Первая бомба, которую сбросили на Киев 22 июня 1941 года, упала на территорию киностудии им.
Довженко, но не взорвалась.
С тех пор работники студии любят повторять, что это место хранит бог.
Но оказалось, что война была не самой большой угрозой для существования гордости украинского кинематографа.
После празднования девяностолетнего юбилея киностудия прекратила выпуск продукции и оказалась на грани банкротства.
Киношники и журналисты просят нового министра культуры спасти историческое место и расторгнуть контракт с ее директором, которого винят в неэффективном управлении культурным наследием и доведении киностудии до состояния близкого к банкротству.
О том как Александр Янчук доводит киностудию до разрухи, и является ли это следствием непрофессионализма или намеренных действий – дальше в нашем материале.
Эпизод 1.
Киноленты в пыли.
Чем обязана заниматься киностудия? Конечно, снимать кино.
В советское время здесь в год выходило 10–12 полнометражных фильмов высочайшего качества.
Чего только стоят одни «В бой идут одни «старики» и «Королева бензоколонки».
Но за последние шесть лет на киноэкранах появилось лишь три ленты производства киностудии.
Причем один из них – короткометражный.
Для полноценного кинопроизводства студия должна выигрывать в конкурсах на государственное финансирование, но в этом она из года в год терпит сокрушительное поражение.
Директор киностудии Александр Янчук ежегодно отчитывается о том, что она подает на конкурс в Госкино по 8-14 сценариев.
Иногда финансирование получает лишь один фильм в год, а порой все сценарии подопечных Янчука летят в мусорную корзину.
Неудивительно, что киностудия едва сводит концы с концами.
Из 500 миллионов гривен, выделенных государством на производство кино, студия получила только миллион.
Все остальное финансирование ушло на частные компании.
В этом директор студии, и по совместительству режиссер, обвиняет государство.
Янчук рассказывает: проигрыш на конкурсах ему объясняли тем, что все сценарии абсолютно неинтересны.
Во что директор киностудии поверить не способен, так как не сомневается в своем профессионализме.
Он упрямо игнорирует как намеки от Госкино, так и прямые замечания.
Пока Госкино возглавлял Филипп Ильенко, именно он служил мишенью для постоянных нападок со стороны Янчука, который в СМИ обвинял его в отсутствии финансирования кинопроизводства на киностудии.
Но вот в 2020 году в Госкино пришел новый руководитель - Марина Кудерчук.
Не успела Кучерчук вступить в должность, как уже она невольно стала участником конфликта с Янчуком, правда не как директором Киностудии, а как председателем Союза кинематографистов Украины - второй должности, которую Янчук занимает по совместительству.
Сразу же возникает вопрос - не много ли работы для одного человека в сфере киноиндустрии в нашей стране? Может пора талантам помоложе проявить себя в украинском кинематографе?.
Интересно посмотреть и на то, сколько фильмы киностудии приносят государству (хотя конечно, правы и те, кто не считает этот показатель определяющим).
Тот же фильм «Тайный дневник Симона Петлюры», снятый киностудией Довженко, собрал лишь 1,1 млн.
гривен, хотя на его производство было потрачено 47,2 млн.
(при этом еще предстоит разобраться сколько из этого миллиона получило Госкино, а сколько сама киностудия).
При этом 23,6 млн.
гривен в этот фильм вложило государство.
К слову, деньги Янчуку под фильм выделил экс-министр культуры Евгений Нищук, который по интересному совпадению получил роль в этом фильме.
Все честно: Янчуку – деньги, Нищуку – роль.
Создается впечатление, что помимо неумения организовать качественный отбор сценариев, директор киностудии не способен проследить даже за элементарным оформлением документов на участие в питчингах Госкино.
Из более чем ста кинопроектов, поданных на последний 13-ый отбор, к участию в конкурсе не допустили лишь 7.
При этом 5 из них – авторства киностудии имени Довженко! Неужели должное оформление бумаг столь трудноосуществимо для человека, который руководит студией уже 6 лет? Как следствие, разработка концепций и сценариев для фильмов «Пролетели» «Великдень», «Бокораш, «Четыре дома», «Лицо войны», «Сокровище» оказалось не более чем напрасно потерянным временем.
.
Вина в неэффективности работы Янчука лежит не только на нем самом.
