Подрывная деятельность. Кто вытащит взрывчатку с полей
Подрывная деятельность. Кто вытащит взрывчатку с полей

Подрывная деятельность. Кто вытащит взрывчатку с полей


Разминирование привлекает все больше денег. И людей. Появятся ли на полях Украины демайнеры из Азии?

Правительство Швейцарии предоставит Украине 100 млн швейцарских франков (3,98 млрд грн) для гуманитарного разминирования. Эта сумма в два раза больше бюджетного финансирования на 2024 год, о котором заявил премьер Денис Шмыгаль. В дальнейшем доля зарубежного финансирования этого направления будет увеличиваться. К примеру, часть из почти $600 млн (22 млрд грн) грантовых средств от Японии планируется использовать на гуманитарное разминирование.

Миллиарды долларов и тысячи саперов

В Кабмине дают оценку всех работ по разминированию. Площадь загрязненных войной территорий составляет 174 000 кв. км, и для их очистки требуется $37 млрд – такой расчет предоставил премьер-министр Денис Шмыгаль на прошлой неделе. Колоссальные средства: сумма сопоставима с годовым бюджетом Украины.

Это стало причиной ажиотажа. В прошлом году в Украине было зарегистрировано пять операторов по разминированию. Теперь – уже 17, из которых —  шесть коммерческих. Еще 29 коммерческих операторов в процессе оформления лицензий. Саперов-демайнеров готовят как на конвейере: за девять месяцев их количество выросло вдвое и составляет сейчас 3000 специалистов. Учитывая, что затраты на подготовку и экипировку каждого сапера составляют 5 млн грн, то только в кадры вложено 15 млрд грн.

Именно кадры для демайнинга теперь острая проблема, говорят специалисты. Потому что получить бронь от мобилизации для подготовленных саперов очень сложно. "Есть саперные группы, в которых приходится почти непрерывно вести подготовку новых демайнеров, потому что ребята идут в ВСУ", – говорит владелец компании, являющейся оператором по разминированию. Из-за этого растут расходы денег и времени.

Один из вариантов решения проблемы – привлечение в Украину уже опытных саперов из таких азиатских стран, как Камбоджа и Лаос, где также проводят работы по разминированию. Дело в том, что иностранцев не призывают в армию, а базовое изучение языка в рамках профессии не требует много времени. Похоже, что демайнерам придется экономить и по другим статьям расходов. 

Сколько денег за очистку гектара

Учитывая заявления премьера, ценник от Кабмина составляет 78 000 грн за разминирование гектара территории. Это значительно меньше тех цен, которыми оперируют профессиональные демайнеры. Так, во время репортажа о разминировании полей они называли стоимость ручного разминирования 5 млн грн за гектар, а машинного (то есть проведенного спецтехникой) — 300 000 грн за гектар. Последняя цифра похожа на ту минимальную оценку, которую дали саперы и демайнеры LIGA.net в прошлом году. Но правительство взяло и срезало даже самую маленькую из желаемых сумм почти в четыре раза. Откуда такая суровая цифра?

Чиновники любят приводить пример первого тендера по разминированию, завершившемуся именно в конце сентября. ГП "Леса Украины" на площадке Prozorro заказало разминирование трех гектаров леса в Житомирской области. Тендер выиграло другое ГП – "Укроборонсервис", предложившее 550 400 грн при стартовой цене 688 400 грн. Победитель был единственным участником конкурса. Интересно, что в заявке от "Лесов Украины" указана необходимость уничтожения 24 единиц взрывоопасных предметов. Как лесники их посчитали еще до появления демайнеров и проведения обследований — загадка.

Следовательно, этот тендер дает представление о стоимости разминирования одного гектара – она составляет 183 000 грн. Но Денис Шмыгаль планирует платить в 2,4 раза меньше. 

Интригу добавляет и то, что первая вице-премьер Юлия Свириденко щедрее своего шефа. Свириденко оценила общий объем работ в $50 млрд. Это уже 105 000 грн за гектар. И именно Министерство экономики, которым она управляет, финансирует демайнинг.

Механизм

Первый заместитель министра аграрной политики Тарас Высоцкий говорит, что на конец сентября механизм бюджетного финансирования на разминирование еще не утвержден. Понятно лишь, что непременно будет использована платформа Prozorro. "Сейчас решаем, будет ли это оплата по факту за каждый разминированный гектар, или предоплата за определенную площадь. Или это будет участие в проектах на условиях софинансирования. Пока ответа нет. Ведь очень важно показать, что финансирование, как и выполнение работ, – прозрачное и контролируемое", – говорит Тарас Высоцкий.

Чистота процедур необходима, потому что от этого зависит доверие доноров, финансирующих такие программы. Без их помощи разминированием украинских полей будет заниматься не одно поколение. "Мы не потянем проблему разминирования без внешней помощи — как технической, так и финансовой", – уверен Андрей Дикун, глава Всеукраинского аграрного совета.

Кто возьмется

В большинстве случаев за разминирование собственных полей берутся сами фермеры или местные жители, имеющие некий саперный опыт и металлоискатели. Работают без оформления лицензий на свой страх и риск. Стоимость их услуг – от 5000 до 15 000 грн за гектар. Но никаких гарантий они не дают. В таком случае несчастный случай – это личная беда клиентов, нанимающих "саперов-любителей". Из-за относительно невысокой цены это обычная практика как в Николаевской, так и в Харьковской, а также других областях, приближенных к линии боевых действий.

Цивилизованный путь – когда аграрные компании создают собственные подразделения для разминирования. В таком случае специалисты проходят обучение, а компания – все процедуры для получения нужных лицензий. Так сделал агрохолдинг "Нибулон" – об этом читайте в репортаже LIGA.net. Пока у этого подразделения впечатляющие показатели эффективности работы. Расходы именно на разминирование гектара здесь составляют около 24 000 грн, без учета дальнейших работ по рекультивации почвы и приведения в порядок ландшафта. На ликвидацию таких последствий войны иногда приходится тратить в два раза больше, чем на демайнинг, – например, на месте интенсивных боев.

В том же репортаже говорится о других коммерческих операторах по разминированию. Отдельно среди них стоит ГП "Укроборонсервис", которому коллеги по цеху приписывают "сверхвозможности" и тесные связи с МОУ, ГСЧС и кем-либо, связанным с темами разминирования. Во всяком случае, именно эта компания является лидером среди "коммерческих" по получению заказов на демайнинг.

Еще одна группа: пять операторов, занимающихся разминированием на средства доноров. Это Halo Trust, Швейцарский фонд противоминной деятельности в Украине (FSD), представительство Датского совета по делам беженцев в Украине (DRC), филиал Норвежского совета беженцев в Украине (NPA), представительство ДанЧерчЭид в Украине (DCA). На пятерых у них 119 групп саперов – это самое большое количество. Такие операторы-реципиенты не заинтересованы в работе с госбюджетом Украины. Они ни разу не публиковали для широкой общественности свои финансовые показатели, поэтому нет официальной информации о стоимости их работ. Но это дела их взаимоотношений с донорами.

Чем больше компаний и учреждений будут заниматься разминированием, чем больше источников финансирования такой работы – тем быстрее и с оптимальными затратами сельхозземли будут возвращены к нормальной работе.

Андрей Заика
Корреспондент, раздел "Бизнес"
Источник материала
loader