Полномасштабная российская агрессия против Украины существенно ускорила дерусификацию социальных сетей. В июне 71,5% пользователей украинского сегмента Instagram выбирали для постов государственный язык. Почти так же много писали по-украински в Facebook – 66,8% и Twitter – 66,3%. В то же время в TikTok и YouTube существенно преобладает русский. Такие данные приводит «Центр контент-анализа».
Исследователи проанализировали 866 тысяч сообщений, содержащих определенные слова и написанные в период с 5 июня по 5 июля 2022 года пользователями, указавшими в профиле Украину своим местом пребывания. Примеры проанализированных лексем: крок-шаг, червень-июнь, цукор-сахар, гарбуз-тыква, лікарня-больница. Лексемы подбирались по разным аспектам человеческой жизни: питание, быт, экономика домохозяйств, здоровье и т. д.
Предыдущее исследование, проведенное в октябре 2020 г., продемонстрировало, что два года назад пространство социальных сетей оставалось территорией почти тотального доминирования русского языка. Хотя 77% граждан Украины называли украинский язык родным, в социальных сетях на государственном языке тогда публиковалось только 16% сообщений.
Язык в соцсетях
Сейчас русский язык потерял доминантное положение в украинском сегменте социальных сетей. Но если рассматривать самые распространенные платформы вместе, то он еще заметно преобладает: 37% сообщений на украинском языке против 63% на русском. К примеру, в TikTok и на YouTube языковая среда за два года практически не изменилась – в этих социальных сетях ощутимо доминирует русский язык. Исследователи предполагают, что эта тенденция может быть связана с алгоритмами монетизации платформ, побуждающих пользователей из Украины работать на более широкую русскоязычную аудиторию.
Язык в соцсетях
Тем не менее, доля сообщений на украинском языке втрое возросла в частных аккаунтах: с 15% в 2020 году до 45% в 2022 году.