«Чтобы жить в чужой стране, надо что-то очень любить в ней»: русские эмигранты, которые уехали и не вернулись
«Чтобы жить в чужой стране, надо что-то очень любить в ней»: русские эмигранты, которые уехали и не вернулись

«Чтобы жить в чужой стране, надо что-то очень любить в ней»: русские эмигранты, которые уехали и не вернулись

Сергей Дягилев — первый русский продюсер.

«Коли ехать, так ехать!» — кричал воробей, когда кошка тащила его по лестнице».

Так писал Николай Римский-Корсаков, когда Дягилев против воли уговорил его ехать в Париж.

На протяжении своей карьеры первый российский продюсер вывез за рубеж большую часть культурной богемы Москвы и Петербурга, от своего любовника Нижинского до великого Шаляпина.

Не будучи талантливым художником, композитором или хореографом, выходец из разорившейся пермской семьи, Сергей Дягилев обладал даром находить таланты.

Художественное движение «Мир искусства», основанное Дягилевым и его друзьями (художниками Александром Бенуа, Леоном Бакстом, Валентином Серовым и другим), стало одним из первых предвестников смены культурных приоритетов.

Дягилев уехал из России после изгнания с поста помощника директора Императорских театров.

Постановки его труппы нравились не всем.

Уезжая во Францию в 1908 году, он не думал, что навсегда останется эмигрантом.

Революция, Гражданская и Первая мировая войны не давали ему шанса вернуться на родину.

«Проживу здесь долго.

Много работаю, много готовлю и, кажется, успешно.

Целую крепко.

Господи, когда теперь увидимся?».

В первые годы гастролей постановки Ballets Russes производили фурор во всех европейских столицах.

Дягилев уехал из России, но сделал ставку на все русское: костюмы, афиши, музыка и декорации были пропитаны темой славянского фольклора.

Экзотика привлекала иностранцев: «Петрушка», «Жар-птица», «Шахерезада» удивляли публику своим авангардным стилем.

Но скандальная постановка 1913 года «Весна священная» Игоря Стравинского в хореографии Вацлава Нижинского все изменила и фактически отрезала Дягилева и его труппу от России еще до начала Первой мировой войны.

Зрители кричали и бросались стульями в артистов, которые двигались по сцене в подобии припадка.

Тогда Дягилев открыл для себя Америку и продолжил эксперименты там, уезжая все дальше от России.

Он умер в Венеции в возрасте 57 лет и похоронен на местном кладбище рядом со своим другом по эмиграции Игорем Стравинским.

Иосиф Бродский — Нобелевский лауреат, не закончивший школу.

16 мая 1972 года дело об отъезде Иосифа Бродского из Советского Союза было решено — поэта попросили сдать паспорт и собрать чемодан.

«Наш рыжий», как называла его Анна Ахматова, попрощался с Ленинградом навсегда.

Этому отъезду предшествовало пять лет принудительных работ в деревне Архангельской области, лечение в психиатрической больнице и арест в Крестах.

Власть не признавала поэтическую деятельность Бродского и искала способы расстаться с ним.

В тридцать два года он приехал в Нью-Йорк, где познакомился с Михаилом Барышниковым, Сьюзен Зонтаг, Стивеном Степндером.

Много русских эмигрантов второй волны обосновались в Америке.

Любимым их занятием, по словам Бродского, было психологизировать по поводу эмиграции.

Для многих отъезд был страшной незаживающей раной, даже если прошли десятки лет.

«Мне почему-то кажется, что для русского человека нового времени нет более естественной мысли, чем мысль о побеге», — говорил Бродский в интервью Соломону Волкову.

С высоты ледника я озирал полмира,.

Трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

Первый сборник стихов Бродского (начавшего сочинительство в 17 лет) опубликовали в 1965 году в США.

Сборник составили без ведома автора на основе направленных на Запад материалов самиздата.

«Остановка в пустыне», следующая книга, которая вышла в Нью-Йорке в 1970 году, считается первым авторизованным изданием Бродского.

«Если бы у меня была возможность в отечестве печатать все, что в голову взбрело написать, то это была бы катастрофа полная», — считал сам поэт.

Издавать стихи Бродского в России начали после 1987 — года получения Бродским Нобелевской премии.

Несмотря на то, что в своей речи на ее вручении он произнес слова: «Для человека, чей родной язык — русский, разговоры о политическом зле столь же естественны, как пищеварение», — ему предложили вернуться на родину.

В гости.

Но он не поехал.

Родители уже умерли, на похороны его не пустили.

Друзей не осталось.

Даже город и страна назывались по-другому.

Бродский остался в Нью-Йорке.

Там он и умер в 1996 году, получив славу гениального русского поэта.

Василий Кандинский — художник, который эмигрировал дважды.

Кандинский считал названия работ «необходимым злом», поэтому свои картины именовал композициями или импровизациями.

Не меньшим злом художник считал политический режим дореволюционной России, поэтому в 1902 года эмигрировал в Германию.

Уже состоявшийся художник и преподаватель, он участвовал в выставках и писал картины.

Но с началом Первой мировой пребывание Кандинского в Германии стало нежелательным — его попросили покинуть страну.

Будь Кандинский нашим современником, он мог бы читать лекции о предназначении.

Уйти из офиса, перестать работать на корпорацию — ради любимого дела и идей.

Получив престижное образование юриста, он выбрал путь первооткрывателя абстракционизма.

Вернувшись из Германии, художник прожил в Москве семь лет.

Женился, стал сотрудничать с ИЗО Наркомпроса, преподавал и продолжал писать.

Но новаторские идеи Кандинского не принимали на родине, и он эмигрировал во второй и последний раз.

В Германии Кандинский преподавал в школе Баухаус, где его идеи получили признание.

«Когда потрясены религия, наука и нравственность и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя».

Политика государства, которое не принимало его, перестает играть роль в творчестве и жизни художника.

Он стал знаменит на всю Европу.

Но после 10 лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского объявлены «дегенеративным искусством».

В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов.

Несмотря на это Кандинский получил мировое признание за границей, его картины покупали коллекционеры из Америки и Европы.

Умер художник во Франции в 1944 году.

ТРИ КНИГИ НА ЭТУ ТЕМУ.

Шенг Схейен «Сергей Дягилев.

„Русские сезоны“ навсегда».

Максим Гуреев «Иосиф Бродский.

Жить между двумя островами».

Василий Кандинский «О духовном в искусстве».

Иосиф Бродский «Конец прекрасной эпохи».

В сборник «Конец прекрасной эпохи» вошли стихотворения конца 1960 — начала 1970-х годов, среди которых «Речь о пролитом молоке», «Посвящается Ялте», «Разговор с небожителем» и другие.

Книга на сайте магазина «Читай-город».

Узнать цену.

Источник материала

Оригинальная версия

Поделиться сюжетом