/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F11598771ef2a7615eb867a5e8e1c4800.jpg)
Дроиды, которых вы ищете: как одно гениальное решение сделало Джорджа Лукаса мультимиллиардером
Джордж Лукас очень богат. На самом деле, из всех «звездных» толстосумов планеты он самый обеспеченный – его состояние оценено в 5,4 млрд долларов. Это на целых 1,7 млрд больше, чем у его приятеля Стивена Спилберга. И на 1,9 млрд больше, чем у Опры!
Но самое невероятное в богатстве Лукаса, пожалуй, то, что большую часть своего состояния ему принесла одна-единственная идея: «Звездные войны».
Компания «Профпереклад» подготовила перевод материала.
Режиссерский послужной список Джорджа довольно скуден. За всю карьеру он снял всего шесть полнометражек, причем, четыре из них – из франшизы «Звездных войн». Резюме Стивена Спилберга, к примеру, насчитывает более 30 разных кинофильмов, и многие стали успешнейшей классикой всех времен и народов. Как Лукас ухитрился сколотить такие деньжищи всего на одной кинофраншизе?
Все сводится к очень простому, но абсолютно гениальному решению, принятому режиссером в 1973 году и в итоге принесшему миллиарды долларов.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F11598771ef2a7615eb867a5e8e1c4800.jpg)
Джордж и его «нищий» друг Стивен Спилберг. Фото: Gettу
До 1973 года Джордж Лукас был в Голливуде практически никем. Его первым серьезным режиссерским дебютом стал фильм THX 1138 (1971 г.) с Робертом Дювалем в главной роли. В картине показан футуристический мир и роботы-андроиды, управляющие обществом с помощью препаратов для подавления человеческих эмоций.
Следующий фильм Лукаса, «Американские граффити, вышел на экраны в 1973 году. В отличие от дебютной работы, этот фильм стал грандиозным хитом. Прибыль от проката составила 200 млн долларов при бюджете в 775 тысяч, что сделало картину одной из самых прибыльных в истории. Фильм также номинировали на Оскара в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучший монтаж». Вот теперь Лукас стал нарасхват.
В 1971 году ему впервые пришла в голову идея, которую он тогда описывал как «космический вестерн». Следующие два года он трудился над сценарием. Тем временем долги росли, а карьера в кино практически заглохла.
После огромного успеха «Американских граффити» у Лукаса было идеальное положение, чтобы начать переговоры о съемках следующего фильма. За свою режиссерскую работу в «Американских граффити» он заработал 150 тысяч долларов. Менеджеры настаивали, что настало время потребовать солидной прибавки к гонорару.
Один из руководителей кинокомпании 20th Century Fox, Алан Ладд-младший, пришел в восторг от «Американских граффити», однако концепция «Звездных войн» была ему непонятна. Тем не менее, он все же выбил Лукасу новый контракт на режиссуру, хотя в компании больше никто не верил в успех этой затеи. Бюджет фильма изначально составлял 8,25 млн долларов, но чуть позже разросся до 11 млн.
Гениальное решение
Благодаря успеху «Американских граффити» Лукас мог бы получить 500 тысяч долларов за новый фильм, который теперь назывался просто «Звездные войны». Однако он непринял этой 300-процентной прибавки. Вместо этого он предложил руководству киностудии новую сделку: он удовлетворится гонораром в 150 тысяч в обмен на две, казалось бы, маленькие просьбы.
- Во-первых, он сохраняет за собой все права на рекламную и сувенирную продукцию.
- Во-вторых, права на какие-либо сиквелы также будут принадлежать только ему.
Сейчас это кажется невероятным, но в то время для студии это была потрясающая сделка. Ранее Fox уже потеряла кучу денег на мерче, когда «Доктор Дулитл» провалился в прокате в 1967 году, и потому не слишком стремилась снова вступить в эту игру. Кроме того, в то время сувенирная продукция и игрушки по фильмам приносили не очень много денег.
Что же касается прав на сиквелы, то и они не казались студии достаточно весомым аргументом. Ведь никто не верил, что фильм станет успешным – шансы на это были, мягко говоря, невысоки.
Итак, Джордж отправился завершать работу над сценарием, имея 150 тысяч гонорара и весьма наивный по тем временам контракт.
Как мы уже все знаем, «Звездные войны» сорвали банк. Успех фильма, вышедшего в 1977 году, был невероятен. Картина стала самой прибыльной в истории, правда, с поправкой на инфляцию сейчас она занимает второе место. Всего за полгода фильм принес 220 млн долларов только от проката в США (с пересчетом на нынешние деньги – 830 млн). На сегодняшний день кассовые сборы «Звездных войн» составляют 775 млн долларов (с поправкой на инфляцию – 2,5 млрд долларов).
Однако настоящие деньги Джордж получил вовсе не от проката. Всего лишь за один год после релиза «Звездные войны» принесли 100 млн долларов от продажи тематических игрушек. За 35 лет их продали на 12 млрд долларов. Сегодня лицензированные игрушки по «Звездным войнам» приносят 3 млрд долларов в год.
Не забыли, что после первого фильма все права на франшизу остались у Джорджа? Так вот, за следующие пять лет фильмы по «Звездным войнам» принесли еще 3,5 млрд долларов прибыли от проката. Всего империя «Звездных войн» продала DVD-дисков и видеокассет на 4 млрд долларов, видеоигр – на 3 млрд, книг – 2 млрд. Плюс еще 1,3 млрд от лицензионных сделок.
Итоговая прибыль за 35 лет составила 27 млрд долларов. К 2012 году после вычета затрат, налогов и прочих расходов чистая прибыль Лукаса равнялась 3,3 млрд долларов. И тут в игру вступает Дисней: в 2012 году студия выкупила всю франшизу за 4 млрд долларов.
Даже если бы Лукас не сохранил эти права, то все равно стал бы богат. Однако его заработок был бы жалкими копейками по сравнению с нынешним состоянием. Такой разгон стал бы попросту невозможен, если бы не единственное гениальное решение, принятое режиссером в 1973 году.
Фактически Джордж Лукас обменял 350 тысяч долларов на 5 миллиардов. Похоже, это самое умное бизнес-решение за всю историю бизнеса! А мораль сей басни такова: если веришь в свою идею, не отдавай права на нее за бесценок.
