Юлия Кушер
До 2019 Юлия Кушер почти не интересовалась ювелирными изделиями. В детстве любила украшаться, но брат постоянно говорил: «Увешалась, как новогодняя елка». С тех пор в голове засело, что украшения – это кричаще и смешно. Но по иронии судьбы сегодня профессиональная жизнь Юлии связана именно с драгоценными камнями.
Ее путь в работе с алмазным сырьем начался с ювелирного завода «Изумруд». Позже там зародился стартап выращенных бриллиантов Alkor-D, в котором Юлия исполняет обязанности коммерческого директора. А в 2021 году Юлия создала собственный бренд украшений SOLO for diamonds, который использует исключительно выращенные камни.
Редакции MC.today Юлия рассказала, почему украинские ювелиры называли экобриллианты «подделкой», как за полтора месяца вырастить камни, которые растут в природе сотни лет, и как благодаря эксперименту появился самый большой алмаз в мире.
Я стала геммологом, чтобы понимать, с чем работаю
Все началось, когда меня пригласили работать финансисткой на завод «Изумруд». Мы ездили на биржи Антверпена, Тель-Авива, закупали добытое алмазное сырье, гранили и продавали за границу.
Я делала экономические расчеты, но в бриллиантах, их цвете, чистоте, почти ничего не понимала. Хотелось лучше понять продукт, поэтому в 2019 году я пошла учиться на геммолога. Сначала в GIA – Геммологический институт Америки, затем – в Геммологический центр Украины. Еще до учебы я узнала, что бриллианты бывают не только добытые, но и выращенные. Чтобы создать их, в лаборатории воспроизводят условия, при которых бриллиант растет в природе. Так камни формируются гораздо быстрее, а по качеству не отличаются от добытых. Эта идея меня захватила.
Выращенные бриллианты
Традиционный бриллиантовый бизнес меня не привлекал. Это консервативная сфера, где поколениями работают семьи и все построено на личных отношениях. Они заключают миллионные соглашения без каких-либо контрактов – пожали руки и произнесли: «Mazal». Среди алмазных дельцов это значит: «Хорошо, сделка состоялась». Если ты произнес «мазал», ты обязался выполнить сделку, чего бы это ни стоило. А вся документация ведется от руки, так принято веками.
Во времена, когда украшения можно сконструировать и заказать онлайн, это выглядит архаичным. А вот выращивание бриллиантов оказалось вполне моей нишей: технологичная и экологичная сфера.
Не пропустите ни одной важной новости от MC.today
Вырастили самый большой алмаз в мире
Волна интереса к выращенным камням поднялась в 2012 году, когда Леонардо Ди Каприо инвестировал в стартап по выращиванию бриллиантов. Люди начали углубляться в тему и увидели, что будущее за экобриллиантами. Рынок стал динамично расти. В 2017 году он составлял всего 2% рынка добытых камней, сегодня – около 12%. К 2027 году прогнозируется рост до 25%.
Что касается технологии выращивания: за рубежом преимущественно используют CVD-технологию (chemical vapor deposition). По ней большинство камней растут в коричневом цвете и должны еще пройти дополнительные лабораторные стадии. К примеру, их облучают радиацией, чтобы сделать прозрачными.
Мы выбрали другую технологию – HPHТ (high pressure high temperature). Ее суть состоит в том, чтобы воспроизвести в лаборатории давление и температуру, которые есть в недрах земли. Она позволяет сделать процесс полностью естественным, без излишнего вмешательства.
В ячейку, где растет бриллиант, мы кладем графит и бриллиантовое «зерно», с которого начнется рост камня. Если четко соблюсти все условия, через месяц-полтора у нас будет камень, который по химическим и физическим качествам не отличается от добытого. В природе бриллианты растут сотни лет.
HPHT-технология известна с 50-х годов прошлого столетия. Но тогда по ней выращивали только технические алмазы. Мелкие камни ювелирного качества удалось вырастить только в 2000-х годах. Мы переосмыслили эту технологию и усовершенствовали, поэтому теперь можем выращивать большие камни.
Наш черный алмаз MEYLOR BLACK STAR в 150,42 карата попал в Книгу рекордов Гиннеса. До этого самые большие выращенные камни достигали всего 20 каратов.
Этот алмаз – плод эксперимента. Можно сказать, что удача – один из его компонентов. Надо, чтобы совпало большое количество условий: температурный режим, влажность, давление. Но мы постоянно в поиске. В лаборатории всегда несколько прессов заряжены экспериментальными камнями, и сейчас мы работаем над тем, чтобы вырастить еще больший камень.
Выращенные бриллианты – это продукт для миллениалов
Аудиторией добытых бриллиантов является преимущественно старшее поколение. Они ценят элитарность, премиальную стоимость и не воспринимают популярность выращенных бриллиантов. Для них это означает, что другие люди смогут иметь такой же драгоценный камень за гораздо меньшие деньги. Средняя стоимость наших колец около 70 тыс. грн. В Tiffany украшение с бриллиантом вы купите за $15 тыс.
Выращенные драгоценные камни – это продукт для миллениалов, потому что им важны другие смыслы. Им не нужно подкреплять свою ценность стоимостью украшений. Они озабочены экологией и сознательным потреблением, поэтому выбирают вещи, которые создали в лаборатории, а не извлекли из шахты, разрушая экосистему. К тому же природные камни могут добывать нелегально, они неконтролируемо переходят из рук в руки. А весь путь выращенного бриллианта фиксируется в документах.
