Сколько стоит поменять менеджмент на госактиве?
Сколько стоит поменять менеджмент на госактиве?

Сколько стоит поменять менеджмент на госактиве?

Сколько стоит поменять менеджмент на госактиве? - Фото 1

Наполеоновские планы Фонда госимущества заработать для государства в 2020 г.

12 млрд.

в карантинный кризис сменились более чем скромными 0,5 млрд.

Не имея возможности заработать на продаже госимущества, руководители ФГИ Дмитрий Сенниченко и Сергей Игнатовский дали «зеленый свет» черным схемам и приходу в госкомпании одиозных «смотрящих» в пользу олигархов вместо вполне эффективных менеджеров госпредприятий.

Такие действия не только доводят «до ручки» вполне жизнеспособные градообразующие госкомпании вроде облэнерго, негативно отражаются на благосостоянии граждан и экономики страны в целом, но и нещадно «рубят» рейтинг Президента Зеленского и «Слуги народа».

Ведь неэффективная деятельность и коррупция на госпредприятиях – веский повод, как писал баснописец Крылов, «власть употребить».

В соответствии с прошлогодними данными Госстата, в нашей стране насчитывалось 3 789 госпредприятий.

По информации Кабмина, половина из них банкроты, на 20% «паразитируют» разного калибра дельцы и только 30% - прибыльные.

За последние десятилетия неэффективные госпредприятия принесли нашей стране более 82 млрд.

убытков, и ситуация продолжает усугубляться.

Сколько стоит поменять менеджмент на госактиве? - Фото 2

Дмитрий Сенниченко.

В отечественной вертикали власти за состояние дел на госпредприятиях отвечает Фонд государственного имущества, который на данный момент возглавляет Дмитрий Сенниченко.

Давайте попытаемся разобраться, насколько ФГИ эффективно выполняет свою функцию контроля за эффективным управлением госактивами и способно ли в принципе его руководство отличить профессиональных руководителей от «смотрящих» со стороны олигархов, загоняющих вполне прибыльные госкомпании в черную полосу убытков и банкротств.

«А судьи кто?».

Именно так, если помнит читатель, эмоционально вопрошал герой культовой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий.

В нашем случае «судьи» - это те, кто по своим руководящим обязанностям должны следить за эффективностью управления госпредприятиями, обеспечивать прозрачные кадровые конкурсы и не допускать практики замены успешных руководителей госкомпаний на пресловутых «смотрящих».

Даже под давлением могущественных олигархов.

И эти люди – глава ФГИ Дмитрий Сенниченко и его заместитель, отвечающий за управление Фондом госпредприятиями, Сергей Игнатовский.

Сколько стоит поменять менеджмент на госактиве? - Фото 3

Сергей Игнатовский.

Абсолютно понятно, что судить о качестве менеджмента может лишь тот, кто хоть сколько-нибудь понимает в принципах и стандартах управления предприятиями, в особенности, в кризисный период.

Можно не сомневаться в том, что Сенниченко к таким специалистам не относится.

Для того, чтобы это понять, достаточно хотя бы бегло проанализировать результаты его работы на посту директора по управлению недвижимым имуществом и инфраструктурой в государственной «Укрпочте».

В хвалебных биографических справках, распространенных в интернете, важным достижением нынешнего главы ФГИУ называется внедрение практики передачи в аренду недвижимого имущества госпредприятия через систему Prozorro.

Однако, беспристрастные выводы аудиторов из Государственной аудиторской службы, словно волны о камень, разбивают о суровую реальность этот миф об управленческом «подвиге» Дмитрия Владимировича.

Полистав страницы их аудиторского отчета о деятельности АО «Укрпочта» в бытность работы Сенниченко, то есть с 01.01.2016 г.

по 31.12.2018 г., мы узнаем, что количество помещений, не сданных в аренду и не приносящих никакой прибыли Укрпочте, за период его деятельности (или точнее -бездеятельности) выросло более чем на 37%.

По состоянию на 31.12.2018 г.

количество договоров аренды в сравнении с началом 2016 г., уменьшилось на 32,5%, а площадь переданных в аренду помещений «Укрпочты», соответственно, сократилась на 20,6%.

