Почему в Канаде не прижилась модель «плавильного котла», как официально функционирует двуязычие и какие отношения сложились между украинской и еврейской общинами в Стране кленового листа, — об этом и многом другом — в интервью «Хадашот» с юристом, бывшим заместителем Генерального прокурора Онтарио, экс-президентом Канадского еврейского конгресса д-ром Марком Фрайманом.
— Марк, когда в Канаде исчезло понятие титульной нации и англосаксы стали лишь одной из национальных групп?.
— Я приехал в Канаду в 1952-м, и многие в то время еще ассоциировали себя с Британским содружеством, испытывая сантимент к империи и некое отчуждение к «новым канадцам».
Я не назвал бы это ксенофобией, но дистанция сохранялась.
Радикальные демографические изменения привели к тому, что сегодня, например, более половины жителей Торонто рождены за пределами Канады.
— Почему Канада отвергла американскую модель «плавильного котла», превратив мультикультурализм в национальный бренд и законодательно закрепив лозунг «Одна нация, два языка, много культур»?.
— Это было политическое решение.
Надо учитывать, что основной вал иммиграции в США пришелся на абсолютно иную эпоху — большинство эмигрантов прибыли в Новый свет до 1924 года.
У нас иммиграция более поздняя, поэтому новые граждане сохранили связь со своими странами и этническими группами.
Безусловно, мультикультурализм связан с политическим представительством выходцев из разных диаспор — новые канадцы стали влиятельными государственными деятелями, и к их мнению надо прислушиваться.
Особо заметно представительство этнических групп в Либеральной партии, и это нормально — чтобы быть гордым канадцем не обязательно забывать свои традиции.
— Движение за самоопределение Квебека — это следствие мультикультурализма или, наоборот, желание французского меньшинства сохранить свой язык и традиции подстегнуло политические изменения?.
— Феномен французского влияния в Северной Америке не связан с мультикультурализмом, французы осели здесь до англичан, а идентичность Квебека формировалась сотни лет, и этот процесс продолжается.
Двуязычие в действии: «Канада единая».
30 — 40 лет назад споры между англо- и франкоканадцами едва не привели к расколу страны.
Напряжение остается, но регулируется законодательным полем.
В Квебеке огромное англоязычное меньшинство, и все эти люди владеют французским.
С другой стороны, многие в Квебеке не знают английского, а за его пределами — французского.
Но многие канадцы одинаково хорошо говорят на обоих языках.
— То есть, приехав из Торонто в Монреаль, вы сможете обойтись своим английским?.
— Да, вполне.
— А жителю Квебека, оказавшемуся в Торонто или Ванкувере, будет достаточно его французского?.
— Абсолютно нет.
Английский — международный язык, позволяющий выжить в любой точке мира.
С французским не все так просто.
Даже в Канаде….
— Как бы вы определили феномен канадского национализма?.
— Мы официально двуязычная мультикультурная страна, которая не является Соединенными Штатами (улыбается).
Любой премьер-министр Канады, выступая перед внутренней аудиторией, половину своей речи произносит на английском и половину — на французском языке.
Большинство государственных чиновников владеют обоими языками и используют их в своей работе, поскольку государство гарантирует предоставление всех услуг на обоих языках.
— Существуют ли языковые квоты, гарантирующие, например, 25% эфирного времени для вещания по-французски в англоязычных провинциях?.
— У нас это работает по-другому.
Государство в лице Канадской радиовещательной корпорации обеспечивает в каждой провинции вещание двух телеканалов — англоязычного и франкоязычного.
Это касается и радиостанций.
Квоты существуют лишь на канадский продукт, вне зависимости от того, на каком языке он произведен.
— В отличие от большинства стран мира, где национальным культурам просто не мешают развиваться за счет частных спонсоров, Канада на официальном уровне финансово поддерживает этническое разнообразие.
В чем, главным образом, выражается эта поддержка?.
— Министерство наследия выделяет гранты на исторические исследования, поддержку театров, музыкальных коллективов, библиотек — другими словами, на все, что не имеет отношения к политике и религии.
— А если ортодоксальная еврейская община захочет открыть школу, государство ей поможет?.
— Нет.
Это забота конкретной общины.
Я очень хорошо знаком с этой проблемой и участвовал во многих связанных с ней судебных процессах.
Согласно одному из параграфов конституции Канады, правительство должно оказывать поддержку католическому образованию в провинции Онтарио и протестантскому образованию в Квебеке.
Другой параграф гласит, что государство вообще не должно вмешиваться в религиозную сферу.
В еврейской школе им.
Бялика, Торонто.
Налицо противоречие.
Дело в том, что первый закон был принят на заре становления Канады, когда в двух главных провинциях страны — Онтарио и Квебеке — главными меньшинствами являлись католики и протестанты соответственно.
Поскольку образование было религиозным, это положение защищало права меньшинств.
Второй законодательный акт гораздо моложе — ему несколько десятков лет.
Когда я был молодым адвокатом, еврейская община заявила о несправедливости — христиане (католики и протестанты) получают поддержку, а у нас ее нет.
