Может ли современный автомобиль перемещаться без аккумулятора? Мы поставили эксперимент.
Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин.
Зачем ездить без аккумулятора? От безвыходности.
Представьте, что вдали от дома вашу АКБ похитили.
Или батарею попросту «замкнуло» и она не подает признаков жизни.
А ехать надо позарез – например, отвезти кого-то в больницу.
Добрый сосед готов «прикурить» от своей батареи, но отдавать её вам не может и не хочет.
Поедет ли ваш автомобиль без АКБ?.
На этот счет в Сети гуляет много страшилок.
Основные – «мотор не потянет», «машина не разгонится» – можно свести к одному мифу: без энергии АКБ современная машина не сдвинется с места.
Другие считают, что обязательно сгорит генератор или «коротнет» электроника.
Лучший способ подтвердить или развенчать такие мнения – провести эксперимент.
На себе.
Так не бывает.
Имитируем критическую ситуацию: нам до смерти, любой ценой, нужно добраться на машине без АКБ из пункта А в пункт Б. Подопытными выступили все автомобили, оказавшиеся в этот день на редакционной стоянке: Renault Logan, Renault Arkana и Skoda Rapid.
Мы пускали каждую машину от штатной батареи, а затем отключали минусовую клемму, имитируя полное отсутствие аккумулятора.
Здесь важно вот что.
Если вы действительно собрались в путь без батареи, плюсовую клемму надо надежно заизолировать от «массы», завернув в несколько слоев толстого полиэтилена или поместив в пластиковую бутылочку с отрезанным горлом.
И закрепив всё это скотчем или изолентой.
Томить не будем: все четыре автомобиля, оставшись без аккумуляторов, спокойно продолжали «шевелить поршнями» – при этом величина бортового напряжения составляла от 13,7 до 14,5 В. Никаких пугающих надписей на приборных панелях не появлялось.
На каждом из тестируемых автомобилей мы покатались по кварталу, а Logan даже совершил образцово‑показательную поездку в 16 километров.
Никаких сложностей не возникло, если не считать того, что при следующем запуске Arkana зажгла на щитке россыпь индикаторов.
Однако чуть позже они погасли так же неожиданно, как и загорелись.
Может быть, дьявол кроется в таких деталях, которые мы грешным делом не заметили? Мы обратились в автомобильные компании с просьбой дать четкий ответ на вопрос: можно ли кратковременно эксплуатировать автомобиль с неподключенной клеммой АКБ? Понятно, что это нештатный режим, который может привести к сбросу текущих установок системы управления двигателем, коробкой, а также к нарушению работы различной мелочовки вроде часов с «музыкой».
Ведь АКБ является своего рода буфером в электрической сети – наподобие расширительного бачка в системе охлаждения.
Но если ситуация такова, что деваться некуда….
Представительство группы Peugeot-Citroen-Opel напомнило, что даже плохо подключенная клемма, не говоря уж о полностью отключенной, способна вызывать кратковременное повышение силы тока в бортовой сети и, возможно, повреждение разных «мозгов».
Мы в своих экспериментах не снимали батареи с автомобилей – просто отсоединяли «минусовую» клемму.
Тех, кому придется ехать без батареи, предупреждаем: тщательно заизолируйте «плюсовую» клемму, сколько бы проводов к ней ни подключалось.
А самый интересный ответ дал Volkswagen.
Генераторы автомобилей VW и их электронные блоки управления очень хорошо защищены от кратковременных всплесков напряжения.
В частности, в бошевских генераторах вместо выпрямительных диодов давно используют стабилитроны с порогом открытия 18–19 В, которые ограничивают неконтролируемое возрастание напряжения.
Любые фирменные блоки способны работать при 18 В и выдерживают кратковременное повышение напряжения до 50 В.
Короче говоря, угробить электронику можно, но для этого требуется стечение обстоятельств.
Езда без батареи – заведомо нехороший режим, поэтому рекомендация следующая: не давите на газ! Чем меньше перепады частоты вращения генератора, тем легче ему справиться с регулированием производительности.
Только на крайний случай.
Понятно, что производитель автомобиля не несет ответственности за возможные негативные последствия подобной езды.
Некоторые машины премиальных брендов при подобных манипуляциях вообще могут заглохнуть и перейти в режим «самоизоляции», для выхода из которого потребуются эвакуатор и сервисмены.
Однако с автомобилями попроще и подешевле – типа того же Логана – в случае крайней необходимости есть смысл бороться до последнего.
Aвтомобили, участвовавшие в эксперименте, оставшись без аккумуляторов, продолжали исправно «шевелить поршнями».
Еще, рассуждая о крайней ситуации, напомним, что двигатель автомобиля с механической коробкой передач можно случайно заглушить при трогании с места.
Подобная неаккуратность может привести к тому, что вы останетесь в чистом поле один на один со своими проблемами.
Зато с гидромеханической коробкой вам это не грозит: при удачном стечении обстоятельств можно объехать хоть земной шар по экватору, если, конечно, специально не глушить мотор при заправках.
Счастливого пути и побольше оптимизма! ЗР.
ЗА РУЛЕМ №12 2020.