На компенсацию восстановления жилья государство потратило 1 млрд грн. Денег мало. Спасает то, что выдача компенсаций идет медленно
Восстановление разрушенного жилья и ремонт поврежденного стали болезненными вопросами в Украине во время войны. Денег часто не хватает, часть жилого фонда в приграничных или прифронтовых районах – под обстрелами. Местные власти не всегда приходят на помощь, потому что приоритетность расходования денег бывает разной, да и к тому же денег может банально не хватать, как это происходит в сильно пострадавших общинах.
Государство весной и летом запустило свои программы по восстановлению разрушенного и поврежденного жилья. Как они работают и каковы их первые результаты? В этом разбиралась LIGA.net.
Проблемы
Во-первых, все цифры, которые называются по количеству уничтоженного/поврежденного жилья, и количеству пострадавших людей – довольно приблизительны. На это есть несколько факторов.
1. Иногда очень трудно оценить стоимость здания, а значит, стоимость ремонта/восстановления. Примером могут служить сельские дома советского или еще более раннего периода. Во сколько их оценить? Как это сделать? Сейчас и строительных материалов таких нет. А построить новый дом такой же площади, даже из самых дешевых материалов – может быть дорого.
2. Частой проблемой людей являются случаи, когда в разрушенном доме сгорели/уничтожены сами документы. Эта проблема может усугубляться наличием в доме нескольких совладельцев (что очень часто бывает в северных областях, например).
3. Часто человек, формально зарегистрированный в доме, там не живет. Или наоборот – там много фактических жителей. Больше, чем зарегистрировано. Так как таких случаев много, а соответствующие органы работают не очень быстро в условиях войны и нашествия всех заявлений, точные цифры всегда трудно получить.
И все эти вышеописанные факторы также сильно влияют на проблемы обновления.
Например, по состоянию на июнь 2023 года, по данным Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры, с начала полномасштабной вооруженной агрессии враг разрушил более 111 000 индивидуальных домов и более 14 000 многоквартирных домов.
По информации заместителя министра юстиции по вопросам исполнительной службы Андрея Гайченко, в результате российской агрессии в Украине уже разрушены или повреждены 116 000 жилых домов, в которых проживало около 3,5 млн человек.
По другим данным украинского омбудсмена Дмитрия Лубинца, в начале года в Украине российские захватчики уничтожили 140 000 домов, из них 18 000 – это многоэтажки, в которых проживало в среднем по 100 семей.
И понятно, что количество пострадавших и уничтоженного жилья за последние месяцы выросло и продолжает расти. По очень-очень приблизительным расчетам, около 4,5 млн человек потеряли свои дома, это около 1,8 млн семей.
Учитывая, что в одном месте могут находиться разные объекты – и государственной формы собственности, и коммунальные, и частные, хозяйственные с жилыми помещениями, или наоборот – жилые с хозяйственным – это умножает проблемы.
"К сожалению, у нас пока с восстановлением почти хаос. Нет единой системы, которая определяла бы приоритеты, порядок и финансирование восстановления. Лучше пока действует экстренное восстановление на территориях далеко от фронта. После удара коммунальщики и государственные аварийные службы восстанавливают то, что критично и что можно восстановить быстро. Людям достаточно быстро помогают материалами. Где значительные разрушения, там значительно сложнее, и протокола здесь еще нет. Для очень разрушенных поселений ситуация еще хуже. Здесь полная путаница с планировочными документами: план восстановления, комплексная программа восстановления, проектные решения относительно объектов и территорий, которые нужно разбирать или делать рекультивацию. Также государство до сих пор не определилось, кто все же будет заниматься восстановлением, особенно в общинах. Нацагенство? Вряд ли получится. Общины? К сожалению, не все это смогут. Денег сейчас фактически нет", – говорит советник президента Украины в 2005-2008 годах и один из разработчиков реформы децентрализации Анатолий Ткачук.
Кто восстанавливает?
Тем не менее – мы видим многочисленные ремонты и даже новые дома в частном секторе. Источников восстановления сразу несколько. Во-первых, в процесс иногда включается местная власть. Очень часто ради пиара (но, надо признать, это хороший пиар) она берется за наиболее трудные вопросы.
