Бизнес в маленьком городе отличается от такого же бизнеса в мегаполисе. Дело не только в количестве жителей, а и в их менталитете и доходах.
РедакцияMC.today узнала, какие есть идеи для бизнеса в маленьком городе.
Особенности бизнеса в малом городе
Жители маленьких городов более консервативны, чем жители мегаполисов, поэтому тестировать инновационные идеи здесь не нужно. Лучше выбрать проверенную нишу и формат – то, что уже знакомо населению, или то, за чем они ездят в крупные города. Стоит начинать с небольшими вложениями и возможностью масштабироваться в соседних населенных пунктах.
Место лучше выбирать с хорошей транспортной развязкой или рядом со школами, больницами или администрациями – там, где есть поток людей. В маленьких городах стабильный спрос на продукты регулярного потребления, ведь за ними неудобно ездить в большие города.
Чтобы идея для бизнеса в маленьком городе «выстрелила», важны сервис и репутация предпринимателя – если вы нравитесь жителям, к вам будут ходить. Здесь хорошо работает сарафанное радио.
Преимущества бизнеса в маленьком городе
Вот какие плюсы своего дела в маленьком населенном пункте:
- Есть свободные ниши. За некоторыми товарами и услугами жители ездят в крупные города. Если вы начнете предлагать это на месте, то получите регулярный поток клиентов. Главное – выбирать товары повседневного спроса.
- Минимальные вложения. Аренда помещений и зарплаты сотрудникам в маленьких городах ниже, поэтому для старта понадобится меньше денег.
- Особенные условия продвижения. Если у вас хороший сервис, о вас узнают – можно сэкономить на рекламе.
Недостатки маленьких городов
Вот к чему еще нужно быть готовым:
- Низкая платежеспособность населения. Уровень дохода жителей маленьких городов ниже, чем в столице и мегаполисах, поэтому ценник должен быть умеренным.
- Низкий спрос на товары и услуги. Нет смысла открывать магазин с дорогим товаром, ведь спрос на него нерегулярный, а большие сети могут предложить лучшие условия.
- Слаборазвитый рынок труда. В маленьких населенных пунктах мало хороших специалистов. Придется искать их заранее или обучать самому.
- Высокая конкуренция в бизнесе. Рынок поделен предпринимателями, которые начали работать раньше.
- Потребительские привычки. Жители маленьких городов редко меняют свои привычки – они годами ходят в один магазин, стригутся у одного мастера и так далее. Нужно хорошо постараться, чтобы их заинтересовать.
9 бизнес-идей для маленьких городов
Вот девять идей для бизнеса в маленьких городах, которые могут сработать.
Крафтовые джемы
Чтобы варить джемы, нужны качественные ингредиенты и упаковка. Фрукты можно покупать или выращивать. Первые партии можно приготовить дома, а по мере роста производства арендовать помещение и нанять сотрудников.
Для начала нужны стол, раковина, плита, баночки для упаковки, стерилизатор для тары, весы, морозильная и холодильная камеры. Продавать готовые джемы можно на ярмарках, в местных магазинах, через соцсети и отправлять заказы почтой.
Товар сбывали через соцсети и ярмарки. В 2020 году продажи выросли, несмотря на то, что затраты на маркетинг уменьшились. Сейчас «Боїм. Гастромандри» предлагают больше 30 вкусов продукции. У них есть свои помещение и оборудование. Продукция бренда есть на полках в «Сильпо», «Ашане» и других магазинах.
Бизнес-идея: крафтовые джемы. Основатели «Боїм. Гастромандри»
Выращивание ягод
В Украине чаще всего выращивают вишню, черешню, клубнику, малину и смородину. Понять, какая из них принесет большую прибыль, сложно – все зависит от погоды и условий на рынке. Еще ягоды – это сезонный товар. Их можно выращивать зимой в теплице, но иногда дешевле импортировать.
