Украина прожила уже год полномасштабной войны. Все это время она использует современные технологии так, как никто еще никогда не использовал. Это обсуждали на панельной дискуссии КМЭФ 2022 «MetaUkraine: как Украина меняет цифровой мир» министр цифровой трансформации Михаил Федоров, соучредитель SoftServe Тарас Кицмей, генеральный директор Ajax Systems Александр Конотопский и другие.
В партнерском материале с КМЭФ мы собрали важнейшие тезисы спикеров и рассказываем, в каких направлениях будет развиваться Украина в дальнейшем.
В каких направлениях развивается Украина
Во время войны украинский бизнес, государство, общественные организации смогли запустить множество цифровых продуктов. «Большое количество людей, которые работают в IT, начали адаптировать свои навыки под возникающие вызовы, – сказал во время выступления на КМЭФ министр Михаил Федоров. – И все это трансформируется в конкретные продукты, которые имеют потенциал для экспорта». Он выделил четыре направления с большим потенциалом.
-
Проект «Дія» – как платформа, с которой можно запускать быстрые сервисы. Благодаря ей смогли оперативно реагировать на проблемы военного времени.
«Начинается оккупация территории, быстро нужно помочь украинцам и выплатить им определенные средства, чтобы они смогли эвакуироваться, – говорит Федоров. – Чтобы у них были эти средства, мы запустили на электронные карточки “єПідтримка” выплаты по 6,5 тыс. грн, и это заняло два дня». Он также добавил, что Украина уже поделилась с Эстонией кодом «Дії» для того, чтобы там запустили такие же сервисы. - Кибербезопасность. Еще в ноябре 2021 года начались мощные многовекторные кибератаки, их целью было сломать все информационные системы. Но ни одной утечки какого-либо важного реестра в Украине не произошло, все системы работают.
-
Сфера телекоммуникаций. Операторы поддерживают связь и быстро ее восстанавливают. Также произошел прорыв в сфере спутникового интернета и связи.
Михаил Федоров, министр цифровой трансформации
«Вы все знаете, какой Starlink. Мы, наверное, страна, где больше всего станций Starlink, – добавил министр. – Их уже более 25 тыс. в Украине».
- Милитари-направление. Это не только воздушные и морские дроны, но и другие продукты. Один из них – «Дельта». Благодаря ему в режиме реального времени можно наносить на карту разведывательные данные и принимать быстрые решения. Подобный проект изменяет процессы внутри армии, по словам Михаила Федорова.
«Сейчас есть четыре направления, где я вижу, что возникают продукты. Экспертиза уникальна, в мире такой нет. Очень важно, что всю эту экспертизу создают предприниматели и бизнес. И именно при взаимодействии с государством, а очень часто без взаимодействия с ним возникают даже лучшие скачки в развитии, – резюмировал Михаил Федоров. – Эти продукты украинские и потом будут масштабироваться».
Какие решения в сфере телекома
«Главной задачей сегодня для нас является поддержание стабильной работы сети, в том числе в условиях блекаутов», – сказала Ольга Устинова, генеральный директор Vodafone Украина.
По ее словам, в мирное время аварийные роботы составляли 2% обычной работы. Сейчас это более 95% времени. Некоторые базовые станции приходится восстанавливать после повреждений по 5–7 раз. «За девять месяцев мы провели более тысячи ремонтов», – добавила она.
Ольга Устинова, генеральный директор Vodafone Украина
На деоккупированные территории связисты заходят вслед за военными. «Наши инженеры рассказывают, что люди встречают аплодисментами наши автомобили, – рассказала Ольга Устинова. – Потому что возвращение связи – это возвращение жизни в их города и села».
Чтобы восстановить связь, Vodafone применяют как известные, так и новейшие решения. Один из таких примеров – Starlink в случаях, когда оптику быстро отремонтировать невозможно. Инженеры Vodafone разработали так называемые мобильные юниты с оборудованием Starlink. Их можно быстро транспортировать и использовать как временное решение, пока продолжаются ремонтные работы.
«Эту идею мы обкатали еще в первые месяцы войны. Несколько дней мы согласовывали со специалистами Starlink изменения определенных технических параметров. В Starlink даже удивлялись и говорили: “А что, так можно?”, – рассказала Ольга Устинова. – Так что теперь есть очень быстрый способ экстренного восстановления голосовой связи и интернета. Это уникальное решение». Кстати, это решение уже заинтересовало специалистов из Японии, которые планируют использовать его для восстановления связи после землетрясений.
Еще одним вызовом для телекома стали блэкауты. Сейчас в Vodafone ищут способы обеспечить энергией максимальное количество базовых станций.
«У каждой базовой станции есть аккумуляторная батарея, но после отключения питания их хватает на 3–4 часа, а для подзарядки нужно 15 часов, – добавила генеральный директор Vodafone Украина. – Сейчас у нас нет этого времени. Поэтому Vodafone закупает дополнительные генераторы и аккумуляторные батареи».
