Успех «Игры престолов» доказал, что зрители считают персонажей с неоднозначной моралью неотразимыми, поэтому можно было ожидать, что приквел сериала «Дом дракона» пойдёт по его стопам.
Менее ожидаемым было то, что приквел Amazon к «Властелину колец», «Кольца власти», также погрузится в более сложную мораль, отступив от того, что широкая аудитория могла ожидать от приквела к фантастическому эпосу Толкина.
Напрашивается вопрос: не потеряла ли публика вкус к простым историям о «добре против зла»?.
com/house-of-the-dragon...Статистика показывает, что после Игры престолов, современные зрители предпочитают не однозначно злых или добрых персонажей.
«Дом Дракона» может похвастаться богатым набором персонажей и историй, а растущее напряжение между принцессой Рейнирой Таргариен (Милли Олкок/Эмма Д'Арси) и её лучшей подругой, ставшей мачехой Алисент Хайтауэр (Эмили Кэри/Оливия Кук) остаётся главной темой первого сезона шоу.
Ни один из них не идеальный человек, и сериал делает всё возможное, чтобы подчеркнуть это.
Рейнира постоянно лжёт самым близким ей, чтобы защитить себя, включая Алисент и собственного отца.
Она соблазняет сира Кристона Коула (Фабьен Франкель), который нарушает свою клятву и вступает с ней в отношения.
Она также вступает в союз через брак со своим дядей Деймоном Таргариеном (Мэтт Смит), несмотря на его склонность к насилию.
Она пытается вырезать глаз Люсерис Веларион (Харви Сэдлер) после того, как её собственный сын потерял глаз в драке между мальчиками.
Она регулярно распространяет слухи о детях Рейниры, слухи, из-за которых их легко могут убить (или похуже) в беспощадном политическом мире Вестероса.
Многие из этих действий понятны — обеими манипулировали, с ними плохо обращались, и они ведут тяжелую битву в мире, который редко ценит их за что-то большее, чем их способность рожать детей.
Но в то же время ни одно из этих действий не является классическим представляем противостояния доброго персонажа против сил зла.
На первый взгляд «Кольца власти» кажутся куда более чёткими: Галадриэль (Морфидд Кларк) — героический эльфийский воин, стремящийся искоренить зло Саурона из Средиземья.
Но по мере развития шоу возникают сомнения в убеждениях Галадриэль и том, что она действует исключительно из бескорыстного блага.
Адар (Джозеф Моул) предполагает, что она пытается увековечить геноцид орков и оправдывает это перед собой как праведную месть за своего брата.
Это вызывает у Галадриэль сомнения: возможно, она поступает неправильно и её намерения никогда не были такими чистыми, как она надеялась.
И в разгар этого кризиса вскрывается ещё один момент, и оказывается, что её компаньон Халбранд (Чарли Викерс) всё это время был Сауроном, манипулирующим Галадриэлью в своих целях.
Но даже в этом разоблачении есть интересное моральное напряжение.
Саурон, похоже, считает, что искупает злодеяния, совершенные им во время службы Морготу, и утверждает, что стремится исцелить Средиземье.
Может быть, он не так плох, как Галадриэль убеждала себя?.
Но это не значит, что откровенно хорошие персонажи исчезли.
Эти моральные сложности делают менее ясным, кто «хороший», а кто «плохой» в обоих шоу.
И хотя ожидается, что любая история, происходящая в Вестеросе, будет иметь такую степень моральной сложности, для поклонников героических персонажей «Властелина колец» может показаться, что тенденция к морально неоднозначным персонажам просочилась и в Средиземье.
Но, возможно, это не так однозначно.
В конце концов, и там и там есть менее сложные персонажи — более искренние и добросердечные.
В «Кольцах власти» есть множество традиционно хороших персонажей.
Нори (Маркелла Кавена) следует по стопам Фродо Бэггинса в образе хоббита (или, в данном случае, Харфута), чья самая большая сила против обширного и опасного мира Средиземья — её большое сердце и готовность поставить себя на кон, чтобы помочь другим.
Ещё есть Дурин IV (Оуайн Артур), чья дружба с Элрондом (Роберт Арамайо) — одна из самых сильных сторон сериала.
Хотя Дурин часто раздражителен и горд, когда ему предоставляется возможность помочь Элронду с растущей угрозой для эльфов, он решает сделать всё возможное, чтобы помочь своему другу.
Эти персонажи так же важны для истории «Кольца власти», как Галадриэль и Саурон, но они всё так же хороши и героичны, как персонажи «Властелина колец».
И когда «Кольца власти» завершают свой первый сезон, Галадриэль, кажется, отказалась от своего стремления к мести, отпустив клинок своего брата, чтобы выковать титульные кольца силы — инструменты защиты, а не разрушения.
И только время покажет, насколько благородны намерения Саурона.
Учитывая то, что мы знаем о том, где он оказывается во «Властелине колец», даже частично героический поворот кажется маловероятным.
В «Доме дракона» есть персонажи, за которых болеть гораздо легче.
Короля Визериса (Пэдди Консидайн) лучше всего можно описать как хорошего человека.
Даже когда он заблуждается, его мотивы всегда серьёзны — быть хорошим отцом для своей дочери, хорошим мужем для своей жены, хорошим королем для своего королевства, несмотря на то, что он в высшей степени не способен быть всем этим одновременно.
Чтобы его ухудшающееся здоровье и возможная смерть возымели желаемый эффект, мы должны верить, что в душе у него всё хорошо, несмотря на сложную мораль окружающего мира.
Тем не менее, Дому Дракона не удаётся сбалансировать добро и зло в некоторых персонажах.
И несмотря на все попытки Дома Дракона изобразить и Рейниру, и Алисент сопереживающими, в конечном итоге сериал не может наделить Алисент тем же сочувствием, что и у Рейниры.
Хотя мы следим за развитием Рейниры на протяжении всего сериала, многие важные моменты Алисент происходят за кадром.
Мы видим моменты, когда Рейнира и Деймон формируют свой союз и что в конечном итоге он построен на защите их собственных детей, но мы не видим причин, по которым Алисент продолжает работать с такими людьми, как Кристон Коул или Ларис Стронг.
Эти моменты подразумеваются, но не видны.
Рейнира представлена как расчётливая и собранная, не бросающаяся сразу на войну, когда её трон узурпируют.
Если «Дом Дракона» не хочет, чтобы вы думали об Алисент как о «плохой», то у него плохо получается.
Для шоу, которые стремятся опираться на более тёмную мораль, полностью отказаться от повествования о «добре против зла» кажется особенно трудным.
Ни «Дом Дракона», ни «Кольца Власти» не смогли избежать признаков этой архетипической истории, пытаются они это или нет.
А успех таких персонажей, как Визерис и Дурин, доказывает, что аудиторию по-прежнему привлекают более традиционно хорошие персонажи.