/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F6c8dadbe8976147941b2b89a39a29cd0.jpg)
Как украинец Вадим Мельник создал компанию с оборотом в $2,5 млн в Польше
В одном из последних выпусков Big Money Евгений Черняк пообщался с Вадимом Мельником – украинцем, который создал успешный бизнес в Польше. Его компания Dronehub – лидер на рынке беспилотных летательных аппаратов на территории Европейского союза. Офисы Dronehub находятся в Варшаве, Жешуве и Лондоне.
В 20 лет Вадим заработал первый миллион злотых, а через год стал уже долларовым миллионером. Он также вошел в список Forbes Польша «25 до 25» и «30 до 30».
Редакция MC.today выбрала самые интересные фрагменты из интервью: почему Вадим открыл бизнес в Польше, как ему удалось получить первый крупный контракт, сколько стоят станции для дронов, каких людей он набирает в команду и сколько они зарабатывают.
О переезде в Польшу и робототехнике
Сам я из Ивано-Франковска. Родился в самой обыкновенной семье: отец – полицейский, а мама работает в детском саду. В 15 лет я прошел тестирование и выиграл грант на годовое обучение в Америке. Тогда со всей Украины отобрали всего 10 человек.
Год я учился в high school – старшей школе в Америке. Именно там я впервые узнал, что такое робототехника и очень увлекся этим. Робототехника – это наука, которая включает в себя три направления: создание роботов, программирование и электронику. Это был один из самых креативных этапов в моей жизни. Мы выиграли пять американских конкурсов по робототехнике, а также заняли третье место на международном конкурсе.
После года американской школы я сдал все тесты и поступил в Массачусетский технологический институт в Бостоне. Но учиться там не получилось, так как стипендия покрывала лишь 50% стоимости обучения. Я вернулся домой, окончил одну из лучших гимназий Ивано-Франковска и продолжил заниматься робототехникой. Например, создал первую в Украине группу по этой специальности.
Позже друг мне рассказал о политехническом университете в Жешуве в Польше. Уже тогда этот вуз сотрудничал с такими известными компаниями, как Google и Microsoft. Плюс ко всему там была целая кафедра робототехники – идеальный вариант для меня. Я отлично сдал вступительные экзамены, поэтому обучение для меня было бесплатным. При этом тогда я совершенно не знал польский язык.
Вовремя ответил на email и получили контракт с Европейским космическим агентством
В 2015 году вместе с моим другом Давидом мы основали компанию Cervi Robotics. Она специализировалась на робототехнике. Мы создавали дроны (летательный аппарат без экипажа на борту. – Прим. ред.) для больших корпораций.
Например, одним из наших клиентов стала польская нефтеперерабатывающая компания Orlen. У них часто воровали какое-то оборудование: пока охранник добежит до места сигнала, пройдет 25 минут. Когда мы продали им первый дрон, время сократилось до полутора минут. То есть скорость реагирования увеличилась в разы: дрон летит быстрее, чем бежит человек.
Но вскоре я понял: дроны сегодня – это как машины 100 лет назад. Ведь на длинные дистанции автомобили никак не могли конкурировать с лошадьми. Точно так же и дроны. Обычно он летает всего 30–40 минут. Чтобы продолжить полет, человек должен заменить в дроне аккумулятор. Я решил придумать такое устройство, с помощью которого дрон будет заряжаться сам, без участия человека. А значит, сможет летать и на длительные расстояния.
То есть мы хотели стать не теми, кто ищет золото, а теми, кто создает лопаты для тех, кто ищет золото.
В это же время такие зарядные станции понадобились Европейскому космическому агентству (англ. European Space Agency. – Прим. ред.). Они отправили запрос в пять компаний. Но мы были единственными, кто ответил на их email. То есть мы просто ответили на письмо и получили контракт. Это изменило судьбу всей нашей компании. На те деньги мы создали прототип первого дронхаба – базы, на которую может приземлиться любой дрон и подзарядиться.
Стоила такая зарядная станция тогда 100 тыс. евро. Так я заработал свой первый миллион и попал в список Forbes «25 до 25» (25 людей, которые стали миллионерами до 25 лет. – Прим. ред.). Кстати, ровно через пять дней после этой публикации к нам пришли налоговые инспекторы. Они проверяли компанию за все три года ее существования: с 2015-го до 2018-го.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F6c8dadbe8976147941b2b89a39a29cd0.jpg)
Евгений Черняк и Вадим Мельник
Правило 100 на 100
Когда дрон приземляется, мы должны учитывать 32 параметра, среди которых:
- индекс магнитных бурь;
- скорость ветра;
- давление воздуха;
- параметры пропеллеров дрона;
- параметры аккумулятора и другие.
Для всего это мы создали и развиваем нейросеть. С ее помощью мы адаптируем параметры дрона, чтобы он правильно и безопасно приземлился.
