Денис Комарницкий: Украина не может ждать важных реформ и законов десятилетиями
Денис Комарницкий: Украина не может ждать важных реформ и законов десятилетиями

Денис Комарницкий: Украина не может ждать важных реформ и законов десятилетиями

Денис Комарницкий: Украина не может ждать важных реформ и законов десятилетиями - Фото 1

В нынешнем году «слуги народа» приняли закон о земле, ждавший своего часа много лет и вызвавший такие жаркие дебаты. Теперь они заняты принятием не менее резонансных законов о легализации азартных игр и народных референдумах. О том, стоит ли разделять опасения противников этих законов и что постоянно тормозит работу их авторов, корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал известный юрист, экс-депутат Киевсовета, руководитель столичного «Центра развития экономики и права» Денис Комарницкий.

Новости Украины - From-UA: - Денис Сергеевич, добрый день! Хотя вы весьма известны в Киеве, как юрист и специалист по целому ряду вопросов экономики и бизнеса, ваше общение с прессой происходит крайне редко. В чем причина такой «непубличности»?

Денис Комарницкий: - А она необходима политикам и народным избранникам. Являясь депутатом Киевсовета 6-го созыва (2008-2014), я был ещё каким публичным человеком! Хотя и предпочитал общаться со своими избирателями не через СМИ, а напрямую. А теперь я с головой погружен в рутину юридической работы, никак не предусматривающей публичных выступлений. Они бы только отнимали у меня время, которого и так катастрофически не хватает.

Новости Украины - From-UA: - Тогда вы наверняка сможете пояснить нашим читателям, почему нашим народным депутатам постоянно не хватает времени. Некоторые законопроекты, в том числе очень важные, рассматриваются ими по несколько месяцев, а то и лет.

Денис Комарницкий: - Каждый закон является правовым регулятором, работающим в огромной системе таких же законов. Даже если рассматриваемый законопроект состоит всего из одной-двух коротких регулирующих статей, помимо вводящих и заключительных положений, эти статьи будут взаимодействовать со множеством уже работающих законов, кодексов, норм. И необходимо, чтобы они не противоречили друг другу. Иначе придется либо переписывать законопроект, либо менять множество других законов. В первом случае это будет доработка, а вот втором – это уже целая реформа. А ведь законопроекты еще могут проходить проверку Венецианской комиссии или других международных институтов. И вот представьте, сколько юристов и других специалистов проверяют и правят эти законопроекты. И сколько народных депутатов хотят внести в них свои правки, которые опять же придется проверять, число которых может исчисляться сотнями, а то и тысячами!

Новости Украины - From-UA: - Как ныне рассматриваемый в Раде законопроект «О народовластии через народный референдум», который уже забросали огромным количеством правок.

Денис Комарницкий: - Совершенно верно. И чем больше правок, особенно технических, не имеющих особо значения, тем больше вероятность, что это просто способ затягивания и блокирования принятия законопроекта. А закон о референдуме всегда был в украинской политике предметом раздора. Одни хотели бы максимально упростить процедуру инициирования референдума и использовать его в своих политических целях. Другие в принципе против любых референдумов, потому что бояться, что на них будут приняты нежелательные решения.

Новости Украины - From-UA: - А как вы оцениваете этот законопроект?

Денис Комарницкий: - В нем прописана довольно сложная процедура инициирования референдума. Собрать 3 миллиона подписей в 2/3 регионов страны под силу только крупным партиям или общественном движениям, которые и будут контролировать этот процесс. Так что фраза «народная инициатива» звучит тут несколько иронично. С другой стороны, это устраняет риск так называемых «сепаратистских» референдумов. Ведь данный законопроект предусматривает, что на референдум можно будет выносить и вопросы, затрагивающие территориальную целостность страны. Однозначно, данный закон относится к актуальным, нужным. Потому что некоторые политические решения, принимаемые властью, нуждаются в их одобрении народом. Это необходимо и самой власти, чтобы не терять свой рейтинг из-за необдуманных непопулярных шагов. Вот только принять закон о референдуме следовало еще много лет назад. Украина не может ждать важных законов и реформ десятилетиями, у неё уже просто не осталось на это сил, запаса прочности. Поэтому я считаю, что сейчас власть должна сосредоточиться на самом главном.

Новости Украины - From-UA: - Считаете ли вы таким открытие рынка земли? Ведь его называют самым фундаментальным из принятых в этом году законов, и одновременно самым спорным. Вы разделяете мнение тех, кто считает, что в итоге украинские поля будут за бесценок скуплены латифундистами и иностранцами, что это положит конец украинскому селянству?

