Польские перевозчики уже третий день блокируют движение грузовиков через украинско-польскую границу. Сейчас заблокировано движение через пункты пропуска «Ягодин – Дорохуск», «Краковец – Корчева», «Рава-Русская – Хребенное». В связи с блокадой польской границы въезд в Украину ожидает примерно тысяча грузовиков.
Среди требований митингующих: отмена транспортного безвиза – то есть возврат к системе разрешений на грузовые перевозки, отдельные полосы и отдельные очереди для грузовиков с номерами ЕС и пустых, доступ к системе «Шлях». Однако в Киеве говорят, что пока официальные требования от польских перевозчиков не передавали представителям украинской стороны.
Редакция MC.today разобралась, пойдет ли Украина на уступки польским митингующим, какая сейчас ситуация на границе и что о блокаде думают представители украинского бизнеса.
Что говорят украинские пограничники
Польские перевозчики начали блокировать движение через украинско-польскую границу 6 ноября. Усложнение движения фиксировали уже в понедельник после 13:00 сначала в пункте пропуска “Ягодин”, а в дальнейшем на “Краковце” и “Рава-Русской”.
Помощник председателя Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко сообщил, что по состоянию на утро 8 октября, по информации от польских коллег, примерно тысяча грузовых транспортных средств ожидают возможность пересечения границы по всем этим трем направлениям из Польши в Украину, из которых половина – на направлении пункта пропуска “Ягодин”.
«Скорее всего, ситуация будет только усложняться, ведь, как отмечали сами польские перевозчики, они планируют долговременную акцию», – отметил Андрей Демченко.
По его словам, на 8 ноября ни один официальный представитель Украины не получал официальных требований от польских перевозчиков. В то же время Украина работает над поиском решений, чтобы как можно скорее разблокировать пункты пропуска и движение через границу было по-прежнему интенсивным и не осложненным.
К тому же представитель пограничной службы отметил, что участники акций не блокируют движение автобусов и легковых транспортных средств, то есть движение для обычных людей остается по-прежнему интенсивным. Также митингующие отмечали, что будут пропускать гуманитарную помощь, которая направляется в Украину, и скоропортящиеся грузы.
«Однако довольно часто от польских коллег нам поступает информация, что участники акций все же высказывают и такую позицию, что они будут пропускать только один автомобиль в час в направлении Украины, неважно с какими грузами. Фактически мы видим, что только один или несколько грузовиков все же прибывают в Украину со стороны Польши, и это основной грузопоток, который сейчас фиксируют на этих трех направлениях», – добавил Андрей Демченко.
Что о блокаде границы говорят представители украинской власти
Заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач сообщил, что польские коллеги подтверждают, что возвращение к разрешениям – это одно из ключевых требований перевозчиков.
«Для нас оно неприемлемо в условиях войны – нарушенных логистических цепей и морской блокады. Кроме того, это Соглашение на уровне Украины и ЕС, поэтому отменить его невозможно со стороны Польши. И мы будем работать над его продолжением», – подчеркнул он.
Сергей Деркач добавил, что министерство поддерживает постоянный контакт с польскими коллегами по улучшению ситуации. Уже провели ряд телефонных разговоров, послали ряд писем на уровне министерств, бизнеса и перевозчиков.
«Работаем дальше. Интересы наших перевозчиков и бизнеса для нашей команды первоочередны», – отметил он.
Глава Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафа Найем также заявил, что Украина не намерена даже обсуждать главные требования польских перевозчиков, которые уже третий день блокируют три пункта пропуска на границе.
Мустафа Найем о блокаде границы / Фото: Facebook-страница
Он подчеркнул, что требования митингующих вернуть разрешительную систему для Украины не имеют перспектив. Поскольку Соглашение о либерализации грузовых перевозок было ратифицировано всеми членами ЕС и подписано между Евросоюзом и Украиной, а не с отдельными странами.
«Главной причиной подписания Соглашения о грузовых перевозках автомобильным транспортом были нарушения Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Война лишь ускорила этот процесс, за что мы благодарны всем нашим соседям и партнерам», – напомнил Найем.
По его словам, Соглашение о ЗСТ запрещает ухудшать условия взаимного доступа на рынок. Он отметил, что разрешительная система была искусственным барьером для свободной торговли, ограничивая не только двустороннюю торговлю, но и транзит украинских товаров в странах ЕС.
«И я очень надеюсь, что мы никогда не вернемся к этой позорной и дискриминационной практике, которая ограничивала нас в торговле с ЕС до широкомасштабной войны и может бить по нашей экономике сейчас, когда автомобильный транспорт – главная артерия нашего экспорта», – подчеркнул глава Госагентства.
Что о блокаде границы думает бизнес
По словам соучредителя «Новой Почты» Владимира Поперешнюка, сейчас время пересечения границы фурами составляет 10-15 дней, но после блокировки польскими перевозчиками ситуация усложняется еще больше.
Владимир Поперешнюк о блокаде границы / Фото: Facebook-страница
«К сожалению, украинские предприниматели остаются с этой проблемой один на один. Потому что не существует государственной службы или назначенного чиновника, который бы отвечал за показатель – скорость перехода грузов через границу, по крайней мере, я такого не нашел», – отмечает предприниматель.
Он подчеркнул, что для того, чтобы облагать налогом, регулировать и проверять бизнес, есть десятки структур, а как ответить за коллапс на границе – никого нет. По его словам, бизнес-ассоциации сейчас стучат во все двери – от Министерства инфраструктуры до президента Украины, чтобы те вмешались, ведь это вопрос национальной безопасности.
«У государства наконец-то появился шанс продемонстрировать свою пользу для бизнеса и экономики, доказать, что оно способно предоставлять качественные услуги налогоплательщикам. Надеюсь, что проблему разрешат и мы сможем пересекать границу не в течение недель или дней, а за минуты», – добавил Владимир Поперешнюк.
Директор «Консалтинговой группы “А-95″» Сергей Куюн отметил, что полной картины относительно блокировки польскими перевозчиками бензовозов и газовозов на границе нет.
«Для понимания, что такое польское направление поставки горючего. В октябре через украинско-польскую границу автомобильным транспортом въехало 36% общего импорта пропан-бутана, 18% бензина и 16% дизтоплива. Если коротко, то по бензинам вообще не вижу проблемы. По дизтопливу приятного мало, но прорвемся: рынок неплохо сработал в октябре, сейчас еще пойдет сезонное снижение потребления, а там уже и рынок адаптируется к новым условиям. А вот со сжиженным газом может быть грустно», – рассказал он.
Согласно системе «єЧерга», по его словам, ждать выезда нужно 11-13 суток. Еще летом это было 3-4 дня. То есть, чтобы сохранить прежний объем автоснабжений, нужно в 3 раза больше машин, а их нет. Рынок переходит на железную дорогу, но это не быстрый процесс.
«Теперь из-за забастовки очереди на выезд будут еще увеличиваться, а параллельно появятся на въезд, очевидцы сегодня это уже фиксировали. Пока полной картины нет. Кто-то говорит, что бензовозы с газовозами не блокируют, потому что вроде бы к этой категории перевозок у польских перевозчиков нет претензий (приехали за грузом и поехали домой)», – объяснил Сергей Куюн.
- Ранее мы также рассказывали, почему пограничники не принимают документы в «Дії»для пересечения границы.