Целеполагание по OKR (Objectives & Key Results) приобрело широкую популярность среди компаний благодаря успешному опыту Google, Netflix, Adobe и других мировых корпораций. Эффективность данного метода работы по целям сложно оспаривать, поэтому предприниматели с удовольствием внедряют OKR в свой бизнес. И это круто.
Опыт работы с целями OKR у каждой компании индивидуальный. Не всегда описанные в книгах и публикациях принципы работают в каждой компании. А на старте цели OKR часто не приводят к ожидаемому результату. В таком случае нужно глубинно разбирать, в чем причины такого результата и какие были промахи.
Большое количество ошибок допускается еще на этапе постановки и формулирования целей. Именно это мы сегодня с вами и разберем — на что опираться при постановке отдельно Objectives и Key Results, чтобы не допустить типичных ошибок с OKR.
Какой должна быть Objective?
- Отражает изменения за квартал. Все источники про OKR твердят о том, что Objective — это мотивирующая цель на квартал. И почему-то многие видят фразу “мотивирующая цель”, но не видят “на квартал”. Отсюда и невероятные формулировки целей, которые не совсем отражают то, к чему мы стремимся в течение квартала. И она как бы мотивирующая получается, но даже если все планеты сойдутся, то за квартал и даже за 2-3 квартала вряд ли достижимая. А дальше по итогам квартала происходит разочарование и демотивация и все такое. Главная мысль — при постановке objective нужно держать в голове, что это цель на квартал. Да мотивирующая, да ёмкая и драйвовая фраза, но она должна отражать то, что мы хотим достичь (или что изменить) за квартал.
- Несет ценность для компании. Так как в целом методология OKR способствует прорывам и качественным результатам за небольшой период, то Objective должна вписываться в стратегию компании и ее приоритетов в данный момент.
Например, вы занимаетесь развитием Инста-аккаунта бренда и ставить Objective “Выйти в топ LiveJournal” явно не вписывается в стратегию вашего бренда. Хоть вам и очень сильно нравится живой журнал и вам бы хотелось там быть лучшим.
- Драйвовая, но реалистичная. Основная функция Objective — вдохновлять на действия для её достижения. Как такой мощный двигатель или огонёк внутри. Видишь цель и тебе хочется горы свернуть. Но иногда мы в формулировке Objective уходим в далекие мысли и начинаем ставить перед собой нереальные цели. А потом разбиваемся о стену разочарования. Поэтому очень важно понимать вашу реальную ситуацию сейчас и думать над тем, что можно достичь за квартал.
Например, Objective “Стать #1 на рынке” — она конечно очень ценная и драйвовая глобально. Но, давайте будем реалистами. Если ваша компания только начинает свой путь и еще даже не выпустила продукт, то спустя квартал вы столкнетесь с разочарованием, когда цель будет не достигнута. При этом Objective “Стать #1 на рынке” очень даже уместно ставить например на год. То есть важен баланс. Когда вы прописываете Objective — не забывайте, что спустя несколько месяцев вы будете подводить ее итоги.
- Objective должна быть лёгкой и ёмкой для понимания и запоминания. Избегайте каких-то сложных терминов и формулировок. Лучше это будет 2-3 слова, которые будут в вашей памяти всегда, чем сложное предложение, которое и при прочтении не сразу понимаешь. И, кстати, сложная формулировка цели также сложно воспринимается нашим мозгом, как что-то требующее очень много усилий, соответственно он будет стараться её избегать.
Лайфхак — если вы легко можете назвать свою цель в любое время дня и ночи, значит она простая и понятная. И вдохновляет вас. А если там есть замудренные слова, то скорее всего и достигать ее вам будет максимально сложно.
- Objective не должна содержать цифры в своем названии, в своей сути. Для этого есть KR 🙂
Пример и антипример Objective
Один из примеров вдохновляющей, ёмкой, но в то же время реальной цели является Objective проекта Hyperloop Илона Маска.
Их глобальная цель долгое время звучала как — обогнать улитку. Дело в том, что прокладка и бурение туннеля занимает овермного времени и когда они посчитали скорость, она вышла меньше, чем скорость среднестатистического движения улитки. После этого и появилась вдохновляющая, символичная и запоминающаяся цель — обогнать улитку.
А дальше будет антипример Objective:
Формулировка Objective “удержать прибыль на уровне прошлого квартала” сама по себе уже навевает тревожность и страх, что лучше не получится. К тому же, вряд ли такая формулировка поможет предпринимать какие-то принципиально новые действия. Наоборот, будут методично продолжать делать те действия, которые сработали в прошлом квартале.
Но все мы понимаем, для того чтобы получить большие результаты нужен нестандартный подход к задачам или новые решения. Ну и как указано на слайде, такая формулировка не особо вдохновляет и вряд ли будет держаться в головах тех кто над ней работает.
