Минфин пополнит бюджет половиной доходов банков в этом году и четвертью – в следующих. НБУ без энтузиазма. Банкиры сопротивляются. Какие аргументы?
Во вторник, 21 ноября, парламент принял во втором чтении законопроект о налогообложении банков №9656-д.
Как сообщил Глава налогового Комитета Верховной Рады (ВР) Даниил Гетманцев, во время подготовки проекта ко второму чтению первоначальная концепция претерпела изменения, согласно которым:
- налогообложение сверхприбылей банков по результатам 2023 года будет осуществлено по ставке 50%;
- начиная с 2024 года, базовая ставка налога на прибыль для них составит 25% (в отличие от нынешних 18%).
Из имеющихся комментариев банкиров становится ясно, что эти нововведения стали неожиданными для них. Хотя предварительные консультации с представителями сообщества велись.
Так смирятся ли с ними участники рынка? LIGA.net искала ответ на этот вопрос.
Зарождение идеи
После сообщений о рекордных доходах украинских банков в первой половине 2023 года – на уровне 67,6 млрд грн – в Верховной Раде заговорили о намерениях ввести для них дополнительное налогообложение.
28 августа в парламенте был зарегистрирован проект закона №9656, предусматривающий уплату банками определенных дополнительных отчислений в госбюджет. Инициаторы документа – нардепы из профильного финансового комитета во главе с Даниилом Гетманцевым.
В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению речь уже зашла о повышении налога на прибыль для банкиров вдвое – до 36%. Напомним, что налог на прибыль предприятий (НнП) в Украине составляет 18%.
За увеличение НнП для банков ратовали представители Министерства финансов. А уже ко второму чтению депутаты профильного комитета Рады при участии Минфина решили увеличить уровень налога на прибыль для банков до 50%.
Нацбанк публично поддержал единовременную идею по налогообложению сверхприбылей – так называемый windfall tax, что в буквальном переводе означает "принесенный ветром", или неожиданный налог. Впрочем, НБУ решил стоять над дискуссией, отдав банкам общение с органом, имеющим монопольное право формировать фискальную политику государства – Минфином.
Хотя, по факту, эта нейтральность НБУ достаточно красноречива. Почему?
Во-первых, не прибегая к критике Минфина, НБУ фактически согласился с той, что была со стороны других финансистов. Надо понимать, что обычно Нацбанк напрямую модерирует позицию рынка, общаясь с банками. Именно так было с идеей ввести 36% НнП для банков.
Тогда банки спокойно восприняли необходимость введения этого уровня налога. Однако в случае с последним внезапным повышением постоянной ставки налога банкиры уже высказались достаточно критически. И такое отстраненное молчание Нацбанка означало их поддержку.
Во-вторых, регулятор публично не вмешивался в обсуждение, учитывая позицию МВФ, который, по информации LIGA.net, поддержал предложения Минфина. Нацбанк, видимо, на этот раз предпочел стратегические приоритеты, поскольку для дальнейших переговоров с Фондом важно взаимодействие министерства и НБУ.
В конце концов, решение о повышении налога принято. А значит, все участники должны с этим фактом смириться и начинать работать с последствиями.
Повышение ставок
Причины такого достаточно беспрецедентного решения довольно понятны – необходимость наполнения госбюджета в условиях войны. Поскольку сбор налогов, увеличение поступлений в бюджет, бюджетная политика в стране – это прямая компетенция Минфина, понятно, что подобные шаги возможны только по его инициативе. И парламентарии подобные инициативы чиновников всячески поддерживают. Например, можно упомянуть решение об изъятии части налога на доходы физлиц (НДФЛ) у общин в пользу государственного бюджета.
Более того, с учетом уже известных прецедентов можно констатировать, что министерство не особо считается с мнением коллег в вопросах увеличения поступлений в бюджет. К примеру, в начале осени заявления Минфина относительно курса гривни на следующий год были явно не согласованы с определенными прогнозами НБУ.
Причины такого поведения чиновников также ясны – необходимость поиска всех возможных вариантов на фоне угроз со стабильностью поступлений международной помощи. Партнеры не забывают намекать на необходимость поиска и расширения внутренних источников. Прибыли от продажи Минфином облигаций внутреннего госзайма, в этом контексте, выглядят солидно и могут в определенной степени засчитываться как достижения. Но их очевидно мало.
С пониманием этого банкиры довольно вяло высказывали возражения по поводу перспектив поделиться доходами с государством, когда речь шла о 36%. Но уже в комментариях по решению об уплате 50% в этом году и 25% в следующих представители сообщества коммерческих банков откровенно заявили, что это может привести к неожиданным последствиям.
"Временное повышение налога на прибыль банков с 18% до 50% в 2023 году поможет Силам обороны и не повлияет на стабильность банковской системы, однако увеличение этого налога до 25% на последующие годы создает нестабильную ситуацию", – отметил в своем комментарии насчет этого решения глава совета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), председатель правления ОТП Банка Владимир Мудрый.
Что дальше?
Владимир Мудрый прогнозирует, что в следующем году увеличение уровня налогов может распространиться уже не только на банковскую сферу.
"Ситуация, когда только для одной отрасли установлена повышенная ставка, нестабильна, поэтому можно ожидать дополнительных изменений в налоговом законодательстве в ближайшее время", – заявил также председатель совета НАБУ, комментируя установленную на постоянной основе новую ставку налога на прибыль банков 25%.
При этом еще до принятия решения банкиры намекали на то, что ожидания фискалов по увеличению поступлений могут не осуществиться.
Так, председатель правления Raiffeisen Bank Александр Писарук накануне решения парламента отмечал, что банковский сектор работает циклически, часто терпя убытки во время кризисов. Поэтому, по его словам, налогообложение должно учитывать прибыльность в течение полного экономического цикла. Писарук прямо говорит, что рост налоговых поступлений должен осуществляться, прежде всего, за счет расширения количества налогоплательщиков, а не исключительно благодаря увеличению налоговой нагрузки на прозрачных плательщиков.
Беспокойство насчет решения о повышении ставок выражают именно представители иностранных банков, акционеры которых вероятно не в восторге от этого. Как минимум вопрос будут продолжать обсуждать. В Нацбанке также ожидают, что дискуссия вокруг налоговых изменений будет продолжаться.
"Мы слышим и воспринимаем беспокойство, которое выражают банки по поводу решения о повышении ставки налога на постоянной основе. Пока решение о повышении ставки до 25% с 2024 года принято, но это не снимает с повестки дня актуальность дискуссии о влиянии такого шага. Она будет уместна в контексте подготовки и обсуждения Национальной стратегии доходов. Комплексный подход, оценка рисков и долгосрочных эффектов фискальных решений – именно то, к чему стремится Нацбанк, когда речь идет о траектории развития финансового рынка. Мы понимаем логику исключительных мер, обусловленных чрезвычайными обстоятельствами. Однако решение об изменении условий налогообложения банковской отрасли на постоянной основе – это стратегическое решение, эффективность которого зависит от полноценного моделирования, анализа и соответствующей коммуникации", – отмечают в НБУ.