Отсюда и главное правило нашего бизнеса: количество посадок дрона должно быть всегда равно количеству взлетов. То есть дрон должен 100 раз приземлиться и 100 раз взлететь. Чтобы дойти к этим 100 на 100, нам понадобилось больше четырех лет.
В 2020 году мы наконец сделали полный ребрендинг и компания стала называться Dronehub. И если в начале локдауна многие компании отказывались от нашей продукции, то ближе к июню 2020 года у нас было столько запросов, что мы не знали, что с ними делать. Как и любой другой бизнес, который связан с автоматическим получением данных, мы выросли в период карантина.
Как дроны будут спасать людей
Продажа дрона обычно состоит из двух этапов:
- Сначала клиент тестирует устройство на своей территории и убеждается, что технология действительно работает. Этот процесс занимает от одной до трех недель.
- И если его все устраивает, покупает станцию.
Сегодня дронхаб стоит 70 тыс. евро. Мы сократили количество компонентов: если раньше их было несколько тысяч, то сегодня всего пара сотен. Мы также изобрели несколько фишек и получили на них патенты. Например, создали специальный микроклимат внутри хаба – 17 градусов. Благодаря этому батареи в базе нужно менять в два раза реже. Такого нет ни у кого из наших конкурентов.
Еще мы работаем над проектом микродронхаба – базы для микродронов весом до 500 грамм. Наш партнер – вторая в мире компания по созданию дронов – продает до 6 млн таких беспилотников в год. Для них мы и делаем мини-станции подзарядки. Одна такая база будет стоить 10 тыс. евро.
А уже в декабре 2021 года мы запускаем пилотаж дронов по транспортировке дефибрилляторов на место аварии. Волонтеры, которые пройдут обучение, смогут управлять такими дронами. Как это работает: человек получает информацию об аварии, нажимает на кнопку и дрон доставляет дефибриллятор по указанным координатам.
Вся продукция у нас производится в Жешуве. Это идеальный город для моего бизнеса, так называемая Авиационная долина. Здесь находятся офисы всех больших аэрокорпораций: AirBus, Boeing, Lockheed Martin. Это как Кремниевая долина, но только для инженеров авиации.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F0359d5e1e06e8ab5a83b0ac762d36ec9.jpg)
Автономный дрон в коробке. Источник: сайт dronehub.ai
В этом году мы получили грант – 11 млн злотых – на строительство нашей фабрики в Жешуве. В марте 2022 года эта фабрика начнет работать. На ней мы сможем создавать до 600 станций в год.
Лучших людей в команде мы переманили
Сегодня мы зарабатываем не только на автоматизации дронов. Самая большая ценность нашего бизнеса – это обработка данных. Клиенты получают не только мобильную зарядку на длительное время, но еще и аналитику. Дрон сам по себе – просто летающая камера, которая собирает огромное количество информации. А вот для того, чтобы эти данные проанализировать, нужно много времени и грамотные специалисты.
Большинство лучших сотрудников – люди, которых мы переманили у других компаний. У нас работают инженеры с 20-летним опытом. Мы делаем все, чтобы нашим сотрудникам было хорошо. Мы хотим, чтобы они чаще рассказывали своим друзьям, в какой отличной компании они работают. Вот почему многие к нам пришли благодаря сарафанному радио.
Это всегда особенные люди. Например, был такой случай: к нам буквально в дверь постучался инженер крупной аэрокорпорации. Он уволился, так как хотел работать у нас. Ему стал интересен именно наш продукт. Ведь большинство крупных аэрокомпаний не занимаются инновациями – мы же создаем то, чем через 20–30 лет будут пользоваться во всем мире.
Сейчас у нас 30 сотрудников на фултайме. В среднем инженер в Жешуве зарабатывает $4,5 тыс. в месяц. Это не так много – в Варшаве такой специалист будет стоить на 50% дороже. Мы также работаем на аутсорсе с программистами из Львова и Ивано-Франковска. И мы очень довольны тем, как они выполняют свою работу.
Наш главный офис находится в центре Варшавы. Это важно для многих специалистов, которые приезжают к нам на работу, и для иностранных инвесторов. С этой точки зрения офис – важная инвестиция, именно он создает первое впечатление.
Объем рынка дронов достигнет $34 млрд в год
Оборот нашей компании в 2021 году составил $2,5 млн. А в следующем мы планируем вырасти в четыре раза. Наша задача – сделать так, чтобы дрон стал еще одним источником информации и вошел в повседневную жизнь человека.
Помимо гранта от Еврокомиссии на строительства фабрики в Жешуве мы получили еще 4 млн евро от инвесторов. Как раз в ноябре 2021 года закрыли инвестиционный раунд.
В среднем рынок дронов растет на 20% в год. А, по прогнозам, до 2025 года мировой объем рынка дронов составит $34 млрд. Уже сегодня мы работаем не только со странами Евросоюза, но и с Чили, Австралией и США.