К примеру, знаменитый "дом с дырой" в Чернигове на улице Черновола, куда прилетела бомба ФАБ-500 с российского самолета и сделала в доме дыру на месте 13-14-15 этажей. Дом был успешно отремонтирован за счет местного бюджета почти на 50 миллионов гривень.
Но у кучи других поврежденных домов такого счастья нет, потому что туда не ходили табунами журналисты.
Первую помощь еще полтора года назад стали оказывать международные донорские организации. Они привозили из разных стран строительные материалы, а также волонтеров, готовых проводить ремонтные работы. Обычно это делалось в селе.
"Мне волонтеры передали материалы для крыши, стропила, фронтон, но все работы я проводил сам", – говорит Юрий, житель села Новоселовка под Черниговом, где шли активные боевые действия.
По его словам, так "подшилось" большинство жителей села, у которых было что подшивать – некоторые дома снесены полностью. Но теперь по селам идет активное строительство – летом 2023 года люди начали отстраиваться. Очень часто за свой счёт.
"Участие местной власти было такое – давали технику для работы, например, экскаватор, чтобы разобрать завал, иногда рабочие руки. Но в целом делал сам. Мне говорили – собирай чеки, потом как заработает "єВідновлення" – будешь подаваться на компенсацию. Но, во-первых, курс доллара и цены на месте не стоят. А во-вторых, и это проблема значительно больше, не всегда в хаосе войны чеки дают. Бригады работают неофициально, без чеков, до осени 2022 года в Чернигове были проблемы с терминалами РРО", – говорит Юрий.
По его словам, примерно половина суммы ремонта дома у него никак в чеках не отражается.
Некоторые ОСМД, в частности, в Ирпене, восстанавливали свои дома самостоятельно, если не было критических разрушений. В отдельных домах это обошлось в смешные деньги – по $1000 с квартиры.
Юрист Евгений Федоренко говорит – местные власти вмешиваются в дела неохотно, потому что восстановление – крайне дорогой процесс, и всех удовлетворить невозможно. Случай в Чернигове привел к спорам в самом городе – почему восстановили этот дом, а не тот… Восстанавливать все и понемногу – нет смысла.
"Местные власти должны показать готовность работать совместно с активистами общины на результат для скорейшего восстановления, упрощая бюрократическую волокиту и декламируя политику "открытых дверей" для доноров и инвесторов. Что касается примера помощи местной власти, то могу привести пример общины того же Чернигова, когда местные власти приняли программу по замене окон и единовременной материальной помощи. Однако объем повреждений несоразмерен с бюджетом города, поэтому восстановление в общине происходит медленно, поскольку в основном продолжается за счет собственных усилий жителей", – говорит Федоренко.
Наконец, правительство запустило программы по ремонту и восстановлению жилья. Важно понимать – это ДВЕ разные программы.
"Это "єВідновлення" поврежденного жилья – порядок предоставления компенсации за поврежденные объекты недвижимого имущества, который утвержден постановлением Кабмина от 21 апреля 2023 года №381, и "єВідновлення" разрушенного жилья – порядок предоставления компенсации за уничтоженные объекты недвижимого имущества, который утвержден постановлением Кабмина от 30 мая 2023 года №600", – говорит Евгений Федоренко.
"єВідновлення" поврежденного жилья предусматривало компенсацию в 200 000 грн на работы по ремонту. И здесь бывают курьезы. Соседка Юрия Наталья – как раз из тех, кто подал заявление в Дию и получил право на компенсацию. Точнее – на оплату чеков, которые они собирали, как и Юрий. Это стало возможным согласно постановлению Кабмина №858 от 21 июля 2023 года.
"Было немного смешно, когда комиссия мне насчитала более 200 000, и у меня это и было показано в чеках, то мне сделали процедуру "уменьшения". То есть подрезали мои затраты до 200 000. Больше нельзя, потому что я подавалась на восстановление поврежденного, а не на восстановление разрушенного, хотя дом у меня был без крыши и без одной стены. Глобально ничего страшного – отстроили, площадь дома сохранили, большую часть компенсировали, все остальное не так критично", – говорит женщина.
Таких, как она, по селам много – большинство людей провели работы своими силами, потому что зимовать вторую зиму уже негде. Теперь ждут компенсации по чекам.