А как можно было бы сформулировать подобную цель?
Формулировка Objective: поставить рекорд по прибыли — сама по себе уже вдохновляет на результат лучше, чем в прошлом квартале. Ведь повышение прибыли даже на 1% по сравнению с прошлым кварталом — это уже рекорд.
Сила формулировок
Иногда кажется, что формулировки Objective не особо играют роль, так как самое главное какие действия делаются для достижения этой цели.
Но на самом деле, из таких неочевидных деталей и складываются новые достижения и результаты. И та формулировка цели, которая будет вдохновлять и мотивировать, с большей вероятностью поможет в достижении этой цели. Проверено на практике.
Те цели, которые нам нравятся в формулировках, при чтении которых мы начинаем драйвить сами себя легче воплощаются в жизнь.
Какими должны быть Key Results?
От правильной постановки KR напрямую зависит будущий результат. Поэтому стоит подойти к их постановке особенно скрупулезно.
- Измеримость. KR обязательно должна включать в себя какой-то показатель (%, конкретные цифры, уровень и тд). Это нужно для того, чтобы спустя месяц и квартал оценить достигли вы KR или нет. И чтобы ответ на этот вопрос был четким и точным.
- Отражают результат, а не процесс. В KR должна быть конкретика — к какому результату вы стремитесь. Просто написать рост статистики/увеличение прибыли или получение новых клиентов — это описания про процесс роста или увеличения. А вот рост подписок на 20% или получить прибыль 500к или подписать контракт с 7 новыми клиентами — это уже про результат.
- Максимум 5 KR к одной Objective. А лучше 3-4. Большое количество KR способствует расфокусу внимания. А целеполагание по OKR в первую очередь нужно для того, чтобы сосредоточиться на главном.
- Амбициозные, но реальные. KR должны быть такими, чтобы вы могли прыгнуть выше головы, если ее достигнете. То есть нужно приложить чуть больше усилий чем обычно. По поводу реальности — для того чтобы понимать амбициозность + реальность вашей KR вам нужно владеть информацией на данный момент в той области, по которой ставите KR.
Например, вы продаете крутой продукт. И на данный момент у вас среднее количество продаж в месяц — 1 тыс. штук. И вы решаете поставить такую KR на следующий квартал: сделать 1.000.000 продаж. За квартал.
По формулировке все правильно — измеримая и амбициозная на первый взгляд. Но по факту не совсем реальная в реализации за квартал, даже при суперудачном стечении обстоятельств. В конце квартала цель не будет достигнута и это может существенно демотивировать. Вот в таком случае стоит ставить более реалистичную цель. Но и не забывать про амбициозность.
Пример и антипример Key Results
Пример качественной KR возьмем у самой известной компании, которая работает по OKR больше 20 лет — Google. Главный популяризатор OKR и венчурный инвестор, в том числе и в Google, Джон Дорр на одном из выступлений TED делился этим примером.
У компании в течение трех лет одна из целей Objective стояла — создать лучший веб-браузер. Так как KR — это измеритель, который покажет что браузер действительно лучший, то было выбрано ориентир на количество пользователей браузера.
Так вот, в первый год KR количество пользователей было около 10 млн. Дальше поставили KR: количество пользователей браузера — 50 млн, достигли по факту — 40 млн. И на третий раз, когда уже был опыт, все проанализировано и понятны инструменты привлечения пользователей поставили KR: количество пользователей браузера — 100 млн, а достигли на 120 млн. Это кстати также наглядный кейс того, как важна амбициозность, но и реальность одновременно.
Антипример по постановке KR
Здесь основная ошибка, что в KR нет конкретики, она абстрактная и непонятно, над чем будет работать ответственный за эту KR. Показателей статистики масса и для каждого из них есть свои инструменты. Также непонятно какой рост нужен — 1% или 10%. А также скорее всего нет понимания как эту цель достигать или это абстрактное понимание.
В данном примере обычно ответ такой — буду делать более качественный контент. А что конкретно под качественным контентом имеется в виду и как это повлияет на рост метрик статистики непонятно.
А вот как можно подобные KR формулировать:
Здесь все конкретно и понятно, над какой метрикой будет идти работа, какой результат должен получиться. И кстати, с помощью качественных формулировок KR можно понять, насколько человек в теме того, чем он занимается. А еще, качественная формулировка KR точно стимулирует сразу продумывать конкретные задачи по её достижению.
Безусловно, процесс постановки целей отнимает достаточно времени, особенно на первоначальных этапах. И как я писала в начале статьи, каждая компания проходит индивидуальный путь с ошибками по целям OKR. Но уделить больше внимания процессу постановки, формулирования и понимания целей — полезная инвестиция времени в будущий результат и собственника бизнеса, и сотрудников компании.