В последнее время Vodafone установил уже около 130 тыс. новых аккумуляторов. Помимо этого, компания договаривается со своими клиентами, которые могут предоставить промышленные генераторы. Так в Vodafone создают многоуровневое резервное питание для базовых станций.
С какими вызовами столкнулась украинская финансовая индустрия в начале войны
Финансовая индустрия страны устойчиво выдерживает вызовы с начала полномасштабной войны, об этом рассказал Юрий Батхин, вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине и Молдове.
«Она обеспечивает бесперебойную работу и стабильно оказывает услуги, – отметил Юрий Батхин. – Это возможно благодаря тому, что разные участники финансового сектора сотрудничают уже много лет: вместе внедряют ведущие технологические решения, которые сегодня позволяют преодолевать такой сложный “краш-тест”».
По его словам, команда Mastercard с начала войны смогла реализовать немало проектов и запустить ряд сервисов. К примеру, она помогала банкам внедрять облачные решения, чтобы обеспечить стабильность их инфраструктуры.
Юрий Батхин, вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине и Молдове
«Это решение позволяет полностью перейти в облако не только с точки зрения технологий, но и с точки зрения связи с платежными системами и поддержки обработки платежных карточных транзакций», – пояснил Юрий Батхин.
Кроме того, некоторые услуги и решения довоенных времен стали особенно актуальны именно сейчас. В частности, программа Mastercard Digital First, которая начала активно развиваться с Украины, ведь именно украинский банк стал первым в Европе, внедрившим ее.
Digital First позволяет клиентам получить цифровую карту через мобильное приложение банка, а физический аналог может быть просто дополнительной опцией. Так, человек может не взаимодействовать с банками физически – ему не нужно идти в отделение или ждать пластиковую карту. Во время войны это стало очень важным.
«Благодаря мобильному приложению банка пользователь может в несколько кликов добавить диджитал-карту в такие глобальные цифровые сервисы, как Apple Pay и Google Pay, – подчеркнул Юрий Батхин. – Решение является непосредственным примером agile, которое позволяет клиенту за несколько секунд после заказа карты уже иметь инструмент для оплат как офлайн, так и онлайн». Кроме этого, именно эта технология позволила совместно с Министерством цифровой трансформации развить проект «єПідтримка».
Актуальным стал и сервис «Наличные на кассе». Фактически он удвоил сеть банкоматов и дал украинцам доступ к наличным деньгам на кассах десятков торговых сетей.
За первые недели с начала полномасштабного вторжения Mastercard значительно расширила доступность услуги: количество торговых сетей, где можно снять наличные деньги на кассе, увеличилось в более чем три раза, а лимиты на снятие повысили в 12 раз.
Что сейчас с украинским IT
Сейчас в Украине 300 тыс. IT-инженеров работают на глобальных рынках. Большинство из них остались в Украине, многие выехали, но они продолжают предоставлять эти сервисы. Эти данные озвучил Тарас Кицмей, член совета директоров компании SoftServe. Компания предоставляет услуги буквально по всему миру: от Западной Америки, Европы, Ближнего Востока до азиатских рынков.
По данным Нацбанка Украины, за девять месяцев текущего года IT-индустрия выросла на 13% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в долларах. Тарас Кицмей называет несколько причин, по которым IT-индустрия сумела эффективно перестроиться в военное время.
Тарас Кицмей, соучредитель SoftServe
«Во-первых, сама природа IT-индустрии. Мы работаем на глобальных рынках, они не настолько претерпели изменения по сравнению с Украиной. Второе – каждое IT-предприятие виртуально. Можно сказать, что все процессы проходят в интернете: принятие на работу, собеседования, проектный менеджмент, маркетинг и так далее».
По словам Кицмея, более половины людей, которые являются сотрудниками SoftServe, в офисах никогда не работали. «Это своего рода, как мы говорим сегодня, метаверс-бета-версия», – добавил он.
Как сейчас работает «Дія.City»
Александр Конотопский, генеральный директор компании Ajax Systems
Еще одним прорывом является «Дія.City». Проект удалось запустить за две недели до войны.
«Мы 2,5 года пробивали эту стену, но нам удалось запустить и снизить в пять раз налоги для технологических компаний, – добавил Михаил Федоров. – Мы ввели инструменты венчурного инвестирования, уменьшили налоги и создали проект “Дія.City”. Это специальная правовая и налоговая система».
К «Дія.City» уже присоединились 400 компаний. Среди участников – Ajax Systems, а генеральный директор компании Александр Конотопский называет себя фанатом «Дія.City».
«Я как предприниматель, как резидент “Дія.City” скажу, что это самые лучшие налоги в Европе сегодня. То есть это интереснее, чем Болгария, интереснее практически, чем что-либо, – сказал Конотопский. – Я считаю, что “Дія.City” – это огромный прорыв для украинского предпринимательства».