Глава Офиса президента Украины Андрей Ермак заявил о возможности очередной встречи лидеров "Нормандской четверки" в этом году.
Эксперты оценили для издания "Комментарии" это заявление, а также, что должно произойти для урегулирования конфликта на Донбассе.
Встреча в нормандском формате: гарантий нет.
Председатель правления Центра стратегических исследований Павел Жовниренко обращает внимание, что Ермак не дал четких гарантий встречи.
К тому же, уверен эксперт, толку от "свидания" в нормандском формате не будет."Глава ОП высказался в стиле: может быть.
То есть, может и не быть.
Отличное "предвиденье" в стиле 50 на 50, – говорит Павел Жовниренко.
– Но суть даже не в этом.
Все подобные встречи показали отсутствие результатов в урегулировании не конфликта, а войны РФ с Украиной.
Решение этого вопроса не может быть лишь на одном участке (Донбассе).
Проблему нужно решать в комплексе, включая Крым.
Нормандский же формат этого не предполагает.
К тому же, участники нормандского формата кроме Украины и РФ – это такие себе волонтеры, добровольцы.
Речь о Германии и Франции, которые не связаны с нами никакими обязательствами".
В рамках этих встреч, продолжает председатель правления ЦСИ, пытаются решить три основных проблемы – безопасностную, политическую и гуманитарную."РФ уперлась, что сначала нужна политическая часть (особый статус, амнистия, выборы), Украина – что безопасностная (прекращение обстрелов, вывод войск, контроль над границей).
И всё в тупике, – подчеркивает Павел Жовниренко.
– Выход только в переформатировании переговоров.
В тот же Будапештский формат, где будут не посредники, а полноценные участники – Украина, Россия, США и Великобритания.
Три последние гарантировали нам за безъядерный статус сохранение территориальной целостности и независимости.
Гарантии не сработали… Кстати, вполне возможен вариант какого-то прогресса в рамках НФ, если Москва увидит реальную и быструю перспективу создания новой переговорной площадки в рамках Будапештского формата.
Тогда Кремль может пойти на форсированное проведение нормандской встречи с каким-то уступками по Донбассу, которых давно требуют Украина, Германия и в какой-то мере Франция".
Но эти уступки не решат проблемы прекращения войны и достижения справедливого мира, уверен эксперт."Они не решат проблемы в целом.
Целью России будет создать иллюзию, что нормандський формат – нормальный, что с его помощью можно "всё порешать".
Но данный формат, который основан на Минских договоренностях, может продолжать работу только в том секторе, в котором нет особых противоречий.
А именно – гуманитарном.
Могут продолжаться обмены удерживаемыми лицами, решаться вопросы упрощения пересечения линии разграничения, соцопросы для жителей оккупированных территорий, переселенцев (по сути – беженцев).
Но только лишь вариант Будапештского формата, участники которого связаны договорным обязательством обеспечить суверенитет Украины над всей ее территорией, может решить собственно весь спектр проблем, – уверен Павел Жовниренко.
– И я считаю позитивным моментом, что наши официальные лица поднимали эту тему – и во время недавнего визита в Берлин, и в ряде зарубежных СМИ.
Это правильные меседжи".
Встреча в нормандском формате: что изменилось с прошлой встречи.
Координатор в "Стоп.
Террор" Семен Кабакаев обращает внимание, что с прошлой встречи в нормандском формате не произошло ничего, кроме обмена заложниками и пленными.
И этот процесс, подчеркивает он, прошел на условиях Кремля, а не Украины."Фактический отвод войск, который устроил президент Зеленский, привел к тому, что обстрелы хоть и стали меньше на этих направлениях, но не прекратились.
Тем самым Путин продемонстрировал, что все должно быть на его условиях, – отмечает Семен Кабакаев.
– Предварительные договоренности не были выполнены со стороны РФ.
И я не понимаю смысла новой встречи, если РФ продемонстрировала, что не готова идти на уступки, а готова ждать от Украины выполнения своих условий".
По словам координатора "Стоп.
Террор", президент Порошенко в свое время смог убедить международных лидеров, чтобы они создали антироссийскую коалицию и ввели санкции, постепенно их увеличивая.
Тем самым заставляя РФ садиться за стол переговоров."На недавней пресс-конференции Зеленский отметил, что готов говорить с Путиным тет-а-тет, – подчеркивает Семен Кабакаев.
– Если это произойдет, то международные партнеры умоют руки, оставив нас один на один с агрессором.
Это будет фактически разговор мыши и кота, конец которого, я думаю, всем понятен".
Если президент Зеленский будет давить на Путина с западными партнерами то тогда, по мнению эксперта, есть шанс урегулирования конфликта.
Но только при условии, что будет выполнена безопасностная составляющая."За Украину нашу работу, никто кроме нас, делать не будет", – резюмирует эксперт.
Встреча в нормандском формате: ожидания vs реальность.
Директор общественной организации "Украинская правовая консультативная группа", член комиссии по реинтеграции Донбасса при президенте Украины Надежда Волкова считает, что надежды на встречу и их реализация могут кардинально отличаться."Если встреча планируется с тем, чтобы урегулировать вопрос проведения выборов на Донбассе и заручится для этого соответствующей поддержкой, то, скорее всего, правительство рассчитывает на какие-то изменения в контексте конфликта, – поясняет эксперт.
– Но это могут быть только надежды, а реальность будет радикально отличаться".
По мнению Надежды Волковой важен вопрос формирования проактивной, комплексной, конструктивной и четкой позиции украинского правительства касательно шагов урегулирования.
А не точечные, несистемные решения, направленные на решение "горящих вопросов"."Если новая встреча в нормандском формате не будет касаться проведения выборов, то я не вижу, как может поменяться ситуация с урегулированием конфликта, – говорит эксперт.
– Тем более, учитывая ситуацию с пандемией и всеми ограничениями, которые она принесла".
Ранее "Комментарии" писали, что федеральный канцлер Германии Ангела Меркель выступила за продление санкций против России, поскольку не наблюдает никакого прогресса в выполнении Минских соглашений.
По ее словам, нарушение фундаментальных правил международного права необходимо называть своими именами.
Поэтому политика санкций будет сохраняться, пока не будет прогресса в решении вопроса конфликта на Донбассе.