Продал эфир по $30, а вместо купить Lamborghini заплатил хакеру – СЕО Allbridge
Продал эфир по $30, а вместо купить Lamborghini заплатил хакеру – СЕО Allbridge

Продал эфир по $30, а вместо купить Lamborghini заплатил хакеру – СЕО Allbridge

СЕО Allbridge Андрій ВеликийСЕО Allbridge Андрей Великий рассказал о реалиях криптобизнеса. Фото: Twitter / avelykyy

Сколько стоит запустить криптопроект и как его продвигать? Сколько можно заработать на этом? С какими проблемами можно столкнуться? Как поступать в случае хакерской атаки? Об этом и не только во время недавней встречи поговорили основатель EthKyiv и Web3Go Сергей Севидов, CEO Creators Media Group Тимур Ворона и глава украинской компании Allbridge, создающей одноименный кросчейн-мост, Андрей Великий. Редакция MC.today пересказывает главное.

Помогаем
Продал эфир по $30, а вместо купить Lamborghini заплатил хакеру – СЕО Allbridge - Фото 2
Поможем врагу с билетами на Кобзона. Собираем на Mavic для наших защитников

Стартап Великого работает над разработкой кросчейн-мостов, то есть децентрализованных приложений, позволяющих переводить один и тот же цифровой актив (например, токены) между разными блокчейнами. Первую версию моста Allbridge запустила примерно 2,5 года назад, с тех пор компания постоянно развивается и, по оценкам своего руководителя, стоит не менее $100 млн. По крайней мере, за такие деньги он согласился бы продать ее сегодня. Впрочем, не все так просто.

Кто бы мог подумать: «слить» эфир посоветовал основатель этого актива

Несколько лет назад Андрей активнее занимался непосредственно майнингом криптовалюты. Он рассказал, как однажды продал эфир по $30 за монету.

«Когда на крипторынке все еще не было таким дорогим, я майнил Ethereum. И мы долго думали, за сколько его в итоге “сливать”. И вот я улетел в Вену, и там встретился с Виталиком Бутериным. Я спросил, что он думал о прайсе монеты», – начал рассказ Андрей.

Бутерин отметил, что тогда эфир был слишком дорогим, как и необходимый для его майнинга газ, а ситуация в целом – сложной для девелопмента. Поэтому после возвращения в Киев Великий вместе с коллегами по майнинг-проекту продал эфир по $30. Речь шла о тысячах монет. К моменту записи этого интервью эфир торговался на уровне примерно $1,9 тыс.

«Виталик, спасибо тебе, очень хорошая инвестиция получилась», – говорит Великий.

Откуп ценой в Lamborghini: как возвращали украденные хакерами деньги

В апреле текущего года стало известно, что один из кросчейн-мостов Allbridge атаковали хакеры. Тогда злоумышленники вывели из сети BNB Chain примерно $570 тыс. Впрочем, компании удалось уладить эту ситуацию и возместить ущерб всем пострадавшим вследствие атаки.

«Наше желание быть открытыми в том, что касается кода, используемых нами математических формул, плохо сочеталось с качеством аудита. У нас было пять разных аудитов кода. Но формулу проверяла только одна компания. Я очень, ну, не хочу там в кого-то чем-либо бросаться. Мы думали о том, как правильно посчитать ликвидность, как депозитить и виздровить… То есть это наш факап, который мы сделали публичным. Мы опубликовали данные и тот, кто нас атаковал, понял, что на предельных значениях, когда мы много депозитим, свопаем и виздровим, можно забрать больше, чем положил. Простыми словами, мы сделали это сами», – объяснил Великий.

Читайте также: «Украина для меня – Дикий Запад. Мы покинули этот рынок». Откровенное интервью с основателем KUNA Майком Чобаняном

К слову, тогда мост атаковали два хакера. Один из них, по предположениям, был молодым парнем из Гонконга, занимавшимся взломом протоколов на BNB Chain. С самого начала злоумышленник не планировал возвращать деньги, однако Allbridge некоторое время вела с ним переговоры. Он так и не объяснил свои мотивы, но в конце концов вернул 1 500 BNB через Tornado Cash. Молодой человек оставил себе 10% от украденных средств как whitehat-вознаграждение. Второго хакера так и не нашли. Этот случай стоил компании достаточно дорого – примерно как покупка Lamborghini.

