Пролетая над гнездом президента: почему беспилотникам закрывают "глаза"/Госавиаслужба расширила запретные зоны для полетов беспилотников
Пролетая над гнездом президента: почему беспилотникам закрывают "глаза"/Госавиаслужба расширила запретные зоны для полетов беспилотников

Пролетая над гнездом президента: почему беспилотникам закрывают "глаза"/Госавиаслужба расширила запретные зоны для полетов беспилотников

На днях Госавиаслужба выложила в публичный доступ координаты территорий, где запрещены полеты беспилотников.

В границы "красных" зон, где нельзя поднимать дроны в воздух, попали большие районы и даже целые города страны.

А ведь с развитием рынка беспилотников для массового пользователя дроны давно перешли из разряда редкого хобби в действенный инструмент сбора информации для журналистов, общественных деятелей, активно используются в сфере развлечений.

Почему запретные зоны расширились, и что теперь нельзя "видеть" дронам, разбирался "Апостроф".

Безопасность или распил Согласно карте запретных зон, опубликованной на сайте Госавиаслужбы, закрытым воздушным пространством является вся территория Донецкой и Луганской областей.

Это, безусловно, логично и оправдано, ведь в зоне боевых действий и прилегающих территориях нечего делать гражданским дронам.

Однако совершенно неожиданно зоной, закрытой для полетов, оказалась практически вся территория Одессы, Харькова, Белой Церкви, половина Чернигова и Хмельницкого.

В столице также "покраснели" обширные территории, преимущественно на правом берегу, например, вся Оболонская набережная, где расположена элитная недвижимость Киева.

Под запретом полетов оказались и загородные поселки, где проживают видные украинские политики, в том числе и президент: Конча-Заспа и Козин, вместе с одноименным гольф-клубом.

С одной стороны, запрет на полеты над элитными поселками действительно можно обосновать мерами безопасности.

"Например, запрет использования дронов в районе аэропортов ни у кого не же вызывает сомнений, что он вызван мерами безопасности.

В той же Конча-Заспе есть частные вертолетные площадки, определенное авиационное движение, поэтому, возможно, ограничения обоснованы", - говорит "Апострофу" медиаюрист Али Сафаров.

Но с другой стороны, по словам юриста и аэроразведчика Маси Найема, апелляция к безопасности может быть ложной.

"Эта ситуация, скорее всего, призвана каким-то образом ограничить тех журналистов-расследователей, которые с помощью дронов пытались раздобыть ту или иную информацию, - поясняет "Апострофу" Найем.

- Ведь, если исходить с точки зрения безопасности, то логично было бы ввести уголовную ответственность за полеты, например, над военными стратегическими объектами.

В этом был бы смысл.

Но так как реализация привлечения к ответственности не прописана, то это сделано не с точки зрения безопасности, а, чтобы напугать расследователей, чтобы они лишний раз не летали над теми местами, где возможны имущественные махинации, незаконные стройки и подобные вещи".

Например, бюджетный распил.

"Мне кажется, что поводом для введения правил и зон стали взрывы на складах.

Но сам по себе запрет не решает проблемы полета над определенными участками.

Запретить наркотики - это не значит сделать так, чтобы их не продавали.

Были инциденты, когда дрон летел в зеленой зоне, и силовики включали РЭБы, и дрон падал.

А он стоит денег, и немалых, а к ответственности никого не привлечешь.

Сейчас же появляется возможность урегулировать такие ситуации, мол предупреждали же, что летать нельзя, - отмечает Найем.

– Под реализацию этих правил, скорее всего, введут тендеры на закупку оборудования, которое будет выключать сигналы спутников, чтобы дроны не летали в запрещенных местах.

Это вполне возможно.

Под каждую из запретных зон теперь можно обоснованно просить купить оборудование, а оно стоит немалых денег, и всплывут фирмы-поставщики, о которых мы раньше ничего не слышали, если вообще услышим".

Правовая коллизия Правда, если очень хочется, то залететь дроном в запрещенную зону все же можно, но для этого необходимо получить разрешение Украэроцентра, написав письмо в свободной форме.

В теории, разрешение будет предоставлено, если масса дрона до 20 килограмм включительно, и воздушное судно не будет разгоняться больше чем до 160 километров в час.

Но это теория.

На практике же, те операторы беспилотников, которые уже успели обратиться в Украэроцентр за разрешениями, получили весьма странные ответы: "Изучите руководящие документы, регламентирующие использование воздушного пространства Украины.

С УВ.

И все.

Такой вот замкнутый круг.

Есть только совместный приказ Госавиаслужбы и Минобороны, регламентирующий общие правила использования воздушного пространства Украины, но применительно к гражданским дронам эта нормативка просто не работает.

Например, согласно этому документу беспилотные воздушные судна не имеют права летать над "скоплением людей на открытом пространстве".

Но, во-первых, что с юридической точки зрения следует называть "скоплением людей": два человека, тысячу, десять тысяч?.

Во-вторых, использование дронов на концертах и массовых мероприятиях распространенная во всем мире практика, собственно, во многом для этих целей их и используют.

Зачем же покупать беспилотник с видеокамерой, если не использовать его по прямому назначению?.

Единственная нормативка конкретно по беспилотникам, которую написали в Госавиаслужбе, это "Общие рекомендации дистанционным пилотам беспилотных воздушных суден".

В частности, там упоминается, что оператор дрона обязан опускать свой аппарат по первому требованию правоохранителей, не вносить технические изменения в беспилотник, не снимать людей без их разрешения.

Но рекомендации на то и рекомендации, что кто-то их выполняет, а кто-то - нет.

.

Photo by Dose Media on Unsplash.

"В законе написано, что нас с вами на улице могут снимать на камеру до тех пор, пока мы не запретим.

Госавиаслужба исходит от обратного: снимать можно, если получено разрешение.

Подход уже меняется", - сетует Маси Найем.

Кстати, по словам председателя Всеукраинской федерации владельцев беспилотников Тараса Трояка, даже карта Госавиаслужбы с разграничением запретных территорий, с юридической точки зрения, носит рекомендательный характер.

"И раньше запретные зоны существовали, просто они не были нанесены на карту, - поясняет "Апострофу" Трояк.

- Зоны, отраженные сейчас на карте, касаются не только беспилотной авиации, а любой авиации".

"Эти зоны существовали давно, но не были собраны вместе и выложены в общий доступ.

Госавиаслужба наконец-то это сделала", - добавляет Али Сафаров.

"Но пока нет правил эксплуатации БПЛА, эти зоны, в принципе, можно игнорировать, потому что нет ни прозрачной системы обработки заявок на разрешения, ни прозрачной системы их получения.

Соответственно, на эти зоны нужно просто обратить внимание, и слишком высоко просто не подниматься.

Там ведь выделены зоны аэропортов, вертодромов, о которых никто до этого не знал.

Поэтому осторожность не повредит.

Но привлечь за это "нарушение" к ответственности в данный момент нереально.

Вопрос ведь законодательно не урегулирован.

Источник материала
Поделиться сюжетом