Однажды я заблудилась. Свернула в новую подворотню и поняла, что не знаю, где я. В итоге вышла в неожиданной локации. Так родился маршрут «Киев дворами-переулками», и я стала проводить экскурсии по Киеву. Я изменила свою жизнь и сделала жизнь других ярче.
Я была экономистом, но бросила это дело, чтобы показывать людям Киев. Больше тысячи человек из девяти стран открыли Киев с неожиданной стороны на экскурсиях «Роман с Городом». Я получила интересный опыт продвижения небольшого туристического проекта. В статье расскажу, сколько вложила и сколько заработала, работая гидом и городским компаньоном.
Все началось с прогулок с друзьями
Мой роман с городом начался в 1999 году – тогда я впервые попала в Киев. Увидела Днепр, острова, зелень – и ахнула. В голове сразу заиграла история. Город понравился настолько, что я захотела в нем жить.
Фото Натальи Полухиной
Я училась в Донецке, потом нашла работу в Москве, но все равно мечтала переехать в Киев. Мечта сбылась в 2004-м.
Когда я переехала в Киев, ко мне в гости начали приезжать друзья и коллеги из Донецка и Москвы. Всем надо было показывать город. Позже ко мне стали попадать знакомые знакомых, как по каучсерфингу. Гости не платили за прогулки и размещение, но угощали меня, когда мы гуляли, и затаривали холодильник едой.
Параллельно я работала в туристическом бизнесе, занималась пиаром и маркетингом. В 2008 году стала директором туркомпании и начала организовывать туры по Киеву для гостей столицы.
Все экскурсии, которые я организовывала, вели приглашенные гиды. Мои друзья начали спрашивать, почему отдаю кому-то эту работу – ведь я хорошо знаю историю, столько раз показывала людям город. И я пошла на курсы экскурсоводов. Закончила их, но вести экскурсии так и не начала: сначала долго не могла решиться, а потом меня перевели работать в Крым.
2500 гривен стоили курсы экскурсоводов в 2009 году.
Второй раз прошла курсы экскурсоводов и начала создавать маршруты
Через пять лет я вернулась из Крыма и решила: буду вести экскурсии сама. Еще раз окончила курсы экскурсоводов – в этот раз бесплатно как переселенка из Крыма и начала создавать свои маршруты.
Фото Сергея Савченко
Сложнее всего оказалось выбрать, что именно я буду рассказывать, и не перегружать людей информацией. Я могу говорить об истории хоть весь день, но гостям сложно воспринимать информацию больше двух-трех часов.
Большинство моих маршрутов родилось легко. Но даже самый простой тур нельзя составить за несколько часов: нужно продумать путь, связать между собой все точки, логично выстроить рассказ.
Фото Анны Коревой
Экскурсия «Как киевляне на Подол ходили» родилась, еще когда я училась на курсах. Нам дали всю необходимую информацию по древнему Киеву, и я создала маршрут меньше чем за месяц.
Тур «Киев: дворами-переулками» тоже сложился быстро – за несколько месяцев. Но быстрее всего я составила экскурсию по улице Бульварно-Кудрявской – наверное, в течение недели. Она совпадала с маршрутами, по которым я ходила из дома на работу.
Первую экскурсию подарила на день рождения подруге
Первая экскурсия, которую я провела, – «Прогулка без названия» по киевским дворикам. Это был подарок на день рождения моей подруги Натальи. Я приготовила угощение: форшмак, пирог, глинтвейн. В конце экскурсии мы устроили праздничный обед на Старокиевской горе, хоть это и было в начале февраля.
На этой прогулке была не только моя подруга. По объявлению в Facebook пришли еще три незнакомых человека. Мы очень душевно провели время в компании, которая сложилась случайно.
Создала новые форматы экскурсий
Люди хотят общаться и проводить время офлайн, без телефона. Даже фото не делают. Особенно это стало заметно на карантине. Кстати, в это время появилось много необычных форматов экскурсий.
А еще муж-киевлянин пригласил свою жену-одесситку на свидание. Я подготовила микс популярных и малоизвестных фактов, чтобы обоим было интересно. В одном из двориков моя помощница накрыла поляну: шампанское, хрустальные бокалы и торт.
На одной из экскурсий молодой человек сделал своей даме предложение: в неожиданный момент достал кольцо и букет цветов из рюкзака.
Бывает, в гости приезжают родители, а дети заняты – у них тут работа и своя жизнь, они не могут уделить достаточно времени и внимания, поэтому заказывают экскурсию. Я гуляю с гостями целый день. После прогулки выдаю программу: куда сходить, на что еще обратить внимание в Киеве.
