Ранее мы рассказывали о том, что украинский сервис платежей Portmone перешёл в управление казахстанского бизнес-гиганта Kaspi.kz. Сумму сделки стороны держат в секрете. В этом материале редакция MC.today подробнее расскажет, что из себя представляет Kaspi на родном казахском рынке и почему украинцы только выиграют от появления нового игрока.
Kaspi.kz – что за зверь?
«Украинский рынок стал очень привлекательным для разного рода необанков. После выхода mono всем показалось, что эта ниша – какой-то золотой грааль» – Егор Аветисов, экс-креативный директор «ПриватБанка».
Kaspi.kz – один из крупнейших игроков на финансовом рынке Казахстана. Работать компания начала как классический банк в 2008 году, после реорганизации предшественника – «Банк Каспийский». Акционеры и сооснователи это предприниматели Вячеслав Ким и Михаил Ломтадзе. Теперь же Kaspi трансформируется – обучает программистов, оцифровывает госуслуги и ведет политику cashless. Компания зарабатывает на трех направлениях: финтех-услуги, платежи и маркетплейс.
В 2020 году компания успешно вышла на лондонскую биржу. Как результат – их капитализация подскочила до $21 миллиарда, сделав Kaspi одной из самых дорогих компаний Казахстана. С доходной частью у компании тоже все хорошо: только в 2021 году компания получила более $644 млн дохода.
Когда стало известно, что Portmone вскоре продадут, Олег Гороховский, сооснователь monobank, заявил о выходе сильного конкурента на украинский рынок. Но предупредил будущих конкурентов об особенностях украинского рынка.
«В платежах им придется конкурировать с полностью бесплатными платежами от моно. В эквайринге, в котором они сильны в Казахстане, придется познать все прелести вмешательства государства в регулирование этого рынка и поконкурировать не только с нами и “Приватом”, но и с Apple и Google Pay. Еще в Казахстане у них получился маркетплейс – в Украине с этим тоже придется нелегко», – написал Олег Гороховский.
Подробнее о «фишках»
На «фишках» приложения остановимся подробно. Важно понимать, что приложение Kaspi.kz не похоже на простой банк в смартфоне. Представьте себе Rozetka, ваш любимый интернет-банк (например, моно или приват), и Дию. Представили? Так вот, Kaspi – лидер в Казахстане по этим трем направлением: Е-коммерс, госуслуги в электронном виде, и интернет-банкинг. Весь этот функционал доступен в одном приложении. Сейчас приложением пользуется около 10 млн жителей Казахстана (население страны – почти 19 млн человек).
Это и классическая платежная система: в приложении можно оплачивать коммунальные услуги, расплачиваться за товары или услуги, транспорт и образование, покупать билеты на мероприятия или платить за игры.
Это банковские продукты: можно оформить кредит, завести депозитный счет, перевести деньги со счета на счет или погасить задолженность.
Третье направление – маркетплейс, там же, внутри приложения приобрести можно множество товаров: от смартфонов и телевизоров, до дачных столиков и украшений.
Компания активно оцифровывает даже госуслуги. К примеру, в приложении можно продать и сразу же переоформить автомобиль, зарегистрироваться как предприниматель или оплатить налоги и штрафы (этот пункт в банковском «меню» есть и в приложениях украинских «смартфонных банков»).
Подобной супер-концентрации сервисов в одном приложении в Украине нет. Так исторически сложилось, что в направлении банковских услуг многолетним лидером был ПриватБанк, в последние годы набирает обороты monobank, следом за ними подтягиваются и другие финучреждения. Главной торговой площадкой страны всегда была Rozetka, а вот попытки банков выйти на рынок маркетплейсов, как у ПриватМаркет, торговой площадки ПриватБанка, особым успехом не увенчались.
Госуслуги в электронном виде долгие годы развивал через iGov Дмитрий Дубилет с волонтерами, Дия и Минцифры появились буквально в последние два года, и стоит особняком от банков и e-commerce-площадок.
Kaspi, как мы уже писали выше, объединяет все три типа сервисов вместе.
Зачем им все это?
Вопрос-интрига (нет) – зачем бизнесу из Казахстана украинский платежный сервис и попробуют ли в Kaspi запустить на украинском рынке аналог того, что уже есть в Казахстане?
Portmone на рынке работает достаточно долго – с 2002 года, и уверенно – 400 платежей в минуту. В интервью Дмитрий Басов – директор Portmone – говорил, что конкурентов у сервиса нет. У компании сейчас около 2 миллионов клиентов и до полутора тысяч компаний-партнеров.
Сервис доставляет счета украинцам, обрабатывает их онлайн-платежи, технически сопровождает эквайринг платежных карт в интернете. Масштабно, конечно, но зачем это Казахстану? Всё просто: Portmone – это лицензия от НБУ и аккредитация от Visa&Mastercard.
«С платежными лицензиями Portmone и прочными торговыми и банковскими отношениями мы намерены ввести наши платежные услуги для 42-миллионного населения Украины», – говорится в отчете Kaspi.
У казахстанского финтех-гиганта есть достаточно денег и возможностей развивать очередной необанк на территории Украины. Но некий скепсис у экспертов, всё же, присутствует. Те, кто знают украинский рынок изнутри, считают что у казахстанской компании впереди тернистый путь. Для того, чтобы клиенты ПриватБанка или mono перешли в совершенно новую будущую структуру – нужно, в первую очередь, завоевать доверие. Ну и предложить то, чего не в состоянии предложить другие.
«Покупка Portmone это широкий жест. И формула Rozetka+mono звучит как супер-крутая стратегия. Однако, ПриватБанк уже делал попытку использовать эту схему с ПриватМаркетом. Насколько мне известно, ПриватМаркета уже нет. С другой стороны Kaspi в Казахстане – это прямо величина, которая доказала, что может двигать лидеров рынка. Посмотрим, что они смогут показать в Украине», – объясняет Егор Аветисов, Fintech-эксперт
Что из этого выйдет, сейчас можно лишь предполагать. Несомненно только то, что конкуренция – лучший стимулятор.