Между Викторией и ее супругом — принцем Альбертом Саксен-Кобург-Готским — было обоюдное физическое влечение. В браке у них родилось девять детей в период между 1840 и 1857 годами. Альберт, умный и амбициозный, возлагал на союз с Викторией и на их наследников большие надежды. Их семья должна была стать не только образцом счастливого и безукоризненного монархического брака, но и положить начало новой сильной династии с высокими моральными ценностями, которая распространилась бы по всей Европе.
Это был благородный план, мотивированный высшими идеалами. Он должен был привести к переосмыслению старых взглядов и созданию новой модели королевской семьи — приблизительно такой, как современная БКС, но обладающей реальной властью. Однако, как и многим другим отличным планам, ему помешали воплотиться многие обстоятельства.
Виктория и Альберт жили в неспокойное для всей Европы время — политические беспорядки угрожали власти многих монарших семей, периодически вспыхивали революционные движения, которые приводили к свержению действующих королей и возведению на престол новых. Альберт был уверен — чтобы их с Викторией не затронула эта разрушительная волна, нужно поддерживать образ респектабельной, дружной и любящей семьи. «Как будто Альберт и Виктория пытались достучаться до своих подданных среднего класса, неся такую мысль: „Послушайте, мы такие же, как вы — доверяйте нам“», — говорит историк Миранда Картер.
Но, конечно, королевская семья была очень далека от среднего класса. Она словно бы существовала в изолированной вселенной, где цена ошибки могла стоить монарху головы, а на малышей-наследников смотрели как на средство достижения целей. При этом королевские дети должны были быть идеальными, абсолютно послушными своим родителям. Все это создавало чудовищное напряжение. Условия, в которых ни один член монаршей семьи не имеет права оступиться, чтобы не разрушить все.
Почему они так хотели стать образцовыми родителями?
Непростая семейная жизнь Виктории и Альберта, вероятнее всего, была следствием тяжелого детства, которое было у каждого из них. Юношеские годы будущего супруга королевы были омрачены разводом родителей. Альберту было всего 7, когда их брак распался. Его отец — Эрнст I — был известным в те времена любителем женщин, поэтому воспитанием собственного сына практически не занимался. Альберту не хватало поддержки и заботы отца, и в то же самое время он испытывал к нему сильнейшую неприязнь. Мальчик рос и лелеял мечту стать в будущем образцовым папой для своих детей — таким, какого у него самого никогда не было. Но когда у него появились дети, то обнаружилась другая проблема. Как стать хорошим отцом, если у тебя не было примера для подражания?
У Виктории тоже не осталось хороших воспоминаний о своем детстве. Она выросла в уединении в Кенсингтонском дворце под строгим надзором своей властной матери, герцогини Кентской. Позже она рассказывала: «Я была очень несчастна в детские годы — мне не позволялось выражать свои сильные чувства. Я понятия не имела о том, какая она — счастливая семейная жизнь».
Так что создание Викторией и Альбертом такой большой семьи могло иметь не только очевидные политические цели. Как многие другие люди, недополучившие родительской любви в детстве, они пытались сбежать от своего прошлого, став противоположностями своих родителей. Пытались, как могли. Но это не всегда получалось.
Как и когда родились дети Виктории?
Принимая во внимание сильную влюбленность Виктории и Альберта друг в друга, неудивительно, что их первенец появился на свет уже через 9 месяцев после свадьбы. Малышка, которую нарекли тем же именем, которое носила ее собственная мать, росла обаятельным ребенком. Но, увы, собственную маму видела очень редко. Виктория, уже беременная следующим ребенком и вынужденная заниматься королевскими обязанностями, навещала девочку только 2 раза в день и никогда не кормила ее грудью.
Когда малышке Викки исполнился год, у нее появился братик — Альберт Эдвард (известный как Берти) — будущий король Эдвард VII. Теперь в монаршей семье появился наследник мужского пола, и все могли выдохнуть с облегчением. «Наш маленький мальчик — поразительно сильный и крупный ребенок, — с гордостью писала его мать. — Я надеюсь и молюсь, чтобы он походил на своего замечательного папу».
Теперь, когда в монаршей семье появился мальчик, который однажды займет престол, можно было бы и успокоиться. Сделать паузу в рождении наследников. Но дети продолжали появляться на свет. В течение следующих 16 лет родились Алиса, Альфред, Елена, Луиза, Артур, Леопольд и Беатрис.