Важно, чтобы ягоды были вкусными и красивыми, тогда больше шансов их продать. Для этого нужно выбрать правильный сорт. Еще можно продавать ягоды после шоковой заморозки – они хранятся дольше и их можно перевозить на большие расстояния. Но нужно купить специальную морозильную камеру.
Сейчас его ферма «ФайнаBerry» увеличилась до 11 га, а в команде работают десять человек. Они начали продвигать агротуризм: посетители могут сами собирать клубнику или устроить пикник. Еще клиенты могут заказывать клубнику по предоплате и получать ее с мая по ноябрь.
Несмотря на то, что в 2020 году «ФайнаBerry» потеряла 90% урожая из-за погодных условий, они заработали 1 млн грн и вышли в плюс.
Бизнес-идея: выращивание клубники. Ферма «ФайнаBerry». Источник: faynaberry.com
Сыроварня
Производство сыра – хорошая идея для бизнеса в маленьком городе. Дело в том, что сыроварня должна быть недалеко от производителей молока. Так вы будете получать качественное сырье и сэкономите на транспортных расходах.
Нужно найти помещение с вентиляцией, водопроводом, канализацией и отоплением. Готовые сыры должны храниться в камере, где поддерживаются нужные температура и влажность воздуха.
Чтобы делать сыр, нужно разобраться в технологии и купить оборудование:
- сыроварку с нагревом можно заменить емкостью из нержавеющей стали и ставить ее на плиту;
- пастеризатор для молока;
- посуду для процеживания зернообразной сырной массы;
- пресс-стол;
- формы для сыра;
- контейнер для засолки – можно заменить емкостью из нержавеющей стали.
- рабочий стол для формовки;
- стеллажи из металла или дерева.
Игорь отвечает за производство, Соломия – за клиентов. Они производят десять видов сыра: с орехами, трюфелями и так далее. В этом году планируют расширить площадь для дегустации.
Бизнес-идея: сыроварня. Сыр «Гарбузовий рай»
Пошив обуви
Чтобы начать шить обувь, нужно разбираться в процессах и использовать хорошее оборудование – это влияет на качество продукции. Большую часть сырья нужно закупать за границей, из-за чего цена товара не может быть слишком низкой. Еще нужно следить за трендами, чтобы удовлетворять спрос клиентов.
Вначале лучше выбрать один вид обуви, ведь чем больше ассортимент, тем больше выкроек, оборудования и людей нужно. Больше всего спрос на детскую обувь, потому что дети быстро растут.
Если вы открываете просто цех, неважно, где он будет находиться. Если от цеха будет работать бутик, важно его открыть в проходимом месте.
В 2010 году к бизнесу присоединился муж Алины Руслан Очеретяный. Они открыли небольшой офис и склад в Киеве, а обувь по-прежнему делали в Житомире. В цехе работали семь мастеров, которыми руководила мама Алины. Так они выполняли несколько сотен заказов в месяц. Со временем на их производстве начали шить обувь для таких украинских брендов, как Bevza, Litkovska, Lake Studio и других.
В 2015 году запустили серийное производство, увеличили команду мастеров до 100 человек, а дизайн-бюро – до десяти. Также открыли первый магазин Kachorovska в Киеве. Сейчас компания производит несколько тысяч пар обуви в месяц. Они продают его через магазин, сайт и шоурумы в регионах.
Бизнес-идея: пошив обуви. Туфли Kachorovska Atelier
Магазин одежды
Магазин одежды как идея для бизнеса в маленьком городе может не сработать, если на рынке большая конкуренция. Для начала нужно понять, сколько уже есть магазинов, какие недавно открылись, какие планируют открываться и какую одежду они продают. Например, ежедневную одежду в маленьких городах покупают часто, а зимнюю верхнюю одежду из-за невысоких доходов – один раз в несколько лет. Еще важно попасть в стиль жителей города.
В 2020 году их выручка составила 63 млн грн. Во время пандемии они начали отшивать маски, много процессов отдали на аутсорс и стали выпускать по коллекции в неделю.
