Делать бизнес – означает «создавать». Сейчас моя компания производит бриллиантовые украшения для более, чем ста магазинов по Украине. У нас есть шоу-рум в столице и пространство Bar Kimberli с премиальными изделиями.
Из-за войны приходится преодолевать массу трудностей, но мне к ним не привыкать. Я начинал с «кустарного» производства, прошел путь кризисов и падений. И все равно я и моя команда продолжают работать. Вот моя история.
Игорь Ильчишен
Бриллианты как ниша
Творить красоту из драгоценных камней – у меня в крови, мой отец был ювелиром. Я потерял его в восьмилетнем возрасте – прямо в разгар девяностых.
Времена были непростые: обесценивание денег, стремительная инфляция, массовая безработица. Моя мать тянула семью как могла.
Я был непростым подростком: частые драки с ребятами, регулярное «по шапке» от мамы и бабушки – было всякое. Хотя в школе я учился неплохо: математику знал на «пять», мечтал быть экономистом. Мама только грустно улыбалась, когда слышала о моих мечтах, потому что денег на качественное образование у нас не было.
В старших классах я напросился в подмастерья в «кустарную» ювелирную фирму. Там я все летние каникулы изучал азы ювелирного дела. Рассчитал так: не смогу получить нормальное образование, то хотя бы получу ремесло, которое сможет меня прокормить. Но, честно говоря, поначалу ювелирное дело получалось у меня не так, как у отца.
В 20 лет я отважился одолжить деньги и открыть собственное дело в родной Виннице. Набрался наглости, пошел к крестному и попросил $5 тыс. на бизнес.
В то время это были колоссальные деньги, я до сих пор благодарен крестному, что он тогда поверил в меня. До этого я уже несколько лет работал в ювелирке, понимал основы этого дела.
Это было начало 2000-х, самый расцвет предпринимательства. Все менялось очень быстро – и ты либо успеваешь на этот поезд, либо нет. Мне это удалось.
В 2005 году я арендовал небольшую комнатку в старом здании рядом с большим производством ювелирных украшений.
Работа ювелира
К тому времени я уже разбирался во всех процессах создания украшений и сам делал почти все этапы. Но для некоторых процессов мне просто не хватало оборудования.
С течением времени я смог взять себе помощника, а сам сконцентрировался на объемах реализации. А поскольку ювелирный бизнес был в определенном смысле нишевым, в котором все друг друга знали, нужно было как-то выделяться, чтобы заинтересовать ювелирные магазины. Я выбрал свой профиль – бриллианты.
Неудачное партнерство с хеппи эндом
Работать с бриллиантами мне понравилось, но я фактически был подрядчиком. Основные заказы выполнял для крупной компании, с которой заключил выгодный контракт.
Это потом я понял, что за мою работу на рынке просили бОльшие средства, поэтому выгоден этот контракт, в первую очередь, был для заказчика. И все же это позволило мне стартовать.
Игорь Ильчишен
А потом грянул 2008 кризисный год, и все остановилось, в том числе и бизнес моего заказчика-партнера.
Когда ты поймал волну и дела идут вверх, то не до определения маржи. А потом стучится кризис, все бросаются ее высчитывать, и вдруг оказывается, что считать нечего.
Еще с год мой бизнес работал по инерции, но потом стало ясно, что нужно искать новый путь. Потребовались инвестиции в сотни тысяч долларов, и я их нашел, хотя и на не слишком выгодных для себя условиях.
Мы с двумя инвесторами поделили доли по 33%, хотя вся работа была на мне. Сейчас я понимаю, что при таком распределении должен был претендовать на половину бизнеса.
Не считая этого, конкретно эта компания и положила начало действительно масштабному бизнесу. Мы назвали его «Кимберли». Кимберли – это «бриллиантовый» город в Южной Африке, где добывают самое большое в мире количество бриллиантов.
Сегодня наша компания – крупнейший оптовый производитель ювелирных украшений из драгоценных камней. Если вы покупаете бриллиантовое обручальное кольцо под каким-то брендом, есть большая вероятность, что его произвели именно в «Кимберли».
За все это время у нас было много потерь и побед, взлетов и падений. И они меня научили не очаровываться взлетами и не паниковать во время кризисов.
Сейчас большинство предпринимателей, особенно начинающих, оказались в сложных условиях. Но секрет успеха – не бояться работать, не бояться потерять деньги и верить в то, что ты знаешь, как их заработать.