Готовы ли учреждения здравоохранения Николаевщины к новой модели финансирования, что такое программа медицинских гарантий и какова роль ОТГ в обеспечении проведения качественной медицинской реформы?.
Эти и другие проблемные вопросы стали темой для обсуждения во время учебного семинара «Реформа здравоохранения в громадах Николаевщины: успехи и дальнейшие шаги», организованного Николаевским Центром развития местного самоуправления Программы «U-LEAD с Европой», сообщает корреспондент Укринформа.
«Реформа первичного медицинского звена на сегодняшний день прошла половину своего пути, и сейчас очень важно не только не останавливаться на достигнутом, но и продолжать совершенствовать этот процесс.
В частности, повышать качество оказания медицинской помощи, ее доступность, улучшать материально-техническую базу медучреждений и квалификацию врачей.
Поэтому работы у громад сегодня очень много», - сказала региональный координатор по поддержке реформы здравоохранения в Николаевской и Херсонской областях программы «U-LEAD с Европой» Наталия Марченко.
По ее словам, на сегодняшний день вторичная медпомощь очень распылена и средства, соответственно, тоже.
А, как известно, с 1 апреля 2020 года в договорные отношения с государством вступят не только первичное звено, но и все другие учреждения здравоохранения.
Но для этого должны быть выполнены определенные требования, согласно которым будет осуществляться финансирование тех или иных услуг.
Причем для населения эти услуги, в подавляющем большинстве, будут бесплатными.
За них заплатит государство.
По мнению эксперта, в этом контексте ОТГ выступают основными движущими силами медреформы.
«Громада сама должна решать: нужно ли ей то или иное учреждение медпомощи, или она может делегировать эти полномочия какому-то другому, где есть соответствующие условия и оборудование.
Она должна обеспечить доступность к этому учреждению, включая дорогу.
ОТГ может закупить оборудование, сделать ремонт, купить автомобиль для больницы и так далее.
Это все в ее компетенции», - уверена Марченко.
Здесь также необходима не только консолидация усилий, но и средств.
Ведь для вторичного звена медицинской помощи очень важно, чтобы человек вовремя попал к врачу и получил качественную помощь.
И поэтому громады должны предоставлять помощь для усиления материально-технической базы этих учреждений, а вот оплачивать эти услуги будет Национальная служба здоровья.
Также громады могут разрабатывать и финансировать свои собственные программы сверх того объема, который будет установлен государством.
Например, это может быть помощь людям старшего возраста, паллиативная, санаторная и так далее.
ОТГ должна побеспокоится и о своих врачах, обеспечивать им соответствующее материальное и другое вознаграждение, чтобы они не уходили в другие учреждения.
Словом, задачи, стоящие перед громадами сегодня, - очень важны.
Поэтому семинар, организованный Николаевским ЦРМС, имеет целью донести их до каждой ОТГ и подчеркнуть их безотлагательность.
Ведь на кону самое важное - здоровье людей.
В свою очередь, у участников семинара также было много вопросов к органам власти.
В частности, речь шла о том, что сейчас медицинские учреждения Николаевской области находятся в разных стартовых условиях по уровню материально-технического, кадрового и иного обеспечения.
Если, скажем, в городах Южноукраинске или Вознесенске уже давно работают над этими вопросами и у них есть для этого соответствующие финансовые возможности, то такого не скажешь о других районных медучреждениях, где этого не делалось много лет в силу объективных и субъективных причин.
Поэтому, переход на новые условия финансирования приведет к их полной ликвидации.
Следовательно, доступ к медицинским услугам у жителей этих территорий значительно ухудшится, в том числе и из-за отсутствия дорог и другой инфраструктуры.
Поэтому громады просят Кабмин и профильное министерство обеспечить более или менее равные стартовые условия для всех учреждений здравоохранения области при введении второго этапа медреформы.
А уже в дальнейшем они готовы работать на качественный результат.
Программа «U-LEAD с Европой» совместно финансируется Европейским Союзом и государствами-членами Данией, Эстонией, Германией, Польшей и Швецией, поддерживает реформу децентрализации и ее секторальные направления.