперативно вспомнили, что «слугам народа» платят «зарплату в конвертах».
Даже расценки озвучили: якобы $5 тыс.
— обычным депутатам, $10 тыс.
— если у тебя руководящая должность в комитете и $15 тыс.
— замам председателя фракции.
То ли еще будет.
Причем эти двое точно не последние, кто покинул фракцию СН.
С десяток кандидатов на выход уже легко наберется.
Также Арахамия анонсировал ротацию в руководстве парламентских комитетов.
Причем, по его словам, заменят не только попавшего в секс-скандал главу комитета по вопросам внешней политики Богдана Яременко.
Судьба Яременко уже решена — его отзывают с руководства комитета, поиски его сменщика продолжаются, Арахамия это даже назвал внутрипартийными праймериз.
На самом деле все гораздо проще — опытных дипломатов во фракции Слуги народа больше нет.
Среди других скандальных комитетов — налоговый, который подарил всей стране детектор-шоу, и энергетический.
Главу комитета по вопросам энергетики Андрея Геруса не перестают критиковать из-за инициированного им разрешения на закупку электроэнергии в России.
Из последнего — возмутился государственный Энергоатом, российский импорт вытесняет его с рынка.
Не в восторге от инициатив Геруса и европейцы.
ПОРА ПРОЩАТЬСЯ.
Причем отставка скомпрометировавших себя Яременко и Геруса может быть частью и более глобального процесса — политического расставания Зеленского с Коломойским, с которым как раз и связывают этих депутатов.
Яременко — бывший член близкой бизнесмену партии Укроп.
После инициатив Геруса компания, связанная с Коломойским, стала основным поставщиков электроэнергии из России и с ноября в пять раз увеличила мощности для импорта.
Сам бизнесмен накануне разразился очередными откровениями, которые прямо бьют по власти.
Интервью Игоря Валерьевича американскому изданию The New York Times даже по его меркам вышло скандальным.
Коломойский заявил, что Украине нужно восстанавливать отношения с Россией, США нас «заставляет воевать, но не дает денег», в ЕС и НАТО Украину никогда не возьмут, а от кредита МВФ нужно отказать в пользу виртуальных пока $100 млрд от россиян.
Как всегда, говорит Коломойский, а «краснеет» власть.
Комментировать эти заявления пришлось Министерству иностранных дел и Офису Президента.
Глава МИД Вадим Пристайко отшутился, что «у нас очень много граждан в Украине и у каждого есть свое собственное мнение и видение развития страны».
А вот пресс-секретарь Зеленского Юлия Мендель заявила, что Коломойский не является ни представителем власти, ни членом команды главы государства, у него нет полномочий выступать от имени Украины или Офиса Президента и никакие государственные дела с ним не обсуждаются.
Достаточно ли таких объяснений Западу? Вряд ли, если, например, аналитик американского центра Atlantic Council Андерс Аслунд советует не инвестировать в Украину до разрешения ситуации между Зеленским и Коломойским.
По его мнению, напряженность между Президентом и бизнесменом растет и в ближайшие два-три месяца мы увидим ее кульминацию.
Что это может быть? Тот же Арахамия оценивает вероятность досрочного роспуска парламента в 75%.
А глава Офиса Президента Андрей Богдан говорит, если депутатов приструнить и заставить работать не удастся, будет решаться вопрос о перезагрузке институций.
Готовят предвыборные штабы? Слухи об этом ходят.
Как и о том, что Коломойский разочаровался в Слуге народа и возможности проводить через нее нужные решения, а значит, тоже поддержит идею с досрочными выборами.
Пойти на них бизнесмен может тремя колонами: ориентирующиеся на него представители «слуг народа», партия региональных лидеров, по типу политической силы мэров Одессы и Харькова Геннадия Труханова и Геннадия Кернеса, а также националистическая политсила.
И тогда есть для СН риск утратить позицию монобольшинства.
К НАМ ПРИЕХАЛ РЕВИЗОР.
Интересное совпадение: размышления Коломойского об отказе от сотрудничества с МВФ были обнародованы в продемократической и оппозиционной к республиканцам NYT аккурат накануне визита миссии фонда в Украину.
На данный момент Украина ведет переговоры о возможности открытия трехлетней программы расширенного финансирования EFF на $5-6 млрд.
Власти к визиту миссии тоже готовились — Рада одобрила проект госбюджета на 2020 год.
Рост экономики ожидается на уровне 3,7%, инфляция — 5,5%, курс — 27 грн за доллар, весьма скромный дефицит госбюджета.
Для МВФ сбалансированный, реалистичный бюджет — один из ключевых индикаторов для сотрудничества со страной.
Поддерживает МВФ и открытие рынка земли.
Также одно из требований фонда — возврат средств из обанкротившихся украинских банков.
Перед приездом миссии НАБУ как раз активизировало одно из таких дел, но вряд ли в фонде новости он нем восприняли позитивно.
Речь о кредите в 1,2 млрд грн, который Нацбанк в 2014 году предоставил VAB Банку, принадлежавшему агробизнесмену Олегу Бахматюку.
Деньги НБУ выдал в октябре 2014 года, а уже в ноябре, через месяц, банк признали неплатежеспособным.
В НАБУ утверждают, что Нацбанк согласовал кредит, хотя VAB не подал всех необходимых для этого документов, а стоимость недвижимости, передаваемой в залог НБУ, якобы завысили почти в 25 раз путем составления поддельных отчетов об оценке.
В рамках этого дела правоохранители задержали председателя правления Райффайзен Банка Аваль Александра Писарука.
В 2014-2015 годах он был первым заместителем главы НБУ Валерии Гонтаревой и, по версии НАБУ, курировал дело VAB Банка.
Писаруку приписывают успехи в реформировании банковской системы, у него за спиной — несколько лет работы в аппарате МВФ, и потому репутация его выглядит весьма достойно.
Линия защиты экс-топ-чиновника строится отчасти на том, что правоохранители атакуют независимость Национально банка и гробят инвестиционный климат.
Притом что институциональная стойкость и независимость НБУ — одна из основных красных линий для западных кредиторов, вот жаль, что на роль Нацбанка в стимулировании экономического роста они поплевывают, не видят в ЕЦБ и ФРС для него хороших примеров.
Госбанкирам в Украине вообще в последние дни непросто — и экс-, и действующим.
Главу государственного Укрэксимбанка Александра Гриценко СБУ упаковало прямо во время прогулки с ребенком.
Как и в случае с Писаруком, защита заявляет о полной безосновательности претензий.
В СБУ говорят, что задержание провели в рамках производства, открытого по статьям о создании преступной группировки, присвоении имущества и легализации доходов, полученных преступным путем.
Адвокат Гриценко Денис Галанский заявил, что задержание осуществлено без постановления суда, с грубыми нарушениями закона, а на 78 страницах официального подозрения самому банкиру посвящено буквально несколько предложений.
В частности, Гриценко обвиняют в том, что он, как руководитель Укрэксимбанка, настойчиво принимал меры по погашению задолженности по выданным банком кредитам и преуспел в этом, отмечает адвокат.
Вокруг правоохранительной системы на фоне всех этих скандалов еще и заваривается интересная каша: депутаты принялись спешно рассматривать закон о Госбюро расследований.
Законопроектом предусматривается смена руководства органа после вступления этого документа в силу, потому что им же регламентируется расширение полномочий ГБР, а также расширение влияния Президента на бюро — что уж совсем нехорошо.
Усиление полномочий силовой структуры при почти полном подчинении Президенту? Запад такого не любит.