И, что было крайне нетипично для Викторианской эпохи, ни один из наследников не умер в младенчестве — практически все дожили до преклонных лет. Только лишь Леопольд, младший сын Королевы, долгое время страдавший от гемофилии, покинул этот мир в возрасте 30 лет.
Почему Виктория не питала теплых чувств к новорожденным наследникам?
Современные авторы предполагают, что Королева могла страдать от послеродовой депрессии. А учитывая, что ее беременности следовали одна за другой, ее психическое состояние подвергалось испытаниям многие годы. Она, конечно, пыталась поддерживать контакт со своими детьми, но предпочитала держать их на расстоянии.
К новорожденным она и вовсе чувствовала неприязнь. «Я не испытываю к ним нежности до тех пор, пока они не становятся маленькими людьми, — однажды написала она. — Уродливый ребенок — это очень неприятный объект, даже самые красивые из них выглядят страшненькими, когда они без одежды». Позже она призналась своей старшей дочери, что «вообще не любит детей», а ее сыновья Берти и Леопольд «ужасно пугали» ее своим внешним видом в младенчестве.
Помимо тех ощущений, которые вызывали у Виктории собственные отпрыски, у нее была и другая веская причина быть недовольной многочисленными беременностями. Каждый раз, когда она вынашивала ребенка и пыталась исполнять свой материнский долг (пусть даже минимально), она не могла полноценно заниматься делами страны. В то время как Альберта, который тоже стремился к власти, такое положение дел устраивало. Но женщина-монарх не желала, чтобы беременность и материнство доминировали над ее правлением, и уж точно не согласилась бы отойти в политике на второй план, уступив мужу. Гармония в их браке уже была нарушена.
Какими родителями были Виктория и Альберт?
Энтузиазм Альберта и готовность его заботиться о детях, вероятнее всего, и стали движущий силой появления такого большого потомства. Отец семьи даже разработал собственный план по воспитанию идеальных принцев и принцесс. На практике же он вылился в интенсивный учебный процесс с обилием суровых наказаний за непослушания. Латынь и фортепиано, французский и немецкий языки, Шекспир и география, математика и естественные науки — знания обрушивались лавиной на головы детей. Позволить себе расслабиться в таком режиме никто из ребят не мог. Детство превращалось в суровый марафон, организованный отцом — как ни странно — из лучших побуждений.
Впрочем, не все дети принимали жесткие правила игры. Старший сын Берти, которого в младенчестве считали маленькой копией эрудированного отца, отказывался подчиняться строгим правилам учебного процесса, за что получил прозвище «болван». Приглашенный доктор — по всей видимости, являющийся шарлатаном — заключил, что мальчик был слабоумным, основываясь на размере его головы. Родители были в отчаянии. Берти был упрямым и непутевым сыном, а повзрослев, и вовсе сошелся с дурной компанией.
Самым большим ударом для родителей стала новость, которую они узнали из газет, когда сын был в лагере Гренадерской гвардии. В ней молоденькая актриса Нелли Клифтон хвасталась своим новым любовником — наследником короны. Настоящее пятно на фасаде монархии. Альберт скончался в возрасте 42 лет, через три недели после того, как выходка сына стала достоянием прессы. Виктория объяснила смерть мужа шоком от «грехопадения» сына. Она не смогла простить Берти до конца своих дней.
После безвременной кончины Альберта Виктория стала матерью-одиночкой, которая растила девятерых детей. Младшей ее дочери на тот момент было 4 года. С тех самых пор Виктория принимала активное участие в жизни собственных детей — а позже даже их внуков (читайте также: «Как воспитываются дети европейских аристократов»).
Она следила за менструальным циклом жены своего сына, заботилась о болезненном Леопольде и пришла в ярость, когда узнала, что ее младшая дочь решила выйти замуж, вместо того, чтобы посвятить свою жизнь заботе о маме.
Но, несмотря на все это, Виктория действительно любила своих детей.
Когда Викки вышла замуж, мать и дочь регулярно обменивались письмами, делясь друг с другом переживаниями, признаниями и советами. 8000 посланий сохранились — сколько их было в реальности, остается только догадываться. И хотя Виктория не так много общалась с Берти, со всеми остальными своими сыновьями и дочерьми, внуками и внучками она поддерживала хорошие отношения большую часть своей жизни. В менее известной переписке она признавалась, что очень любила своих детей, и самое страшное для нее в собственной смерти — это разлука с ними.
Фото: Getty Images