Запуск криптпроекта стоит от $1 млн

По словам Великого, первый год в создании высокотехнологичного сложного продукта – это работа девелоперов. В команде Allbridge некоторое время было 20 программистов, сейчас разработчиков немного меньше. Если предположить, что каждый из них получает зарплату $5 тыс., то это – $100 тыс. в месяц и $1,2 млн в год без учета налогов и сопутствующих расходов. Со второго года добавляются маркетинговые расходы – SEO-оптимизация, PR, статьи, реклама, Google напоследок.

«То есть порог хода в крипту очень высокий, если ты хочешь делать свой продукт», – поделился Великий.

Заработок на комиссии – всего 0,2-0,3%

Компания Allbridge выступает своеобразным посредником между разными блокчейнами. Ее мосты децентрализованы и без кастодианов, то есть без посторонних участников, перемещают между ними цифровые активы. В последнее время она фокусируется на Stablecoin, или USDT, и помогает обменивать их между разными биржами на USDC, BUSD и так далее.

Курс Front-end Basic .
Оволодій навичками розробки веб-інтерфейсів та стань справжнім Front-end розробником! Заробляй від 800$ на початку карʼєри.
Дізнатись про курс

«Это straight-forward модель в крипте, когда у тебя есть транзакция и ты с этой транзакции берешь процент. Человек заходит на наш сайт, переходит в свой кошелек, например MetaMask, и передает данные. Это как будто ехать с одного берега Киева на другой. Вы не думаете, кто построил этот мост и почему вы едете именно по нему. Такая же ситуация в крипте. Игроки рынка будут интегрировать такие решения, как предлагает Allbridge, так что их не будут видеть конечные пользователи. Комиссия по транзакции составляет 0,3%. Из этих средств мы 80% отдаем тем, кто дает ликвидность. То есть как платформа мы зарабатываем от 0,2% до 0,3%», – рассказал Великий.

Украинцы хорошо пишут код, но не очень разбираются в маркетинге

Такие высокотехнологичные продукты достаточно сложно и дорого строить. Еще один вызов – это маркетинг. По словам Великого, исторически большинство украинских компаний, работающих на этом рынке, обычно выполняют техническую часть.

«Наши реалии в том, что мы не умеем использовать маркетинг так, как, например, американцы. То есть то, что в США может взлететь с нуля сразу до ста, у нас развивается медленно. Мы хорошо пишем код. Мы понимаем техническую часть. Мы знаем блокчейн. Потому что у нас хорошее техническое образование, у нас люди разбираются в технологиях, математике. То есть в том, что для крипты важно. Но когда вы создаете свой продукт, а не присоединяетесь к другим проектам на аутсорсе, его нужно продвигать на международный рынок. Этого мы не умеем. Или не очень хорошо умеем», – рассказал Андрей Великий.

Читайте также: «Я создал три бизнеса с миллионами пользователей, которые платят, и вот чему это меня научило»: откровение криптомиллионера

«Какого черта я не инфлюэнсер?». За 15-секундный ролик просили $50 тыс. 

Как уже рассказал глава Allbridge, маркетинг в криптовалютном сегменте – удовольствие не из дешевых. Впрочем, есть несколько механик, которые действительно работают и приводят пользователей.

Прежде всего, это интеграции с партнерами, особенно в блокчейн-экосистемах, в которых пока не очень много людей. Хороший пример – Solana, в которой компанию Allbridge хорошо знают. Еще один удачный ход – инвестиция в SEO оптимизацию, которая помогает привлечь пользователей на сайт.

По мнению Великого, сегодня лучше работают комбинации квест-платформ и инфлюэнс-маркетинга. Allbridge, например, запускает интерактив: люди пользуются блокчейн-мостами и получают за это цифровое вознаграждение, например, NFT, которые можно конвертировать в другие активы. Такие квесты освещают инфлюэнсеры, и они начинают работать.

Одна из проблем – стоимость, в которую оценивают свои услуги блогеры. Великий рассказал, что однажды TikTok-блогер согласилась записать 15-секундный ролик в обмен на один биткоин. Монета тогда стоила около $50 тыс.

«И я в этот момент думаю: какого черта я не инфлюэнсер? Зачем эти девелоперы, какие-то продукты? Зачем мне все это нужно? Я бы лучше для TikTok снимался. Не знаю, насколько я был бы популярен», – поделился Великий и добавил, что больше всего в Allbridge платили инфлюэнсерам примерно $2 тыс.

Также предлагаем вам почитать о том, что даже несмотря на войну, украинские компании в топе в сфере финтеха и блокчейна в Европе.

Источник материала
loader