Решение КСУ о лишении уголовной ответственности за незаконное обогащение является шагом назад в антикоррупционной реформе Украины.
"Лишение уголовной ответственности за незаконное обогащение, которое является следствием решения Конституционного Суда, открывает чиновникам возможности для злоупотреблений и предоставляет индульгенцию на совершение ими уголовных коррупционных правонарушений.
Такой шаг, по мнению Национального бюро, является политически мотивированным и противоречит обязательствам Украины по ратифицированной Конвенции ООН против коррупции, договоренностям с Международным валютным фондом и Европейским Союзом.
"Украина - не первое государство, которое проходит на испытание конституционности нормы о преследовании за незаконное обогащение.
Подобные споры о якобы неконституционности редакции статьи имели место и в Литве.
Однако, рассмотрев этот вопрос, литовский Конституционный Суд признал норму «незаконное обогащение» соответствующей Основному Закону государства", - подчеркнули в НАБУ.
Там отметили, что эта норма в Литве гораздо жестче украинской редакции: её действие распространяется не только на физических, но и на юридических лиц.
"В частности, статья предусматривает, что лицо, которое на основе вещного права владеет имуществом стоимостью свыше 500 минимальных размеров прожиточного минимума (свыше 19,5 тыс.
евро) и знало или должно было знать, что данное имущество не могло быть приобретено за счет законных доходов , подлежит наказанию в форме штрафа или ареста, или тюремного заключения на срок до 4 лет с обязательной конфискацией собственности", - подчеркнули в НАБУ.
В ведомстве убеждены, что страх ответственности накануне начала работы вновь созданного Высшего антикоррупционного суда Украины, который будет рассматривать дела от НАБУ и САП, в том числе и с этой квалификацией, включил своеобразные политические механизмы регуляции.
"Сейчас детективы НАБУ расследуют факты незаконного обогащения на общую сумму свыше полумиллиарда гривень в рамках 65 уголовных производств.
Решение КС означает, что все уголовные производства в части, касающейся незаконного обогащения этих лиц, будут закрыты.
Так же как и дела, которые уже слушаются в суде.
Речь идет о председателе Государственной аудиторской службы (обвиняется в незаконном обогащении почти на 10 млн грн), военном прокуроре сил АТО (почти 3 млн грн незаконного обогащения), судье из Луганщины (свыше 13 млн грн), министре инфраструктуры (свыше 4 млн грн)" - информируют в НАБУ.
Там также подчеркнули, что возобновить расследование в отношении фигурантов всех 65 уголовных производств, а также подозреваемых и обвиняемых по уже разоблаченным фактам незаконного обогащения (в случае возвращения соответствующей статьи в УК) будет невозможно, ведь закон не имеет обратной силы.
Такой ход событий не соответствует общественным интересам и требованиям очищения власти от коррупции.
Принятое решение Конституционного Суда - это шаг назад в антикоррупционной борьбе Украины и шаг навстречу реванша старой системы", - отметили в НАБУ.
Как сообщал Укринформ, 26 февраля Конституционный Суд признал неконституционной статью 368-2 Уголовного кодекса, которая предусматривает привлечение к ответственности за незаконное обогащение.
Представление с просьбой проверить на соответствие Основному закону статью 368-2 УК 59 нардепов направили в КСУ 12 декабря 2017 года.
Уголовную ответственность за незаконное обогащение ввели 26 ноября 2015 года.
Это было одним из требований ЕС во исполнение Плана действий по визовой либерализации.
Данная статья УК, среди прочего, предусматривает лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества за получение чиновником активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждена доказательствами, а также передачу должностным лицом таких активов другому лицу.
Те же деяния, совершенные должностным лицом, которое занимает ответственное положение, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.
Деяния, предусмотренные частью первой данной статьи, совершенные должностным лицом, которое занимает особо ответственное положение, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.