Таким образом, «успешный государственный менеджер», получавший заоблачную зарплату по примеру своего руководителя Игоря Смелянского, Дмитрий Сенниченко, допустил ухудшение показателей в сфере аренды на 30% в сравнении со своим предшественником на этой должности.

При этом понятно, что у этого самого предшественника зарплата была в разы ниже сенниченковской и ни о каких системах Prozorro он и слыхом не слыхивал.

Аудиторы отмечают, что из-за не исполнения Сенниченко требований законодательства и не передачи им в аренду четко определенных помещений «Укрпочты», это госпредприятие не только не дополучило доход, но и было вынужденно нести непродуктивные расходы на сумму 1 млн.

809 тыс.

В целом убытки «Укрпочты» под руководством управленческой команды Смелянского, в которой одну из первых скрипок играл Дмитрий Сенниченко, аудиторами оцениваются в 540,5 млн.

– колоссальную цифру от которой перехватывает дух.

Но вместо того, чтобы навсегда проститься с Сенниченко в качестве государственного управленца, выгнав его, как любят говорить кадровики, с «волчьим билетом», власти назначают горе-менеджера председателем ФГИ – фактически распорядителем всей госсобственности.

Как показала работа на «Укрпочте», Сенниченко – полный профан в вопросах эффективности управления госсобственостью.

Впрочем, как говорил американский президент Франклин Рузвельт о никарагуанском лидере Сомосе, «Он, может быть, и сукин сын, но это наш сукин сын».

Придерживаясь этого принципа, высокие властные покровители, посадив «своего» Дмитрия Владимировича в кресло и, осознавая его полное профанство, ставят ему в заместители Сергея Игнатовского – классического «решалу» и фигуранта многих бизнес-«разводняков» 2010-х годов.

Вот этой настоящей акуле в мире «распилов» и «дерибанов» и поручено отвечать за управление госпредприятиями.

Как говорил тот же дедушка Крылов, «и щуку бросили в реку».

Какими же достижениями известен «правая рука» Сенниченко – Сергей Игнатовский? Весьма впечатляющими, но отнюдь не связанными с такими понятиями, как честный и законопослушный бизнес.

Достаточно сказать, что перед работой в ФГИ он служил директором по юридическим вопросам ставшего притчей во языцех агрохолдинга «Мрія».

Того самого, в котором бывший акционер Николай Гута кинул своих кредиторов (среди них авторитетные IFC, «Альфа банк», Credit Agricole, Deutsche Bank DBU, Erste, ПУМБ) на целых 760 млн.

евро и, словно старик Хоттабыч, пропал, «растворившись в воздухе».

Взяв на себя миссию возвращения имущества кредиторов, Сергей Игнатовский возвращает лишь право аренды на 5 тыс.

га сельхозземель да небольшое АТП на Тернопольщине, что, на фоне огромных активов «Мрії», даже сложно назвать каплей в море.

Можно представить, насколько эффективно при таких подходах Игнатовский управляет госактивами.

Зато не приходится сомневаться, что, учитывая старые связи со структурами Рината Ахметова в ходе работы в «Метинвест Холдинге», замглавы ФГИ по старой дружбе поможет экс-шефу заполучить карманных управленцев среди бесконечно тасуемых ФГИ «исполняющих обязанности» руководителей в компаниях с госдолей.

Диагноз – запущенный «схематоз».

На посту председателя ФГИ Дмитрий Сенниченко демонстрирует недюжинные профессиональные аппетиты – он обещает собрать в бюджет от приватизации впечатляющую сумму – 12 миллиардов гривен.

Как говорится, с места в карьер.

Но уже 30 марта эти наполеоновские планы слетают, словно с белых яблонь дым.

Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло.

В игру вступает Его Величество Карантин, а продавать в кризис госимущество, понятное дело, нецелесообразно.

И вот уже мифические 20 млрд.

с отмазкой «коронавирус» сменяются 0,5 млрд.

грн., установленными правительством Дениса Шмыгаля для ФГИ на весь 2020 г.

Для Сенниченко и Ко эти планы, как говорится, «не бей лежачего», тем более, что из 0,5 млрд.

300 млн.

