В автомотоспорте часто срабатывает следующий принцип – как только тот или иной вид гоночной техники перестает быть «лишь одним из классов» и получает свой отдельный зачет, его популярность резко возрастает.
На «Дакарах» подобное происходит уже во второй раз.
Сначала была история с квадроциклами, которые в свое время стали довольно престижной и популярной категорией – сразу после того, когда в 2009 году их выделили в отдельный от мотоциклистов зачет.
Сейчас то же самое происходит с легкими багги SSV/UTV.
Пока они были самым дешевым и медленным классом в зачете автомобилей, они очень редко попадали в поле зрения прессы и крупных спонсоров… Но стоило выделить их в отдельную категорию, популярность техники SSV/UTV начала стремительно расти – если на старте «Дакара»-2017 появились только 6 экипажей на легких багги, то на «Дакаре»-2020 в этой категории появились уже 46 участников! Причем этот рекорд может быть побит уже через два дня, 2 января 2021 года – предварительный список в SSV/UTV насчитывает 60 экипажей!.
Последствия не заставили себя долго ждать – начали подтягиваться заводские команды, появились серьезные спонсоры (вроде Red Bull или Monster Energy).
Соответственно, резко поднялся уровень подготовки техники, SSV/UTV прибавили в скорости, их перестали воспринимать как медленную «помеху», которая путается под ногами у всех остальных участников.
Сейчас уже дошло до разделения SSV/UTV на две отдельные категории, которые различаются уровнем подготовки – Т3 (получили обозначение Light prototype) и Т4 (на базе серийных моделей).
И теперь в списке участников Light prototype можно увидеть 15 экипажей на разнообразных версиях техники – например, часть команд провела глубокую модернизацию Can-Am Maverick X3.
К этому можно добавить еще 45 экипажей, заявленных в условно «серийной» категории Т4 – там тоже немало первоклассных специалистов по SSV/UTV, которые уже добились успехов в этой категории (Арон Домжала, Франсиско Лопес, Рейналду Варела, Сантьяго Наварро, Остин Джонс, Герард Фаррес, Кеес Колен и другие).
А если вспомнить еще тех, кто выступал на легких багги в Кубках мира в последнее время – например, раллистов Василия Грязина или Гийома де Мевиуса… И не стоит жаловаться на нехватку скорости нынешних мотовездеходов – как правило, на трассе они уже легко переигрывают все автомобили «серийной» группы Т2.
Например, на «Дакаре»-2020 почти на всех спецучастках победитель этапа в зачете SSV/UTV без особого труда выигрывал примерно от пяти до сорока минут у быстрейшего экипажа на технике Т2….