Вот самый актуальный пример: санкции запрещают россиянам торговать бриллиантами, поэтому они продают их в Индию и дальше камни отправляются по миру уже как индийские. Вы можете носить российский бриллиант, даже не зная об этом.
В Украине о наших камнях говорили: «Это подделка»
Сейчас Alkor-D – одна из пяти компаний в мире, которая может выращивать большие и чистые бриллианты. Но несколько лет назад, когда мы получили первые результаты с выращенными камнями, я столкнулась с полным непониманием со стороны украинских ювелирных заводов.
Я обратилась к ним: «Смотрите, нереальный продукт, отмеченный на международных выставках! Давайте интегрируем его в Украине для В2С-покупателей».
Мне на это отвечали, что это невозможно: «Бриллиант может быть только добытый. Выращенный – это подделка. Люди не поймут».
Это очень оскорбляло. Как геммолог я точно знала, что между добытым и выращенным алмазом нет разницы. Это как орхидеи: одна выросла в джунглях, другая – в горшке. Но они обе являются орхидеями, со всеми присущими чертами.
Единственное отличие выращенного камня – его кристаллическая структура. Большинство добытых бриллиантов – это тип Ia. Алмазы этого типа имеют множество атомов азота, которые объединены в кластеры или пары. Этот тип нельзя вырастить. Выращенные бриллианты – это тип IIa – они почти не имеют азота, такие довольно редко встречаются в природе и могут быть выращенными. В геммологических лабораториях алмазы типа I и II различают между собой по прозрачности под коротковолновым ультрафиолетовым облучением.
До вторжения экспортировали 10 тыс. каратов в месяц
Украинских ювелиров убедить не получилось, а вот с крупнейшими ювелирными сетями мира сотрудничество сложилось – 99% своей продукции мы реализуем за границей. В частности, мы поставляли бриллианты Signet Jewellers – это крупнейший в мире розничный продавец ювелирных изделий с бриллиантами для брендов в США, Великобритании и Канаде. До полномасштабной войны экспортировали около 10 тыс. каратов 2 кг в месяц.
Обработка камней
С началом вторжения работа усложнилась. Во-первых, проблемы с выращиванием. Для процесса необходима электроэнергия, а в Киеве были постоянные отключения. Какое-то время мы работали на генераторах, но при длительных отключениях содержимое пресса просто сгорает. Так мы потеряли большое количество алмазного сырья.
Во-вторых, проблема с экспортом – авиарейсы, которыми мы отправляли камни по миру, стали недоступными. Чтобы вывозить бриллианты через Польшу, сначала пришлось найти бронированные машины, потом дождаться лицензии на вывоз. Это был настоящий челлендж.
Представительница компании, которая должна была везти бриллианты, очень волновалась. Говорила, что нас не пропустят на границе, будут спрашивать, откуда у нас столько бриллиантов. Пограничники столько никогда не видели. Мы успокаивали ее: «Мы экспортируем их уже около семи лет».
Уже после того, как удалось вывезти камни, она сказала: «Мы привыкли, что Украина – страна пшеницы и футболистов. Но никогда не думали, что это еще и бриллиантовая страна».
Меня эти слова поразили. Потому что мы действительно «бриллиантовая страна». В том смысле, что даже если нужных ресурсов нет, мы берем и создаем их буквально из ничего.
Кроме ювелирных бриллиантов мы экспортируем бриллиантовые пластины. Их используют в оптике, компьютерах, космических шаттлах, медицинском оборудовании. Мы работаем с Японией, Германией, Америкой, Швейцарией. Участвуем в специализированных выставках. Иностранцы всегда удивляются тому, что в Украине выращивают такие большие камни.
Бриллиант можно вырастить с вашей ДНК
Елена Зеленская в украшениях SOLO for diamonds
Устав убеждать украинских ювелиров, в 2021 году я основала собственный ювелирный бренд. SOLO for diamonds – это минималистичные украшения, которые соответствующие нашему мировоззрению. И в то же время это своеобразный образовательный проект. Мы рассказываем о ценности выращенных камней, что они ничем не отличаются от природных. И клиенты начинают это понимать: еще несколько лет назад они хотели стереть с камня информацию о том, что он выращенный, а сейчас гордятся этим.
Наши украшения носит Елена Зеленская. Мы знали, что она любит украинские бренды. Рассказали ей о себе – и вот есть еще одна ценительница украинских выращенных бриллиантов.
Наша технология позволяет заказчикам буквально вложить в камни собственную историю – мы можем вырастить бриллианты из ДНК владельца.
Например, делали камни для кольца из капель крови влюбленных.
Такое кольцо не передаришь, ведь в нем смешана ваша кровь и кровь любимого человека. Можно вырастить камень из пряди волос, фото или билетов в кино – из любых значимых для пары вещей.
На Западе популярно выращивать бриллиант из праха умерших. Такие камни передают по наследству, они становятся семейной реликвией.
Я вспоминаю, когда история с выращенными бриллиантами только начиналась, мало кто верил, что им удастся потеснить традиционный алмазный бизнес. Но мы к этому и не стремимся. Мы за то, чтобы люди всегда имели более одного варианта и могли выбирать то, что им ближе.