уже были заработаны.

Да и есть разница в подходах: если приватизация это реальное получение денег в бюджет (даже, если часть из них в виде теневых заработков осядет в карманах госчиновников), то управление госпредприятиями – сплошное паразитирование олигархов через карманных управляющих и «и.

о.» на госсобственности.

Схемы таких заработков хорошо известны.

Среди них - закупки по завышенной цене, пресловутые толлинговые схемы, продажа продукции собственным фирмам по заниженной цене и пр.

Вместо наполняющей бюджет приватизации руководители ФГИ уделяют главное внимание назначению «смотрящих», ставящих под контроль управление и потоки ключевых, а точнее «наиболее хлебных» госпредприятий.

В результате начата жесткая «чистка» рядов менеджмента госкомпаний, которая выполняет задачу Сенниченко, Игнатовского и стоящих за ними олигархов, позволяя им получить подконтрольных руководителей в очень удобном статусе «исполняющих обязанности».

Кадровые перестановки, проходящие без прозрачных конкурсов, «под честное слово» руководителей ФГИ, уже привели или приводят к существенному ухудшению деятельности госкомпаний.

Ранее прибыльные, градообразующие госпредприятия значительно снижают эффективность и показатели своей работы.

Один из наиболее ярких примеров – Одесский припортовый завод (ОПЗ).

В конце января 2020 г., Кабмин меняет руководство завода, назначив руководителем Николая Синицу, чьи компании (ТМ сети ресторанов «Два гуся») подозревают в махинациях и уклонении от уплаты налогов.

После этого назначения, приватизация завода затормозилась, а ФГИ неожиданно отменил конкурс на поставку давальческого сырья для завода на этапе объявления победителя.

«Когда на предприятие приходит непрофессиональный менеджмент - это всегда опасность, а новое руководство завода безграмотное и не имеет никакого опыта работы на руководящих должностях в химической промышленности, - комментирует замдиректора «ОПЗ» Николай Щупиков, - Сейчас завершается договор на давальческую переработку, новый конкурс еще не объявлен, а предприятие продолжает наращивать долги.

Если 2019 г.

завод завершил с убытком в 80-90 млн.

грн, то в первом квартале 2020 г.

убытки выросли уже до более 1,5 млрд.

По мнению первого заместителя директора «ОПЗ», «представители ФГИУ перешли к саботажу.

Председатель Фонда госимущества Украины в своем интервью отметил, что смена руководства ОПЗ направлена ​​на качественную и прозрачную подготовку к приватизации, оптимизацию и прозрачность закупок, уменьшение накладных расходов предприятия, переход предприятия на собственную закупку газа и реализацию минеральных удобрений.

Но получилось все наоборот.

Готовится не приватизация, а «прихватизация» завода.

По моему мнению, предприятие сознательно загоняют в долги и «топят» некомпетентным менеджментом, что приведет к потере или продажи за копейки важного государственного актива».

«Эта непрозрачная приватизация больше похожа на рейдерский захват предприятия во главе с заместителем председателя Фонда госимущества Сергеем Игнатовским», заявил на днях в интервью ИА «Украинские Новости» Николай Щупиков.

Сложная ситуация сложилась вокруг АО «Объединённая горно-химическая компания».

Юридический отдел ОГХК обвинил ФГИ в блокировке работы предприятия и даже не допуске сотрудников на работу.

Это произошло после того, как находившийся на больничном листе законный руководитель ОГХК Михаил Макаров, был заменен в карантин без конкурса назначенным ФГИ Питером Девисом.

В ОГХК заявили, что британский гражданин Девис, плохо владеющий украинским языком и законодательством, действуя по указке «сладкой парочки» Сенниченко и Игнатовского, совершает губительные действия для стратегического предприятия страны.

Подельники Сенниченко и Игнатовский активно назначают своих людей на госпредприятия и в энергетике.

Скажем, советник главы ФГИ Алексей Беспалов был назначен членом наблюдательных советов в гособлэнерго в Черкасской, Запорожской и Харьковской областях.

Пикантности ситуации добавляет тот факт, что Беспалов фигурирует в расследовании НАБУ о выведении госсредств на счета частной компании «Енергомережа».