Впрочем, Наталья поспешила, потому что неделю назад согласно последним изменениям, которые вступили в силу 15 сентября, компенсацию увеличили. На ремонт в квартирах выделяют до 350 000 гривень, а в частных домах – до 500 000 гривень.
Что нужно делать, чтобы податься на программу?
"В частности, не проработан механизм получения компенсации гражданами, жилье которых незадолго до начала полномасштабного вторжения подверглось реконструкции и не было дооформлено в соответствии с утвержденными нормами", – говорит Евгений Федоренко.
Людям не нравится, что деньги приходят на специальный счет, их не выдают наличными. И потратить их можно только на определенный список строительных материалов. В списке материалов отсутствуют некоторые, необходимые для строительства, – например, дерево. Хотя кирпич, смеси строительные и растворы прописаны очень подробно. Да и вообще свободно распоряжаться денежными средствами не получится. Понятно, почему государство беспокоится, чтобы деньги были потрачены конкретно на те работы, на которые они были выделены. При этом они простимулируют строительное производство, а не магазин пива.
Другими словами, механизм рабочий, но нуждается в "доточке".
Еще сложнее с восстановлением полностью утраченного жилья. Здесь добавляется еще требование – доказать, что дом был введен в эксплуатацию. Если же война застала вас прямо посреди строительства – вам не повезло. Но и здесь выход есть, говорят в Мининфраструктуре. Важно хоть как-то показать процесс и ход строительства, чтобы было понятно, какие деньги, по крайней мере, были вложены в объект. Если фото вообще нет, то могут в компенсации и отказать. Такие случаи тоже есть.
Все потому, что есть значительное отличие от программы "єВідновлення" поврежденного жилья. Ведь владелец уничтоженного объекта недвижимого имущества должен провести необходимые действия по государственной регистрации прекращения такого права в соответствии с Законом "О госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений".
И только после этого возможна последующая регистрация по программе "єВідновлення". Такой шаг хоть и понятен для юристов, однако пугает людей и порождает порой панические настроения и дополнительные вопросы. И если в отношении уничтоженных квартир сама процедура более понятна, то в отношении частных усадеб все выглядит непонятным.
Как вариант – можно просто отказаться восстанавливать дом и переселиться в многоквартирный "муравейник". Однако в случае выбора вами варианта "сертификат на квартиру" следует учесть, что получатель компенсации все осуществляет самостоятельно. Это поиск жилья, согласование его стоимости с собственником или заказчиком строительства, проведение оценки недвижимого имущества независимым субъектом оценочной деятельности, оплата за совершение нотариальных действий, административный сбор за проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
"Еще один из моментов, замедляющих механизм программы "єВідновлення", – это необходимость подавать заявление на компенсацию всеми совладельцами недвижимого имущества. И если кто-то из совладельцев находится за границей и не желает или не имеет возможности подать такое заявление, то это усложняет процесс получения компенсации. Также существуют ситуации, когда собственник или совладелец находится в плену или без вести пропал, тогда для дальнейших действий также сначала нужно получить соответствующие документы о статусе такого лица. На практике процедура подтверждения того, что лицо в плену, или признание его без вести пропавшим, может длиться несколько месяцев. Это, в свою очередь, замедляет процесс оформления и получения компенсации за разрушенное или поврежденное жилье", – говорит Евгений Федоренко.
Несовершенство компенсации состоит также и в том, что владельцы могут рассчитывать только на компенсацию жилых помещений. То есть квартиры, частные дома, жилые комнаты, садовые домики и т.д. Что касается компенсации за уничтоженные сараи, гаражи, заборы и так далее, то такая процедура до сих пор еще не предусмотрена.
Особенно актуален этот вопрос для жителей сельской местности, ведь весомым источником их дохода была сельскохозяйственная деятельность, для ведения которой необходимо наличие таких помещений. Будь то для содержания скота или хранения овощей, оборудования сельскохозяйственного назначения и т.д. Также важен этот вопрос для физических лиц предпринимателей (ФЛП), которые использовали нежилые помещения в качестве производственных мощностей.
Еще одна проблема – программы не учитывают уничтоженное имущество, которое может составлять чуть ли не половину стоимости здания. Бытовая техника, стоящие вещи внутри – не считаются. А стоимость их может быть высокой. Особенно если само здание, например, деревенский дом, не было относительно дорогим.
