/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F233f61de535945950a7fdb03d4a5279b.jpg)
Разработчик пообещал все сделать бесплатно, а потом не закончил проект и исчез – колонка
Дарья Полищук, соосновательница стартапа Beautytag в колонке для MC.
today рассказывает о том, как из-за разработчика, который не закончил работу над проектом, запуск отложился на полгода.
Кто мы такие и чем занимаемся.
Дарья Полищук.
Beautytag – это сервис с отзывами о косметических продуктах.
Пользователи нашего сайта делятся впечатлением о товарах, которые они использовали, дают рекомендации к покупкам, добавляют фото, ставят оценки.
Я работала над разным проектами на протяжении шести лет в качестве дизайнера интерфейсов.
Но когда дело дошло до создания собственного проекта, то я впала в ступор, не зная с чего начать.
Мысли о работе над проектом появились еще в начале 2019 года.
Но это тот случай, когда есть только идея, и нет никакого понимания что делать дальше.
В Linked.
In и Facebook у меня в друзьях было много знакомых разработчиков.
Все они на словах не против были поучаствовать в создании стартапа, но когда дело доходило до реальной работы, находили множество отговорок, почему не готовы стартовать.
Так пассивные поиски разработчиков заняли первую половину 2019 года.
Запуск MVP собственными силами и без навыков программирования.
Дарья Полищук и Александр Полищук.
В начале лета я узнала о стартап-школе от Y-combinator и решила принять участие со своим проектом.
Также на их сайте нужно отмечать свой прогресс до запуска и после запуска проекта.
По статистике, большая часть участников стартап-школы запустили свои проекты до конца программы.
Я задалась такой же целью – чтобы MVP проекта был готов до конца программы, а это меньше 10 недель.
Так начались мои активные поиски разработчиков.
Я искала их через знакомых, в Linked.
In и Facebook.
Прайсы на разработку сайта варьировались от $2 тыс.
за часть функционала и до $10 тыс.
за работу целой команды с бизнес аналитиком, тестировщиком и так далее.
Но и сроки при этом были гораздо больше, чем 2,5 месяца.
Тратить большие деньги на разработку MVP – это в целом плохая практика.
Во-вторых тратить большие деньги на проект, который построен на непроверенных гипотезах было бы просто рискованно.
Более бюджетным вариантом сделать сайт, казалась его разработка на Word.
На фриланс-бирже я собрала контакты топ-разработчиков сайтов на Word.
Press, написала 15 писем и получила всего 3 ответа.
Двое попросили более детальное описание проекта, после чего тоже пропали.
Один ответил, что разработка такого рода сайта будет стоить около $2,5 тыс.
и займет минимум 3 месяца.
Мои личные попытки разобраться с Word.
Press не увенчались успехом.
Я продолжила искать быстрое решение.
Таким решением оказался сайт bubble.
is– эта платформа дает возможность создавать веб-приложения без необходимости писать код.
На то время в моей команде был только муж.
Мы потратили две недели, 14 вечеров после основной работы на создание MVP.
Мы купили подписку за $30 в месяц, шаблон за $200 и переделали его под наш функционал.
Получился вполне жизнеспособный сайт.
Он работал у нас до перезапуска, до конца марта этого года.
Первый разработчик в команде и проблемы бесплатной работы.
После выпуска со стартап-школы, проектом заинтересовался знакомый разработчик.
Ему понравилась идея участия в стартапе и возможность запустить проект с нуля.
Мы обсудили, казалось, все моменты, кроме главного – финансового.
Это то, что неудобно обсуждать с друзьями, и это большая ошибка.
Если вы не оплачиваете чью-то работу, вы не имеете права требовать результат.
Наш друг отказывался от любой компенсации, речь шла о том, что мы дадим долю в будущей компании, но и долю мы не обсудили.
По срокам, работа над сайтом должна была занять приблизительно два месяца.
По причине того, что мы ждали новый сайт, мы не запустили никакие рекламные кампании и никак не популяризировали сайт, который был запущен на конструкторе.
Я рассказывала о сайте в социальных сетях и тематических группах.
Так к нам приходили первые пользователи.
Практически 85% было готово уже через две недели, а вот следующие 15% мы ждали более двух месяцев.
Была готова программная часть и частично пользовательский интерфейс, оставалось сверстать некоторые страницы и добавить адаптацию под мобильные устройства.
Дарья Полищук и Александр Полищук.
У нас не было никаких рычагов для давления на разработчика, мы были просто заложниками ситуации и нам оставалось только ждать и верить на слово.
По разговорам было понятно, что тот не собирается завершить работу над сайтом, но он кормил нас завтраками и рассказывал, что заинтересован и дальше участвовать в проекте.
Вся ситуация совпала с его визовыми проблемами.
Он не гражданин Украины и ему нужно было срочно выехать из страны.
В один день он передал нам доступы к готовым 85% и больше на связь не выходил.
Мы были намерены переписать все заново, не использовать его код, чтобы он не был причастен к проекту, и в будущем никак не претендовал на долю в нем.
К тому же сайт был написан на Python Django.
Дополнительной сложностью было найти разработчика, который продолжит писать на данном фреймворке.
Было очень жаль все начинать сначала, но в той ситуации нам казалось, что нет другого выхода.
После этого мы начали искать нового человека в команду.
Так у нас в команде появился Богдан.
И нам пришлось снова переписать все с нуля на Ruby on Rails.
Из-за всей ситуации мы потратили на разработку вместо двух оговоренных месяцев, полгода.
С Богданом мы построили работу уже другим образом.
Мы сразу договорились об оплате и условиях сотрудничества, а по его работе и вкладу было понятно, что ему и правда интересно.
Он не просто переписал сайт заново, но и сделал большую часть продуктовой работы и предложил множество интересных идей.
Запуск во время кризиса и результаты.
Мы доделали и перезапустили сайт в конце марта.
Перезапуск как раз совпал с началом карантина, а это принесло нам только пользу.
Так как наш сайт построен на пользовательском контенте, у пользователей появилось время на его создание.
За полтора месяца после перезапуска мы набрали 1000 зарегистрированных пользователей, больше 2000 отзывов, начали сотрудничество с брендами.
С перезапуском мы поменяли и свое уникальное торговое предложение.
Изначально мы хотели дать возможность пользователям зарабатывать на отзывах, но на старте это бы не приносило им большого заработка.
Возможно мы еще вернемся к этой модели, но позже, когда наберем большую аудиторию и популярность.
А сейчас мы отправляем активным пользователям коробочки с косметикой на обзоры.
Там они активно делятся ссылками на свои профили на нашем сайте.
По истечении времени, хочу сказать, что никого не виню.
С тем самым разработчиком мы в итоге остались в хороших отношениях, но проект и долю делить уже не стали.
