Разоблачаем мифы: как уехать без аккумулятора
Разоблачаем мифы: как уехать без аккумулятора

Разоблачаем мифы: как уехать без аккумулятора

Может ли современный автомобиль перемещаться без аккумулятора? Мы поставили эксперимент.

Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин.

Зачем ездить без аккумулятора? От безвыходности.

Представьте, что вдали от дома вашу АКБ похитили.

Или батарею попросту «замкнуло» и она не подает признаков жизни.

А ехать надо позарез – например, отвезти кого-то в больницу.

Добрый сосед готов «прикурить» от своей батареи, но отдавать её вам не может и не хочет.

Поедет ли ваш автомобиль без АКБ?.

На этот счет в Сети гуляет много страшилок.

Основные – «мотор не потянет», «машина не разгонится» – можно свести к одному мифу: без энергии АКБ современная машина не сдвинется с места.

Другие считают, что обязательно сгорит генератор или «коротнет» электроника.

Лучший способ подтвердить или развенчать такие мнения – провести эксперимент.

На себе.

Так не бывает.

Имитируем критическую ситуацию: нам до смерти, любой ценой, нужно добраться на машине без АКБ из пункта А в пункт Б. Подопытными выступили все автомобили, оказавшиеся в этот день на редакционной стоянке: Renault Logan, Renault Arkana и Skoda Rapid.

Мы пускали каждую машину от штатной батареи, а затем отключали минусовую клемму, имитируя полное отсутствие аккумулятора.

Здесь важно вот что.

Если вы действительно собрались в путь без батареи, плюсовую клемму надо надежно заизолировать от «массы», завернув в несколько слоев толстого полиэтилена или поместив в пластиковую бутылочку с отрезанным горлом.

И закрепив всё это скотчем или изолентой.

Разоблачаем мифы: как уехать без аккумулятора - Фото 1

Томить не будем: все четыре автомобиля, оставшись без аккумуляторов, спокойно продолжали «шевелить поршнями» – при этом величина бортового напряжения составляла от 13,7 до 14,5 В. Никаких пугающих надписей на приборных панелях не появлялось.

На каждом из тестируемых автомобилей мы покатались по кварталу, а Logan даже совершил образцово‑показательную поездку в 16 километров.

Никаких сложностей не возникло, если не считать того, что при следующем запуске Arkana зажгла на щитке россыпь индикаторов.

Однако чуть позже они погасли так же неожиданно, как и загорелись.

Может быть, дьявол кроется в таких деталях, которые мы грешным делом не заметили? Мы обратились в автомобильные компании с просьбой дать четкий ответ на вопрос: можно ли кратковременно эксплуатировать автомобиль с неподключенной клеммой АКБ? Понятно, что это нештатный режим, который может привести к сбросу текущих установок системы управления двигателем, коробкой, а также к нарушению работы различной мелочовки вроде часов с «музыкой».

Ведь АКБ является своего рода буфером в электрической сети – наподобие расширительного бачка в системе охлаждения.

Но если ситуация такова, что деваться некуда….

Представительство группы Peugeot-Citroen-Opel напомнило, что даже плохо подключенная клемма, не говоря уж о полностью отключенной, способна вызывать кратковременное повышение силы тока в бортовой сети и, возможно, повреждение разных «мозгов».

Разоблачаем мифы: как уехать без аккумулятора - Фото 2

Мы в своих экспериментах не снимали батареи с автомобилей – просто отсоединяли «минусовую» клемму.

Тех, кому придется ехать без батареи, предупреждаем: тщательно заизолируйте «плюсовую» клемму, сколько бы проводов к ней ни подключалось.

А самый интересный ответ дал Volkswagen.

Генераторы автомобилей VW и их электронные блоки управления очень хорошо защищены от кратковременных всплесков напряжения.

В частности, в бошевских генераторах вместо выпрямительных диодов давно используют стабилитроны с порогом открытия 18–19 В, которые ограничивают неконтролируемое возрастание напряжения.

Любые фирменные блоки способны работать при 18 В и выдерживают кратковременное повышение напряжения до 50 В.

Короче говоря, угробить электронику можно, но для этого требуется стечение обстоятельств.

Езда без батареи – заведомо нехороший режим, поэтому рекомендация следующая: не давите на газ! Чем меньше перепады частоты вращения генератора, тем легче ему ­справиться с регулированием производительности.

Только на крайний случай.

Понятно, что производитель автомобиля не несет ответственности за возможные негативные последствия подобной езды.

Некоторые машины премиальных брендов при подобных манипуляциях вообще могут заглохнуть и перейти в режим «самоизоляции», для выхода из которого потребуются эвакуатор и сервисмены.

Однако с автомобилями попроще и подешевле – типа того же Логана – в случае крайней необходимости есть смысл бороться до последнего.

Aвтомобили, участвовавшие в эксперименте, оставшись без аккумуляторов, продолжали исправно «шевелить поршнями».

Еще, рассуждая о крайней ситуации, напомним, что двигатель автомобиля с механической коробкой передач можно случайно заглушить при трогании с места.

Подобная неаккуратность может привести к тому, что вы останетесь в чистом поле один на один со своими проблемами.

Зато с гидромеханической коробкой вам это не грозит: при удачном стечении обстоятельств можно объехать хоть земной шар по экватору, если, конечно, ­специально не глушить мотор при заправках.

Счастливого пути и побольше оптимизма! ЗР.

ЗА РУЛЕМ №12 2020.

Источник материала
loader