Каковы темпы работы программы? Сначала казалось, что она не справится, за первые два месяца было подано более 20 000 заявок, но удовлетворено только 1400. Очевидно, что созданные при местных органах власти комиссии просто не справлялись. Но по состоянию на середину сентября, по данным Мининфраструктуры, было зафиксировано более 42 000 обращений на получение компенсаций по программе "єВідновлення". Более 12 000 из них одобрены, а выплаты превысили 1 млрд грн.
По словам замминистра Натальи Козловской, в среднем по стране чек на компенсацию ремонтных работ или восстановление составляет около 82 000 грн.
Но очевидно, что количество заявок будет расти. В Дии уже более полумиллиона заявок о зафиксированных разрушениях или повреждениях. Поэтому "єВідновлення" не достигло и отметки в 10% от всех пораженных объектов. Впрочем, и работает оно всего 3 месяца. Это очень хороший темп.
За чей счет банкет?
Главный вопрос – кто даст деньги на восстановление объектов, количество которых просто грандиозно. Сумма в 1 млрд грн от Мининфраструктуры, на которую удовлетворили более 30 000 заявок на ремонты и восстановление, кажется большой. Но если только не смотреть на масштаб. В целом потребности Украины на восстановление оцениваются Всемирным банком в $411 млрд. Потребности на быстрое восстановление в 2023 году достигали $14 млрд.
Последняя цифра в 560 раз больше, чем сейчас освоило Мининфраструктуры в начале действия программы "єВідновлення". Где же взять такие деньги? Тем более, что к делу добавилась политика – у местных властей отныне не будет права распоряжаться НДФЛ, поступающим от военных.
Это произошло после того, как в СМИ и социальных медиа прокатилась волна новостей о скандальных закупках и расходах от местных властей – то на тротуарную плитку, то на другие невоенные расходы. Несмотря на то, что это небольшая часть в расходах городов, а часть ремонтов действительно необходима, центральные власти болезненно отреагировали на волну гражданского возмущения.
"В 2024 году не будет ни Государственного фонда регионального развития (ГФРР), средства которого должны были использоваться путем голосования за проекты в Дии, ни Дорожного фонда. Ожидается, что все эти ресурсы пойдут на оборону. Соответственно, в следующем году уменьшатся ремонты дорог, за что на фоне войны и центральные, и местные власти получают критику. Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии в этом году составляет 61,7 млрд грн. Он останется и в 2024 году и будет одним из источников финансирования восстановления. Однако Фонд ликвидации может существенно сократиться, ведь прибыль Нацбанка (а это была большая часть наполнения Фонда – 35,9 млрд грн) теперь будет направлена в общий бюджет (обороны). В следующем году Фонд будет пополняться за счет средств, конфискованных у российских физических и юридических лиц на территории Украины (в этом году это 25,8 млрд грн), и остатков с этого года (пока речь идет о 400 млн грн)", – утверждает аналитик Мартына Богуславец.
Впрочем, переживать не стоит, ведь основным источником средств на гуманитарные нужды как были союзники, так и остаются. И в 2024 году главными источниками финансирования будут ЕС, США, МВФ и другие международные партнеры Украины. В общем, потребности на 2024 год во внешнем финансировании всех расходов, кроме обороны – около $43 млрд. Из них можно найти сумму, необходимую на действие программы "єВідновлення". Но есть нюансы.
"В частности, чтобы получить финансирование США, нужно будет доказать прогресс в реформе правоохранительных органов и борьбе с коррупцией, повышение прозрачности использования средств. Важно, чтобы Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии в следующем году работал по механизмам, которые нам удалось добыть в борьбе в этом году – с методикой приоритезации объектов на восстановление, включением местных властей во все процессы, а также с полной прозрачностью работы комиссии – от публикации всех заявок на финансирование, трансляции работы комиссии и обнародования принятых решений. Эти на первый взгляд простые вещи помогли в этом году остановить финансирование строительства стадионов и бассейнов, которые не являются приоритетом №1 во время войны", – говорит Богуславец.
Иными словами, если программа будет продвигаться так же или даже с определенным увеличением темпа – деньги будут. Но такими темпами восстановление будет длиться десятилетиями. Ускорить его может реформирование или увеличение численности комиссий, которые будут рассматривать вал заявок, что будет только нарастать.