Бизнес-идея: пошив одежды. Платье MustHave. Источник: musthave.ua
Почтовое отделение
Интернет-торговля развивается не только в крупных, но и небольших городах. Поэтому в таких населенных пунктах точно понадобится почтовое отделение.
Чтобы купить их франшизу, нужно найти помещение от 10 кв. метров, команду, иметь грузовое авто и деньги для старта. Еще нужно разрешение заниматься предпринимательской деятельностью.
У «Новой почты» нетпаушального взноса (единоразовый взнос, который покупатель франшизы платит владельцу торговой марки. – Прим. ред.). Роялти – 0,5% от размера вознаграждения, а срок окупаемости отделения – от восьми месяцев.
Компания помогает запуститься в срок от двух недель, передает контакты клиентов, дает рекламу на ресурсах бренда и техническую поддержку.
Бизнес-идея: почтовое отделение. «Новая почта»
Булочная-кофейня
Булочная-кофейня как идея для бизнеса в маленьком городе будет удачной, если разместить ее в центре, рядом с транспортной развязкой, в офисных зонах, рядом или внутри развлекательного комплекса или недалеко от университетов. Не стоит открывать булочную-кофейню в спальном районе.
Если выпечку будете производить на месте, то в помещении должен быть производственный цех, который отвечает требованиям санэпидемстанции. Еще нужно пекарное оборудование.
Для кофейни нужны кофемашина и разнообразие других горячих напитков.
- разрешат пользоваться брендом;
- посчитают финансовую модель;
- помогут нанять и обучить персонал;
- создадут дизайн-проект;
- дадут технологические карты;
- поделятся контактами поставщиков;
- будут сопровождать на всех этапах запуска и так далее.
Важный момент – нужно утвердить локацию.
Ежемесячно обещают $1,5–2 тыс. дохода с одной точки. Срок окупаемости – 18 месяцев.
Бизнес-идея: булочная-кофейня. «Франс.уа». Источник: сайт «Франс.уа» в Мелитополе
Мясной магазин
Мясо – продукт повседневного спроса. Чтобы открыть мясной магазин в маленьком городе, важно найти хорошее место. Если есть возможность, посчитайте пешеходный трафик – если там в рабочий день проходит около 2 тыс. человек – подходит.
Еще нужно оборудование для разделки, хранения и выкладки товара.
Еще один современный формат магазина – «Мясомаркет». В этом случае помещение должно быть от 45 кв. метров. А в самом магазине кроме мяса будут яйца, соусы и другие повседневные продукты.
Партнеры компании получают:
- консультации на всех этапах развития бизнеса;
- регулярные поставки продукции;
- закрепление территории и так далее.
Бизнес-идея: мясной магазин. Источник: myasomarket.com.ua
Ресторан
Ресторан в маленьком городе может стать центром культурных событий и местной достопримечательностью. Но обычно жители такого города редко едят вне дома, поэтому нужно подумать о потоке клиентов. Если это небольшой, но туристический город, будет проще. Еще можно привлекать посетителей из соседних городов, но еда и сервис должны быть хорошими.
Бизнес-идея: ресторан. Еда из «Dolce Vita Трускавец» Источник: instagram.com/dolce_vita_truskavets
Вывод
Идеи для бизнеса в маленьком городе должны закрывать потребности населения. Здесь не место экспериментам – лучше продавать хороший товар или оказывать качественно услуги, на которые точно будет спрос. Сарафанное радио – лучший способ продвижения в маленьких населенных пунктах.
Если нет опыта в бизнесе, лучше начать с небольших вложений и постепенно расширяться. Еще можно купить франшизу. Есть бренды, которые не требуют паушального взноса, нужны инвестиции только на запуск. Владелец торговой марки помогает настроить процессы, делится полезными контактами и помогает обучить персонал.
Василий Хмельницкий, основатель холдинга UFuture и UNIT.City,считает: важно развивать бизнес в регионах – это уменьшит утечку кадров за границу.