Возращение техосмотра: станет ли безопаснее на дорогах?
Возращение техосмотра: станет ли безопаснее на дорогах?

Возращение техосмотра: станет ли безопаснее на дорогах?

Чиновники задумались о возобновлении обязательного технического осмотра личных автомобилей, чтобы улучшить ситуацию на дорогах.

Эксперты же говорят о неэффективности инициативы, указывая на коррупционные риски.

Законопроект о возращении техосмотра для легковушек подготовили в стенах Министерства инфраструктуры.

Согласно документу, обязательная проверка состояния авто вводится с 2022 года для повышения уровня безопасности на дорогах.

Законопроектом предлагается проводить первый осмотр через четыре года после первой регистрации личного авто с последующим его прохождением каждые два года.

«Для такси и коммерческих автомобилей законопроект предусматривает ежегодное проведение техосмотра, начиная с момента первой регистрации», - сообщили в Мининфраструктуры.

Следить за исполнением правил будет полиция, а совершать проверку частные компании.

Что касается расценок сервисных центров, то они, как уверяют чиновники, будут «рыночными».

В целом мотив возобновления техосмотра понятен: в Украине очень плохо с дисциплиной на трассах.

Особенно это касается коммерческого транспорта и перевозчиков.

Достаточно вспомнить серию кровавых ДТП летом 2018 года с участием маршруток.

Статистика пугает.

В прошлом году, по подсчетам МВД, на дорогах гибло 9 украинцев ежедневно.

А за 4 месяца текущего года произошло уже 47 445 ДТП, в которых 822 человека погибли, а 7 804 пострадали.

Чтобы уменьшить аварийность на дороги вернули радары Tru.

Также продолжается внедрение стационарных систем видео- и фотофиксации на ключевых магистралях и сложных участках.

Однако, как показывает статистика, ситуация не улучшается.

В январе-апреле число ДТП выросло на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Выросло и количество пострадавших (на 2,7%) и погибших (9,7%) вследствие ДТП.

Сегодня главными причинами ДТП в Украине остаются: вождение в нетрезвом виде, превышение скорости, невнимательность водителя, неадекватное поведение в экстремальных ситуациях, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона и недисциплинированность пешеходов.

При этом доля ДТП, произошедших из-за неисправности авто, составляет менее 1% от общего числа аварий.

Эксперты говорят, что возращение техосмотра несет очевидные коррупционные риски.

Напомним, именно из-за чрезмерного регулирования техосмотр легковушек был упразднен летом 2011 года.

«В стране, которую «съела» коррупция, возвращение техосмотра станет «кормушкой» для сервисных центров.

Сегодня продолжается торговля различного рода документами, водительскими удостоверениями и так далее.

Система коррумпирована и «съедена» взятками.

По сути, техосмотр станет лишь имитацией», - комментирует эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта.

Он уточнил, что сегодня многие водители не могут привести свои машины в порядок из-за отсутствия финансов.

«У многих водителей нет денег, они добивают машины, которые им служат десятилетиями», - констатировал Шабовта.

С его мнением солидарен эксперт в сфере транспорта Александр Кава.

«Техосмотр для коммерческого транспорта однозначно нужен, для личного транспорта – нет.

Потому что это будет коррупционная схема», - считает он.

Однако нужно добавить, что инициатива Мининфраструктуры о возобновлении техосмотра должна пройти парламент, но, учитывая предстоящие выборы в Раду и последующее формирование нового состава Кабинета министров, прожект ведомства Владимира Омеляна может остаться на бумаге.

Впрочем, если новый глава Мининфраструктуры будет исходить из позиций преемственности, то, вполне возможно, что техосмотр таки вернут.

Но пока нынешний Кабмин дееспособен и его идеи воплощаются в жизнь.

Так, с 1 мая заработали новые правила, касающиеся обязательного технического контроля (ОТК).

Теперь на лобовом стекле автомобилей документ о проведении техосмотра должен быть прикреплен самоклеющейся меткой с радиочастотной идентификацией (RFID-метки).

Данная метка, стоимость которой 31 гривна, будет выдаваться вместе с бумажным бланком протокола ОТК.

В МВД уверены, что нововведение уменьшит риск фальсификации протоколов.

«Что касается меток на лобовое стекло, то старые талоны и раньше крепились на лобовое стекло.

В принципе, метки, которые будут меньше по размеру, будут меньше привлекать внимание.

Я думаю, что ничего плохого в этом нет», - сказал Кава.

Однако, как считает эксперт, все же фальсификаций от такого нововведения меньше не станет.

«Что касается фальсификаций, то они не уменьшатся», - резюмировал эксперт.

Автомобильный юрист Владимир Караваев говорит, что, несмотря на постановление Кабмина о необходимости метки, до сих пор законодательно не предусмотрена ответственность за ее отсутствие.

«Учитывая, что данная норма вступила в силу с 1 мая, то должен пройти как минимум год, когда все автомобили пройдут техосмотр по новым правилам», - сказал эксперт, добавив, что специальное оборудование для считывания данных меток появится у полиции не ранее, чем через полгода.

Источник материала
Поделиться сюжетом