Мы подали иск, выиграли один суд, потом суд более высокой инстанции и, наконец, дошли до Верховного суда Канады.
И тут началось самое интересное.
Один из принципов конституции Канады — равенство всех граждан, но в данном случае дискриминация по религиозному признаку оказалась фактически закреплена законом.
Верховный суд постановил, что поддержка католического образования в Онтарио — краеугольный камень, лежащий в основании государства, историческая сделка, ставшая специальным положением конституции.
Другими словами, извините, евреи, вы не можете использовать конституцию для получения привилегий, уравнивающих вас в правах с католическим и протестантским меньшинствами.
Правда, можно принять новый закон, но конституция останется неизменной.
— И этот закон был в итоге принят?.
— В то время Консервативная партия шла на выборы под лозунгом равной поддержки всех религиозных школ — не только католических или протестантских, но и еврейских, мусульманских и т.
В 2004-м году прошли выборы, которые консерваторы с треском проиграли, и о законопроекте просто забыли.
Проблема в том, что даже религиозные школы являются в Канаде частью государственной системы образования.
Люди испугались, что система государственного образования будет разрушена, если деньги налогоплательщиков уйдут на частные религиозно-конфессиональные школы.
Правда, они иногда получают поддержку от государства на проекты в сфере внеклассного образования, проведение спортивных и культурных мероприятий, группы продленного дня, питание школьников — но не собственно образовательный процесс.
На праздновании Дня Канады.
— Влияет ли, на ваш взгляд, поощрение этнического разнообразия на низкий, по сравнению с США, уровень ассимиляции еврейского населения?.
— Прежде всего, как уже было сказано, эмиграция в Канаду происходила гораздо позже, чем в США, — мы сейчас на том этапе развития общинной жизни, в котором пребывали американские еврейские общины 30 — 40 лет назад.
Во-вторых, Америка, в отличие от нас, пошла путем «плавильного котла».
И, в-третьих, общинные организации в Канаде более твердо стоят на ногах, будучи сосредоточены в нескольких крупных городах с развитой инфраструктурой.
— Представители этнических меньшинств на высших постах в государстве — случайность или сознательная политика? Глава МИД и министр труда — украинки, министр обороны — сикх, как и министр науки, министр ресурсов — индус, министр по делам женщин — афганка, министр по делам иммиграции — беженец из Сомали, министр по делам малого бизнеса — выходец из Гонконга, министр рыбного хозяйства — инуит, министр по делам ветеранов — женщина из индейского племени квакиутль и т.
— В Либеральной партии много представителей национальных меньшинств, и они немало сделали для своих общин.
Но это лишь часть ответа… Просто, когда вы такие разные, то окружающие перестают это замечать.
Спустившись утром в метро, вы встретите людей всех рас, цвета кожи и этнического происхождения.
На это просто перестаешь обращать внимание.
Коллега, с которым я проработал 15 лет, — китаец, но если бы не ваш вопрос, я бы об этом не вспомнил.
— То, что такая организация, как UJE (Ukrainian Jewish Encounter — «Украинско-еврейская встреча»), возникла именно в Канаде, вероятно, не случайно? Как складываются в целом отношения между еврейской и украинской общинами?.
— До сих пор непросто, хотя на официальном уровне все замечательно.
В бытность президентом Канадского еврейского конгресса у меня сложились прекрасные отношения с главой Конгресса украинцев Канады Павлом Гродом.
На низовом уровне по-прежнему существует много негативных стереотипов.
Самая большая писанка в мире, Вегревилл, провинция Альберта.
Мы пытаемся наладить диалог, но есть проблема, которую нельзя игнорировать, — большинство североамериканских евреев не ощущают свои «украинские» корни.
Если вы спросите у американского или канадского еврея, откуда приехали его дедушки и бабушки, то в большинстве случаев услышите: из России или из Польши.
Уточнив, откуда именно из Польши, поймете, что речь идет о Галиции, а если поинтересуетесь, где в России жили предки собеседника, — он вспомнит об Одессе или Житомире.
И то, и другое сегодня Украина, но для него это остается Польшей или Россией.
Приходится объяснять, показывать карту… Когда я впервые собрался на родину своих бабушек — в Самбор, — родственники спрашивали, мол, едешь в Польшу? Нет, в Украину.
— Какие уроки может извлечь наша страна из канадского опыта?.
— Было бы неплохо (если это в принципе осуществимо) прийти к идее политической нации, а не пребывать в плену концепции этнической идентичности.
Осознав, что люди самого разного происхождения — евреи, венгры, цыгане — все они украинцы.
В этом смысле даже название нашей организации — «Украинско-еврейская встреча» — выглядит проблематично.
Что имеется в виду — этническое происхождение, конфессия? Разве евреи, живущие в Украине, — не украинцы? Необходимо найти базу, объединяющую народ в единое целое.
В наши первые годы жизни в Канаде родители часто интересовались, как складываются у меня отношения с канадскими друзьями? Я никогда не задавал своему сыну подобный вопрос, поскольку он и есть канадец, точно так же, как и дети моего коллеги-китайца, и все остальные наши сограждане.
Так и живем.
Беседовал Максим Суханов.