День рождения, свидание, предложение руки и сердца, ночная экскурсия, прогулка с городским компаньоном – это все форматы моих экскурсий.
Привезла Крым в Киев: горы и секретные виды, которые открываются ранней весной
Для тех, кто готов в один день забраться на семь гор, я создала фитнес-тур «Киевские горы». За день проходим около 7 километров вверх. С каждой горы открывается свой красивый вид на город. Но на эту экскурсию нужно успеть, пока нет зелени: когда листья распустятся, виды скроются до осени.
Фото Сергея Савченко
Маршрута, похожего на «Крым в Киеве», вы не найдете ни в одном путеводителе. Я разрабатывала его три года. Пока я жила в Крыму, у меня постепенно сложилась картина: известные киевские достопримечательности можно связать исторической линией с крымскими. Я показываю Владимира Крестителя, Андреевскую церковь, Владимирский собор – и рассказываю, как это все связано с Крымом.
Для продвижения занялась страницей в Facebook, сайтом, таргетингом
Сначала я рекламировала экскурсии только на своей странице в Facebook. По объявлениям приходили люди из интернета и мои знакомые. Потом я создала страницу в Instagram и сайт.
Сайт мне сделал друг, который позже стал моим мужем. Я заплатила только за доменное имя.
Через некоторое время зарегистрировалась на портале «Тонкости туризма». Я сама проработала там три месяца до переезда в Киев. Бывшие коллеги разместили объявление по льготной цене. Реклама окупилась с первой же экскурсии.
Больше 100 евро я заработала за два дня работы компаньоном.
Полгода экспериментировала с таргетологом
Сначала я сама настраивала рекламные кампании в Facebook – просто по наитию. Но они приводили мне только подписчиков. Я даже пошла на курсы таргетинга и поняла, что это очень сложно и мне нужен помощник.
На Facebook я увидела объявление: девушка окончила курсы таргетологов и искала, на ком можно потренироваться. Мы начали работать в июне 2020-го.
Таргетолог помогла собрать две ночные экскурсии и группу на прогулку «Крым в Киеве». Она выстрелила отлично: пришло 25 человек. Но после этого все заглохло, пошла холодная аудитория. Мы решили сделать перерыв.
Групповая экскурсия стоит 200–250 грн с человека.
В ноябре из-за карантина я придумала акцию: экскурсия в день рождения и глинтвейн в подарок от гида. Но и эта реклама не сработала: снова была холодная аудитория, не добавилось ни подписчиков, ни заказов.
Я работала с таргетологом с июля по ноябрь. Деньги вкладывала только в рекламу. Работа таргетолога была бесплатной, как она и обещала – она на мне тренировалась.
Примерно $300 я вложила в рекламу за полгода.
Даже когда реклама не приносила результатов, ко мне приходили клиенты из друзей в Facebook.
Личный бренд сработал лучше, чем таргетинг. Сейчас обо мне узнают из соцсетей или через сарафанное радио. На «Тонкостях туризма» тоже есть реклама, но в карантин она совсем не работает.
Чтобы создать свое дело с нуля, пришлось вложить в него все свои силы и время
Когда случился кризис, связанный с коронавирусом, много маленьких турагентств начали проводить экскурсии по Киеву. Ради экономии гидами брали студентов, которые в лучшем случае заучили материал. Иногда на экскурсии можно услышать такой бред, что волосы на голове шевелятся. Я считаю, это неправильно, поэтому много времени трачу на изучение истории и проверку фактов.
Фото Натальи Полухиной
В свободное время я общаюсь с другими гидами в профильных группах, ищу что-то новое, ведь история и археология не стоят на месте. Постоянно читаю книги по истории, художественную литературу, связанную с историей. Информация все время наслаивается, появляются интересные детали, которые хочется внести в экскурсии.
Еще нужно уделять время ведению соцсетей, снимать сториз, искать новые интересные места, которые можно показать. Даже когда экскурсий нет, я трачу 3–4 часа в день на исследования и продвижение.
Максимально я проводила 10 экскурсий в месяц. Это был сумасшедший апрель: приехали люди из Литвы, Латвии, Беларуси.
В этот месяц я заработала 600 евро.
Несмотря на все сложности, я люблю свое дело: гулять по Киеву и рассказывать о нем. В карантин условия работы изменились, но мне не пришлось менять профессию – я придумала, как сохранить свое дело. Раньше я вела экскурсии для русскоговорящих иностранных туристов, сейчас адаптирую экскурсии для украинцев и жителей Киева. Постепенно перехожу в экскурсиях на украинский. Я помогаю людям пройти необычным путем, отдохнуть, наполниться и даже завести Роман с Городом.