Gartner измеряет насколько разные технологии находятся на пике популярности, теряют ее или входят в нашу обыденность.
В конце жаркого лета хочется провести аналогию с температурой: чем выше температура, тем больше интерес к технологии, тем она горячее. И наоборот, чем меньше температура, тем меньше интерес. Не зря в области ИИ говорят о «зимах ИИ», когда интерес падал до минимальных показателей.
Три дня назад Gartner поставил генеративный ИИ (то, что ChatGPT, Midjourney и другие) на вершину пика самых высоких ожиданий. Поэтому вполне ожидаемо, что после пика сверх ожиданий интерес к технологии в широких массах будет падать, а скептицизм расти. За прошлый месяц вышло несколько подтверждающих это исследований.
Не пропустите ни одной важной новости от MC.today
- Исследование TechPulse от Stevens Institute of Technology США показало, что среди американцев с высшим образованием доля тех, кто считает, что ИИ способен положительно повлиять на нашу жизнь уменьшилась на 10 процентных пунктов по сравнению с 2021 годом: сейчас 38% против 48% два года назад. Там есть и другие показатели, коррелирующие с этими скептическими настроениями. Опрос проводился в апреле этого года в самый разгар бума ChatGPT.
- В начале августа канадская компания BlackBerry опубликовала исследование, в котором утверждается, что 75% компаний планируют внедрить запрет на использование своими работниками ChatGPT и других генеративных ИИ. Они опросили представителей 2 тыс. компаний из Австралии, Японии, Франции, Германии, Канады, Нидерландов, США и Великобритании. Основная причина введения таких запретов это вопрос безопасности корпоративных данных и репутации бренда (например, когда с помощью генеративного ИИ создается контент от имени компании, но некорректен или причиняет другой ущерб).
- В дополнение к предыдущему исследованию, Gartner опросил 249 Senior Enterprise Risk Executives и определил пять основных рисков для компаний во втором квартале 2023 года. 66% отметили таким риском Mass Generative AI Availability – доступность массового генеративного ИИ (второй по частоте упоминания риск). Это так же связано с безопасностью данных, неопределенностью прав интеллектуальной собственности на созданный с помощью такого ИИ контент.
К чему я это? Dave Snowden, автор фреймворка по принятию решений Cynefin, в начале полномасштабного вторжения дал нам добрый совет: измерять attitude в обществе. Подразумевается, мониторить уровень эмоциональной привязки к определенному объекту или явлению. Приведенные выше исследования я расцениваю, как такой замер attitude среди широкого населения и бизнеса.
В конце 1980-х «зима ИИ» произошла из-за оттока капитала: технологии не оправдали ожиданий инвесторов. В результате сократились финансирование исследований в этой области.
Бизнес является главным драйвером развития ИИ. Для развития ИИ и его масштабного проникновения в различные области человеческого бытия должны быть продемонстрированы бизнес-решения, основанные на таких технологиях.
Сгенерировать реалистичные картинки или текст – это отличная демонстрация возможностей. Но сможет ли это использовать бизнес как устойчивое конкурентное преимущество?
Время покажет. Возвращаясь к метафоре с температурой, я бы сказал, что повеяло прохладой. Так что наблюдаем дальше.
Источник: Facebook Oleksii Molchanovskyi