До 2015 г.

Беспалов возглавлял Набсовет этой компании, которой руководил Дмитрий Крючков, заседавший в комитете ВР по ТЭК.

В 2015 г.

облэнерго, которые находились в управлении ФГИ, заключили с «Енергомережа» договоры о переуступке долгов крупных предприятий - потребителей услуг.

В результате «Енергомережа» получила на счета компании средства предприятий для расчетов с облэнерго и перевела их частным лицам и компаниям.

При этом государство понесло ущерб на миллионы долларов.

Последними свежими примерами кадровых перестановок от ФГИ могут служить замены менеджмента в АО «Харьковоблэнерго» и АО «Хмельницкоблэнерго».

В Харькове ФГИ назначило рулить облэнерго Константина Логвиненко вместо Василия Скопенко.

Без объяснения причин.

Несмотря на то, что именно при Скопенко впервые за семь лет в полном объеме была выполнена инвестиционная программа, что позволило капитализировать 296 млн.

на строительство и реконструкцию электросетей и подстанций Харьковщины.

Инвестиционная программа 2020 года лишь за первые два месяца этого года профинансирована на 45% от общего годового объема.

Аналогичная ситуация и с «Хмельницкоблэнерго».

В 2017-2019 гг., несмотря на статус госпредприятия, финансирование инвестиционной программы там выполняется на 100%.

Добавьте сюда динамично растущую чистую прибыль (85,7 млн.

по итогам 2019 г.), которая превышает прибыль всех гособлэнерго вместе взятых.

Но вместо того, чтобы распространить стандарты работы «Хмельницкоблэнерго» на другие облэнерго, ФГИ меняет и.

гендиректора предприятия Олега Козачука на другого и.

– как и в Харькове - без конкурса, с нарушением норм Закона «Об акционерных обществах» Можно только представить, какие «рожки да ножки» останутся от прибыльной и эффективной деятельности облэнерго после таких «подковерных» замен успешного менеджмента.

«Фондовая» крыша для олигархов.

Именно в такую структуру превратился ФГИ под руководством Сенниченко.

Доходов от приватизации, несмотря на громкие обещания, нет.

Их отсутствие списали на карантин.

Зато в сфере управления компаниями с госдолей процветает откровенный схематоз и крышевание олигархов.

Как только предприятия передаются в ведение ФГИ или на приватизацию, прожженный юрист Игнатовский меняет их устав, благодаря чему получает там назначенцев от Фонда в виде «своих» людей.

Мы попросили экспертов анонимно оценить, как именно и сколько зарабатывают на госсобственности Сенниченко, Игнатовский и Ко.

По словам специалистов, используются две хорошо отработанные схемы.

Первая схема работает на небольших госактивах, где можно легко подсчитать потоки, проанализировав бухгалтерский учет.

Здесь руководители ФГИ получают долю – 25-50% от «навара» на госпредприятии, что может составлять от 200 тысяч до нескольких миллионов долларов.

На крупных предприятиях такая схема не работает, поскольку надо хорошо разбираться в отраслевой специфике и потоки сложно просчитать.

Сенниченко и Игнатовский отраслевыми спецами не являются, поэтому на арене появляется вторая схема.

А именно – получение фиксированной суммы за назначение нужного олигархам «и.

Такая сумма может составлять от 100-200 тыс.

на небольшом госпредприятии до 1-5 млн.

на крупных объектах.

Но самое обидное, что от сделок ФГИ-шных дельцов непоправимо страдает рейтинг Президента Зеленского и партии «Слуги народа».

Ведь приходили они к власти под лозунгами честной и прозрачной деятельности, борьбы с коррупцией и пр.

Сложно предположить, что с высокими властями Сенниченко и Игнатовский делятся своими доходами.

Просто зарабатывают, пользуясь доверием и попустительством власть имущих, и, как сказали бы донецкие, безбожно крысят заработанное.

И чем быстрее Зеленский и его команда осознают, что последствия такой деятельности ФГИ будут ужасающими и для экономики страны, и для безопасности предприятий (особенно облэнерго), и для президентского и партийного рейтинга, тем лучше и для страны, и для ее Президента.

Источник материала
loader