На момент его назначения на должность в 2014 году режиссер был знаменит оставшимися почти незамеченными, но дорогостоящими фильмами о Бандере и Шухевиче.
По заверению экс-министра культуры, он был назначен по принципу «человека, который знает историю».
Минкульт вовсе не искал на этот пост хорошего управленца и талантливого продюсера.
Определяющим фактором был «правильный» политический настрой, и этого в ведомстве не скрывали.
Однако, даже после того, как сомнительный прогресс Янчука на должности за 5 лет стал очевиден даже слепому, 22 марта прошлого года он вновь побеждает в конкурсе Министерства культуры на место директора.
К самому конкурсу есть вопросы.
До того, как его проводить, Минкультуры не разместило на сайте финансовую отчетность киностудии за последний год.
Дату заседания пришлось переносить, а концепцию развития киностудии написали в рекордные сроки - за сутки.
Несмотря на то, что принимать участие в формировании конкурсной комиссии, согласно закону, могли только представители общественных организаций в сфере кино, в итоге директора киностудии почему-то выбирали люди, которые к данной сфере никакого отношения не имели.
Почему-то в состав комиссии были включены представители «Союза греков Украины», «Общества связей с украинцами за пределами Украины», «Украинского всемирного координационного совета».
Некоторые члены комиссии и вовсе были друзьями Янчука, но на конфликт интересов в Минкульте закрыли глаза.
Эпизод 2.
Свой карман ближе к телу.
Если творческий застой студии еще можно объяснить непрофессионализмом, а не злым умыслом директора киностудии, то финансовый аспект руководства Янчука подобным образом оправдать сложно.
Как директор он отвечает за уплату налогов, выполнение финансового плана, выплату зарплат своим сотрудникам.
Но с этими обязанностями он не справляется.
С киностудии давно уволились актеры среднего класса и кинокритики, однако Янчук не может найти даже денег на выплаты минимальных зарплат оставшимся «стойким оловянным солдатикам».
Сотрудники киностудии уже третий месяц не получают ни копейки, но сам Янчук не отказывается от неоднократных выплат премии самому себе.
За 1 квартал 2019 года он получил 61 275 гривен премии, хотя долги по зарплате для его сотрудников за этот же период составляли уже 1 миллион 569 тысяч гривен.
Для сравнения, премия за фильм на киностудии составляет 13 тысяч гривен.
Из-за таких сумм режиссеры уходят работать в частные студии, зато Янчук свои премии получает.
При этом, согласно контракту Янчука, за 1 квартал 2019 года он вообще не имел права на премию.
Дополнительные выплаты не начисляются в случае, если долги по зарплатам сотрудников растут.
За начало прошлого года, в сравнении с аналогичным периодом 2018 года, они выросли не на 10-20%, а почти в два раза.
Пожалуй, это единственный показатель, в котором Янчук добился тенденции к росту.
В Минкульте о ситуации с премиями и зарплатами, конечно же, знают, но будут ли для Янчука прямые последствия? Этот вопрос остается открытым.
Эпизод 3.
Одиннадцать друзей Янчука.
А вот на зарплаты для «своих» кадров у Янчука, видимо, деньги находятся.
Сотрудники киностудии признаются, что не так давно Янчук завел в компанию группу неких юристов.
Которые сразу же получили предельно широкие полномочия по управлению.
Элементарный поиск в Интернете говорит о том, что чистота их репутации, мягко говоря, под большим вопросом.
Приведем пример - Сергей Зеленко, который ранее занимал не последнюю должность в охранной компании «Камиа секьюрити сервис».
Информацию об этом можно легко найти на сайте rabota.
Репутация у «Камиа секьюрити» далеко не самая лучшая.
Все указывает на то, что она участвовала в отмывании средств и других финансовых махинациях.
С 25 октября 2019 года по решению столичного Хозяйственного суда она стала банкротом из-за кредитной задолженности перед «Даймонд Сфир Лимитед» на 38 миллионов 832 тысячи гривен.
Все бы ничего, но «Даймонд Сфір Лімітед» тоже обанкротилась - 21 октября 2019 года.
Согласно данным сайта Минюста, у этих двух компаний один собственник.
Который кроме них еще и руководит компаниями «Камиа», «Кюбі технолоджі» и сельским хозяйством «Злагода».
