/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Ff7e8641d08584ef829a256ccaa6a0fe7.jpg)
«Говорят, сейчас рестораны не ко времени. А когда ко времени?» Я открыла заведение в войну, и вот как это удалось
В прошлом году мы начали работать над проектом нового ресторана – раменной во Львове, на 8 марта этого года планировали открытие. 23 февраля мы целый день делали фото- и видеосессию меню, а на следующий день хотели встречать мебель и посуду для заведения. Но тут в наши планы ворвалась война.
Елена Якубовская
Идея раменной пришла после путешествия в Японию
В 2019 году я была в Японии. В одном из кварталов Киото попробовала рамен в местном рамен-баре. Ничего вкуснее и проще в своей жизни я не ела! Бульон, лапша, яйцо и мясной рулет – но этот бульон настолько меня поразил, что я не могла о нем забыть.
Меню заведения было небольшим: несколько видов рамена, местное пиво, сливовое вино и безалкогольные напитки. Мне понравилась эта идея – все просто, вкусно и очень большие порции – и я решила реализовать ее в Украине. Но с возвращением домой мне стали мешать опасения не попасть в запрос потребителя, ведь с популярностью суши в нашей стране трудно конкурировать. А потом началась пандемия ковида и все замерло на полтора года.
Летом прошлого года я переехала во Львов и, когда увидела коворкинг Futura Hub, подумала: «Именно здесь не хватает рамен-бара». Ведь основная масса коворкеров – молодежь из IT, которая дорожит своим временем, у нее гибкий график и она следит за трендами. Они любят вкусно поесть и часто едят вне дома. Я решила, что азиатская кухня точно пригодится им.
К февралю этого года мы уже много денег вложили в проект. К концу месяца у нас было почти все готово – кухня, 80% команды. Мы только ждали посуду, мебель и некоторые элементы декора.
«Началось. Киев бомбят. Война»
24 февраля я проснулась во Львове от звука сирен за окном. Не сразу поняла, что случилось, хотя накануне все обсуждали войну. Взяла телефон и увидела кучу пропущенных звонков и сообщений от друзей, коллег и знакомых: «Началось. Киев бомбят. Война».
Я киевлянка, мои родители живут в Киеве. Я сначала позвонила им, а затем команде и нашим коллегам из Re+ bureau, которые разрабатывали дизайн заведения. Сказала, что замораживаем проект до стабилизации ситуации в стране. А после этого впала в ступор.
Первый месяц войны мы не делали вообще ничего, закрыли помещение и ждали. Относительно команды – большинство выехали в безопасные страны, некоторые вступили в ТрО, другие пошли волонтерить, но ключевые люди остались во Львове.
Даже в войну люди хотят к людям, хотят ощущать хоть какие-то крохи «нормальности» жизни. Людям нужны рабочие места, а государству – налоги. Очень важно, что с перезапуском бизнеса мы стали сотрудничать с благотворительным фондом Ridni. Он занимается детьми, которые пострадали от последствий войны.
Поэтому мы начали возобновлять работу – закончили ремонт и декорации, подобрали новых людей в команду и обучили их. 10 июня открыли заведение в тест-режиме, а через две недели запустили доставку через Glovo. Друзья и родные поддерживают, однако спрашивают, не страшно ли.
Бизнес – это такая история, где на определенном этапе нужно брать и работать руками самостоятельно, принимать неприятные решения и оптимизировать некоторые процессы, если хочешь выжить.
Вот что я советую тем, кто открывает или перезапускает бизнес во время войны
- Четко изучить целевую аудиторию, прописать для нее tone of voice и следовать ему. Если вам, например, хочется использовать приемы ситуативного маркетинга и запостить на странице вашего бизнеса мем с Медведчуком или фото Арестовича только потому, что так кто-то уже сделал и получил бешеную огласку в прессе, подумайте, поймет ли это ваш клиент. А также уместно ли это именно для вашего бизнеса и сделаете ли вы это лучше конкурентов.
- Приготовиться к тому, что люди в стрессовых обстоятельствах открываются с совершенно неожиданных сторон. Это создает определенные сложности в работе. Когда мы перезапускались, я была готова к сложностям в коммуникации внутри команды, но точно не была готова к ним с топ-менеджментом некоторых компаний, где мы заказывали товары и услуги. Хочется обратиться ко всем владельцам бизнесов: научите менеджмент общаться с клиентами. Не скрываться от них и не отмалчиваться, владеть официальной позицией компании и прежде всего иметь официальную позицию в обстоятельствах форс-мажора. Если вы пообещали написать письмо или перезвонить завтра – сделайте это. Даже если ответа или решения нет, так и говорите – решения нет.
- Делайте то, что получается у вас лучше и не отступайте от этого. В Sakae Ramen Bar я, во-первых, за вкус и качество еды, во-вторых – за приветливый и дружеский сервис, в-третьих – за детали и эстетику во всем. Я очень люблю хорошую упаковку блюд: от брендированных пакетов до упаковки палочек и салфеток на столах. Я верю, что если вкладывать в заведение не только средства, но и любовь и время, беспокоиться о каждом госте, то маркетинг лишь подчеркнет особенности вашего бизнеса.
По поводу планов на будущее – сейчас жизнь может измениться за один день. Основная моя цель – работать. Для людей, для команды и для экономики страны и помогать тем, кто в этом нуждается. Больше сейчас нет планов – когда мы победим, тогда будем строить планы.
