Ликвидация Государственной архитектурно-строительной инспекции и создание вместо нее трех новых центральных органов исполнительной власти может фактически парализовать амбициозный проект Президента Владимира Зеленского "Большое строительство".
Разрешительные документы не могут получить ключевые инфраструктурные проекты — новый корпус больницы "Охматдет" и мост-долгострой в Запорожье.
Клан кураторов.
Тот факт, что Сергей Трофимов — это негласный "куратор" строительного рынка от Банковой, для участников отрасли и профильных чиновников не является секретом.
Об этом начали говорить еще осенью, сразу после назначения правительства Алексея Гончарука.
Тогда выяснилось, что Министерство развития громад и территорий фактически не контролирует процессы, происходящие в Госархстройинспекции (ГАСИ).
А основные решения, в том числе и кадровые, принимают Трофимов и его окружение.
Буквально за неделю до отставки предыдущего Кабмина все еще сохраняющееся влияние Трофимова на отрасль подтвердил народный депутат и член профильного "строительного" комитета Рады Иван Юнаков.
Смена Андрея Богдана на Андрея Ермака во главе Офиса Президента никак не пошатнула позиций Трофимова.
В перечне "советников" и "помощников" замглавы Офиса Президента в "строительных вопросах" в СМИ засветился целый ряд одиозных персонажей.
Одним из ключевых лиц, которые отвечают за кадровые назначения, называют Владимира Родина.
Фактически он возглавляет "бэк-офис" Трофимова, который по факту контролирует, среди прочего, формально подчиненную Минрегиону Госархстройинспекцию.
Владимир Родин сразу после выборов вошел в окружение Трофимова.
В узких кругах Родин известен как человек, имеющий отношение к проблемной застройке компании BD Holding в пригороде Киева, которую в свое время рекламировал "95 квартал" и лично нынешний глава государства.
Родин практически сразу после победы "Зе!Команды" вошел в окружение Трофимова и даже один раз фигурировал в СМИ как замглавы Офиса.
Только за вход в его кабинет для разговора о назначениях якобы просили от $50 тысяч.
Компания BD Holding фигурировала в уголовных производствах о выведении в оффшоры средств инвесторов на сотни миллионов гривен.
Также медиа писали о том, что покрывать схемы "бизнеса" какое-то время мог экс-глава Службы безопасности Василий Грицак.
Глава профильного строительного комитета Рады Андрей Клочко.
Также "в связке" с Трофимовым работает и глава профильного строительного комитета Рады Андрей Клочко.
По данным эксперта в области градостроительства Виктора Глебы, Клочко проводил собеседования с многочисленными кандидатами на пост главы ГАСИ за спиной у министра развития громад и территорий Алены Бабак.
И более того, после назначения вне конкурса на эту должность Елены Костенко, лично представлял ее коллективу инспекции.
Клочко известен рынку и другими "экстравагантными" действиями.
Например, в его советниках значился скандальный экс-глава ГАСИ Сергей Кузьмин, которого связывали с братьями Горовыми, одиозный экс-чиновник инспекции Александр Сергиенко и много других неоднозначных личностей.
Именно с Клочко эксперты связывали возвращение в ГАСИ "мафии" времен Януковича и схем по сбору "дани" с застройщиков.
Зачем ликвидировать ГАСИ.
Идею также якобы согласовал и президент Зеленский, которому ее представили как возможность улучшить инвестиционный климат.
По сути, когда тему ликвидации ГАСИ озвучивал премьер-министр Алексей Гончарук — сначала на закрытом совещании с представителями отрасли, а потом публично для СМИ — это была не импровизация, а подготовленная и утвержденная на Банковой концепция.
Однако истинные мотивы действий Трофимова и команды, по всей видимости, отличались от публично озвученных.
Дело в том, что ликвидация ГАСИ — а вместе с ней, формально, и всех существовавших схем поборов с застройщиков (включая ставшую уже легендарной схему "5 долларов за квадратный метр") — это хороший повод переориентировать "вкусные потоки" в нужное русло.
Как это происходит, ярко видно на примере приказа временного главы ГАСИ Юрия Васильченко относительно объектов строительства, которые по классу последствий относятся к объектам со средним (СС2) уровнем последствий: у территориальных органов права выдавать разрешения забрали и теперь ими занимается департамент разрешительных процедур центрального офиса ГАСИ.
Это означает, что вместе с официальными отношениями, в центр переводят и "теневые".
"Большая стройка" замораживается.
Аналогичные решения, скорее всего, будут или уже приняты и по другим классам последствий.
Это означает, что для "застройщиков" открывается "единое окно", которое контролируется непосредственно командой Трофимова.
И при этом непонятно, в какие сроки будут созданы новые три органа на месте ликвидируемой ГАСИ, то есть "переходный период" может длиться бесконечно.
Подход уже показал свою "эффективность": как минимум две стратегически важных и для страны, и для рейтинга Президента Зеленского стройки — Запорожский мост и новый корпус "Охматдета" — оказались замороженными якобы из-за нежелания подрядчиков участвовать в коррупционных схемах.
На стройку моста не дают разрешение на начало строительных работ, а по "Охматдету" — на ввод в эксплуатацию нового корпуса.
В частности, 31 марта ГАСИ должна была ввести в эксплуатацию второй пусковой и третий пусковой комплексы больницы.
Под это было выписано даже отдельное постановление Кабмина, позволяющее делать это по упрощенной процедуре.
Дату 31 марта называл и Зеленский.
Строительные работы несмотря на карантин, были завершены в срок.
Документы на ввод в эксплуатацию были поданы заранее, но ГАСИ ничего не сделала.
Ведь у коррупционеров нет "льгот" для государственных проектов.
Еще несколько объектов такого же порядка, вероятно, будут остановлены из-за новой коррупционной схемы уже к средине апреля.
В контексте этой истории нужно вспомнить недавнюю инициативу министерства финансов во главе с уже уволенным Игорем Уманским о секвестре бюджета также за счет объектов "Большой стройки".
Правительство тогда внесло на рассмотрение парламента проект закона об изменениях в бюджет, по которому предлагалось на первом этапе "отрезать" от программы ремонта дорог до 10 млрд.
Из-за этой и ряда других неоднозначных инициатив депутаты предложение Кабмина отклонили, а Уманский отправлен в отставку.
Тем не менее, для Президента Зеленского это должен быть однозначный сигнал о желании отдельных сил системно саботировать большие проекты, которые имеют приоритетное значение для страны, и относительно которых глава государства давал свои публичные обещания и гарантии.
Особенно странно, что такие люди продолжают работать в ближайшем окружении Зеленского, имея возможность создавать для него альтернативную информационную повестку и скрывать реальные цели своей деятельности.
А ведь отсутствие реакции Президента на происходящее в строительной отрасли бросает на его репутацию не меньшую тень, чем скандальная торговля должностями родственника его главного советника и главы Офиса.