Денис Комарницкий: - Я вам сейчас скажу как историк – а своё первое высшее образование я получил на историческом факультете Киевского университета. Так вот, вам будет крайне сложно найти семьи, владеющие своим участком земли веками. Ни тут, в Украине, ни в любой другой стране мира. Земля всегда и постоянно переходила из рук в руки, вопрос лишь в том, как именно – по добровольной сделке за честную цену или же захватом с помощью мошенничества или грубой силы. Поэтому те паи, которые украинские селяне получили от государства двадцать лет назад, не останутся в собственности их потомков до Второго Пришествия. Рано или поздно, но они с ними расстанутся. Задача государства - создать такие условия, при которых нынешние собственники смогут продать её лишь когда сами того захотят, и на самым выгодных для себя условиях. И не допустить, чтобы землю у людей забрали мошенники или рейдеры.

Кстати, украинское селянство отлично сохранилось в 20-м веке, хотя в СССР оно не являлось собственников земли – она вся была «колхозная». Не собственность на землю сохранила селян, а жизнь и работа на ней.

Земля это не только недвижимый капитал, но и средство производства. Вторая задача государства – создать условия, при которых приоритетное право распоряжаться этим средством производством будет у отечественного производителя. Это выгодно для самого государства. Любой иностранный инвестор станет вкладывать в Украину лишь в том случае, если будет уверен, что он получит какую-то выгоду, которую сможет отсюда вывести или использовать в своих интересах. Не обязательно в виде прямых дивидендов, всевозможных способом множество. Отечественный производитель связывает свои интересы с Украиной, да и прибыль тратит и вкладывает тут же.

Новости Украины - From-UA: - В своё время вы были одним из инициаторов ограничения и запрета азартных игр. Недавно Верховная Рада всё-таки приняла закон об азартных играх, вокруг которого было сломано немало копий. Однако споры продолжаются, и высказываются сомнения в том, что президент его подпишет. Когда будет поставлена точка в этом вопросе?

Денис Комарницкий: - Даже если президент наложит на него своё вето, то законопроект ведь не будет аннулирован. Он просто вернется в парламент на доработку, и процедура его принятия пойдет по новому кругу. Это станет лишь отсрочкой его окончательного принятия. Формально она техническая, законопроект вернут обратно из-за обнаруженных в нем нарушений некоторых норм. Но есть и другая причина: президенту известно, что очень многие избиратели выступают против легализации азартных игр, и этот закон может «испортить карму» его партии. Так что у него есть основания отложить это на потом, пока не пройдут выборы в местные органы власти.

Точка в этом вопросе не будет поставлена никогда, потому что борьба лоббистов игровой индустрии и противников азартных игр будет продолжаться. Когда-то в Украине уже процветал настоящий «игровой рай» и страну охватила эпидемия игромании, толкавшая людей на безумие, на преступления, сломавшая много жизней и семей. Поэтому в 2007-2009 годах, по инициативе ряда политических сил, в том числе моей фракции в горсовете Киева, постепенно удалось запретить работу игровых залов и казино. Теперь верх берут их лоббисты, но как только этот закон будет принят, начнется новая борьба. Её накал будет зависеть от последствий легализации азартных игр.

Новости Украины - From-UA: - Сторонники легализации казино аргументируют тем, что государство получит отчисления в бюджет.

Денис Комарницкий: - Азартные игры это лишь иллюзия заработка! И не только для тех бедняг, что в надежде выиграть сто гривен проигрывают тысячу. К сожалению, существует мнение, что государство может «богатеть» на человеческих пороках, на азартных играх, проституции и тому подобном – дескать, нужно лишь легализовать их и обложить налогами. Ведь пополняют же бюджет акцизами с алкоголя и табачных изделий! Вам даже расскажут о «водочном бюджете» Российской империи.

Но я вам снова скажу как историк: налоги на алкоголь давали почти 30% поступлений в бюджет Российской империи только потому, что у неё была неразвитая аграрная экономика. В Советском союзе доля водки в бюджете страны сократилось уже до 10%. А знаете, сколько сегодня дает акцизный сбор с алкоголя в бюджет США? Лишь доли процента, всего 10 миллиардов из почти 4 триллионов! И столько же приносят казино Лас-Вегаса, Флориды и индейских территорий. Американский бюджет опирается не на азартные игры и прочие пороки, а на мощную экономику: банковский сектор, промышленность, сфер услуг, строительство. Вот что нужно развивать Украине, а не отвлекаться на легализацию казино и публичных домов! Еще раз подчеркну, что власть должна сосредоточиться на самом главном…

Источник материала
loader