Вы спросите зачем так много названий различных фирм? А причина в том, что бенефициар всех этих фирм, как и ряда других компаний – скандальный Игорь Янковский.
Британские и украинские журналисты пишут о том, что, будучи владельцем концерна «Стирол», он уклонялся от налогов путем кредитов и безвозвратной финансовой помощи, в том числе, и многим из перечисленных выше компаний.
Возможно, это позволило ему приобрести в Нью-Йорке на Манхэттене таун-хаус за 22,375 миллиона долларов, о чем пишет The New York Times.
Он и его отец Николай выводили средства за пределы Украины: в Великобританию, Венгрию и другие страны Европы.
В течение 7 лет "Стирол" продавал свою продукцию по заниженной цене для минимизации налогов.
Компании за вырученные средства открывали между собой кредитные линии и покупали активы по всему миру, а также якобы финансировали предвыборную кампании экс-президента Виктора Януковича.
Также семья Янковских сэкономила на уплате налогов и при продаже «Стирола».
Издание «Цензор» пишет, что из концерна «вымыли» 1,1 миллиарда долларов.
Все это не мешает Янковскому заниматься благотворительностью.
Его фонд «Инициатива ради будущего» занимается культурными и образовательными программами.
Любопытным образом Янковский связан со сферой кино.
С 2013 года он ежегодно поддерживает поездки наших режиссеров на Каннский международный кинофестиваль.
Фонд даже несколько лет назад устраивал в честь украинских режиссеров торжественный вечер в Берлине совместно с центром Александра Довженко.
Повышенный интерес Янковского к сфере кино и неожиданное трудоустройство на киностудию непоследнего сотрудника одной из компаний, в которой он является бенефициаром, выглядит как минимум подозрительно.
Чем конкретно теперь занимаются Сергей Зеленко и юристы Янчука в павильонах имени Довженко – неизвестно, но частных разговорах сотрудники Минкульта не исключают того, что киностудию готовят к банкротству и последующей приватизации.
Тест для министра культуры.
В течение последних 10 лет киностудия была предметом интереса застройщиков.
Это неудивительно: территория в 16 гектаров находится в самом центре столицы.
В 2017 году учреждение даже включили в списки на приватизацию.
И хоть через год его из них все-таки исключили, заявления о возможной продаже периодически всплывают в зависимости от того, как сменяют друг друга министры культуры.
Евгений Нищук, к примеру, был категорически против продажи киностудии, а вот его преемник Владимир Бородянский еще полгода назад рассматривал такую возможность.
Сам Янчук активно высказывается против приватизации, но его действия свидетельствуют об обратном.
Он, фактически, подводит студию под молоток, ведь для сьемок 1 фильма в год не нужно такое большое земельное хозяйство.
Сам Янчук неоднократно говорил о том, что на это ему намекали власти.
На масштабную модернизацию у правительства средств нет.
Но финансирования бы хватало, если бы здесь снимались качественные популярные фильмы, а новый директор выполнял бы свою работу.
Списать политику Янчука на непрофессионализм нельзя как минимум из-за его многолетнего профильного опыта.
И даже если подозрения о спланированной приватизации не оправданы, сам по себе факт трудоустройства людей с сомнительной репутацией характеризует директора не лучшим образом.
Многое в данной ситуации будет зависеть от новоиспеченного министра культуры.
Александр Ткаченко ранее фигурировал в скандале с приватизацией Одесской киностудии.
При реорганизации 50% и минус одну акцию получил инвестор "Новая киностудия", среди собственников которой был и будущий министр культуры Александр Ткаченко.
Эксперты и сотрудники киностудии тогда трубили о нарушениях трудового законодательства и давали неоптимистичные прогнозы для павильонов имени Довженко.
Теперь же у Ткаченко в качестве главы ведомства есть шанс доказать отсутствие личных интересов, защитить свое доброе имя и обеспечить нормальное будущее для работы киностудии.
Ткаченко придется разобраться в нарушениях при конкурсе на пост директора киностудии, изучить нарушения контракта подписанного с Минкультом, выяснить, в чем истинные причины невыплат зарплат и отсутствия кинопроизводства.
При необходимости – расторгнуть контракт с Янчуком.
Хочется верить, что новый министр пройдет данный тест на профпригодность.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале.