/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F107%2F1ffcb68cf1795cf81a7d2e40034340da.jpg)
От авиации до автомобиля: зачем нужны и как работают проекционные дисплеи
Разбираемся, как устроены и нужны ли они водителям.
Автор Сергей Зиновьев.
Системы Head-up Display (HUD) заимствованы у военной авиации, где изначально разрабатывались для оптимизации наведения прицела.
Пилоты штурмовиков давным-давно имели возможность считывать важные данные не с приборов, а с прозрачного экрана, дабы не отвлекаться от обозревания окружающей обстановки.
Дословно head-up display – дисплей для поднятой головы, но у нас устоялось название «проекционный дисплей».
Первые HUD выводили скромный объем информации; одним из ограничивающих факторов были небольшие допустимые размеры экрана.
На серийный автомобиль система HUD впервые пришла в 1988 году стараниями концерна General Motors – ее, в монохромном исполнении, получил седан Oldsmobile Cutlass Supreme.
Затем появились и цветные версии, поначалу только в премиальном сегменте.
В наши дни HUD постепенно обживает и более простые машины.
Как это работает.
Принцип довольно прост.
Электронный блок-проектор получает данные из диагностического блока OBD (on-board diagnostics) автомобиля, обрабатывает их и отправляет картинку на светоотражающее покрытие.
Изображение выводится на ветровое стекло или выдвижной прозрачный экран – серийно реализованы обе схемы.
Все данные, которыми располагает OBD, могут быть вынесены на экран: скорость, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, количество топлива, сведения о неисправностях… Вплоть до показаний любого датчика.
С появлением бортовых навигаторов стало возможно «выложить» на стекло маршрут и подсказки о дорожных знаках.
Спустя некоторое время после начала массовой установки системы HUD на серийные автомобили стали появляться различные эрзацы – гаджеты, стыкуемые с автомобильной электроникой и выполняющие те же функции.
А в наши дни можно вкусить все прелести HUD, просто скачав мобильное приложение и установив смартфон над панелью приборов.
Правда, «телефонные» изображения страдают бликами и скверным качеством, а спектр отображаемой информации ограничен.
Некоторой проблемой остается невнятная работа HUD при разных условиях освещения, особенно при ярком солнце.
Заводы устраняют этот недостаток, корректируя рабочие характеристики отражающей поверхности и проектора.
В случае со смартфонами эту задачу никто решать не собирается – и так сойдет.
Дополняем реальность.
Дальнейшее развитие HUD связано с применением дополненной реальности (augmented reality, AR).
К делу подключается штатная электроника автомобиля, умеющая анализировать окружающую обстановку и распознавать ее элементы – разметку, пешеходов, дорожные знаки, транспортные средства, направление движения объектов, их скорости и ускорения.
А если заглянуть еще чуть дальше в будущее, с HUD смогут контактировать сервисы общения между автомобилями (Car-to-Car) и с инфраструктурой (Car-to-X).
Голографический волновод В.
Формирование виртуального изображения.
реального мира 6. «Картинка», видимая водителем.
Для систем нового поколения устоялось общее обозначение AR-HUD.
К разработкам приступили в начале века, и вскоре многие компании доложили о готовности новых устройств к внедрению.
Объединяет их возможность добавлять к данным, поступающим от OBD, оперативные сведения о дорожной обстановке.
Поначалу в конструкции таких HUD обычно применялась система зеркал, которые совмещали созданную проектором картинку с реальным миром.
Попутно это позволяло достичь большего углового размера изображения и варьировать виртуальное расстояние от глаз водителя до формируемой картинки.
Например, «рисовать» стрелки навигации прямо на дороге.
Незамысловатые HUD для различных автомобилей сегодня можно купить в магазине за умеренные деньги.
Изделия многих известных производителей дают качественную картинку.
Практическое применение сдерживалось тем, что комплекс устройств занимает большой объем.
Одна из разработок компании Continental, в частности, тянула на 13 литров, схожий объем – у стандартного ведра.
Попробуйте разместить его под панелью приборов, где и так яблоку некуда упасть.
Естественно, это не вызывало прилива энтузиазма у производителей автомобилей, которые экономят каждый грамм и сантиметр.
И разработчики стали ломать голову над более совершенными и компактными конструкциями.
Современные HUD способны заполнить изображениями половину ветрового стекла, в том числе «дорисовать» реальный мир.
Решение нашли довольно быстро, – фактически зеркальный вариант устарел, едва встав на конвейер.
Тоже недешево, зато очень компактно и перспективы открываются фантастические.
Проектор нового поколения, имеющий те же размеры, что и предшественник, может растянуть картинку почти на всё ветровое стекло.
В теории HUD такого уровня, взаимодействуя с интернетом, вполне реалистично покажет водителю не только сведения в привязке к маршруту, например ближайшее кафе, но и наличие там свободных столиков и, если потребуется, меню для заказа.
И это отменно согласуется с тенденцией к наделению автомобиля функциями ближайшего друга и помощника водителя.
О чувстве меры.
Группа канадских ученых провела в 2015 году серию экспериментов и доказала, что при переизбытке визуальной информации человек в 7–10 процентах случаев пропускает наиболее важную информацию или воспринимает ее искаженно.
И предостерегли общественность относительно необдуманного использования AR-HUD.
По мнению ученых, увеличение объема информации, получаемой водителем, размывает его внимание и концентрацию.
Производители систем, в свою очередь, позиционируют свои детища как устройства, повышающие безопасность.
Новый тренд в отображении автомобильной информации – 3D-дисплеи.
Важные данные представляются объемными, а потому более заметны для водителя.
А истина лежит где-то посередине.
Полезность HUD зависит от чувства меры – и создателей, и водителя, у которого есть возможность добавлять или убирать выводимые данные, оставляя только те, что действительно нужны.
ЗА РУЛЕМ №1 2020.
Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram.
