Осенью прошли два значительных для индустрии события – телерынок в Каннах MIPCOM-2019 и Аmerican Film Market (AFM).
В этом году на AFM был представлен целый стенд с каталогами украинского кино, а в Каннах фасад Дворца фестивалей и конгрессов украшал баннер сериала «Крепостная».
О том, как такая презентация повлияла на продажи украинского контента, о хедлайнерах, специфике продаж и международных трендах «Детектор медиа» общался с руководителем Film.
ua Distribution Игорем Сторчаком.
«Международные продажи — это бонус».
— Игорь, какие основные результаты MIPCOM-2019 и Аmerican Film Market для Film.
ua Distribution?.
— Присутствие страны на рынках очень важно для развития индустрии в целом.
В этом году нас поддержал Украинский культурный фонд, благодаря чему мы смогли представить разнообразие всего украинского контента.
Но телевизионные и кинорынки — это две разные планеты.
Разные покупатели, схемы продаж и разные продукты.
Начнем с MIPCOM.
В Каннах основным нашим продуктом был сериал, который мы производили совместно со Star.
Media — «Крепостная».
— Баннер этого сериала украшал здание Дворца фестивалей и конгрессов.
— Да, это, конечно, дорогая реклама, но мы считаем, что она оправдана.
Баннер сериала «Крепостная» в Каннах.
— Почему?.
— Реклама — двигатель продаж.
Более того, по нашему многолетнему опыту (мы продаем уже больше 15 лет), одним из самих важных атрибутов для продаж является картинка.
Красивая картинка кино, сериала, анимации продает продукт.
У нас был большой поток клиентов, заинтересованных в этом продукте.
Если говорить о специфике телевизионных продаж по сравнению с кино, то клиенты ТВ-продукта зачастую действуют не так быстро, они внимательно изучают цифры, они могут увидеть телепродукт в Каннах, а купить его через полгода.
И это абсолютно нормально — так продаются сериалы.
В кино история другая.
Поскольку исторически кино привязано к дате релиза, клиенты быстрее принимают решения.
— Клиенты из каких стран интересовались «Крепостной» в Каннах?.
— Мы получили хороший фидбек от наших партнеров по «Крепостной» и на данном этапе закрываем несколько сделок.
Но пока не хотел бы говорить о конкретных территориях, потому что я суеверный.
— Можете назвать континенты?.
— Европа.
Сейчас мы работаем над финализацией сделок и рассчитаем, что в течение полугода мы получим много продаж.
Цифры на тех территориях, где он прошел, хорошие.
Это и Польша, и Казахстан, и страны Балтии.
Статья в международной прессе об успехе «Крепостной» в Польше.
— По вашим расчетам, эти международные продажи позволят окупить вложенные в сериал средства?.
— Давайте не буду говорить о каком-то конкретном сериале, но в целом общая практика такова, что основную часть денег должна покрывать та территория, на которую сериал был изначально нацелен.
И большинство наших и не только наших сериалов работают именно так, международные продажи — это бонус.
Для 90 % сериалов можно применить эту логику.
— «Крепостная» — это дорогой сериал для украинского рынка.
Он начинал сниматься еще до войны, и, насколько я знаю, на том этапе партнером проекта был один из крупнейших российских каналов.
Такая схема в то время была единственной, которая позволяла окупить такого рода проекты.
Потому мне интересно, сможет ли масштабный сериал окупиться без изначального российского партнера за счет большого количества международных продаж.
— Верно.
Украинский рынок, к сожалению, пока не в состоянии вернуть средства, потраченные на этот сериал.
Но мы надеемся, что именно в этом случае мы вернем затраты с помощью международного рынка, и наша надежда не безосновательна.
У нас сейчас есть некоторое понимание, как вести стратегию продаж, чтобы вернуть эти деньги.
— С российским рынком вы сейчас ведете переговоры о покупке «Крепостной»?.
— Конечно, война существенно повлияла на взаимоотношения с Россией, и, в том числе, и на ту индустрию, в которой мы работаем.
Тем не менее, для того чтобы развивалась локальная украинская индустрия, нужно использовать все возможности монетизации.
Если мы сможем находить деньги в России, и это позволит нам развивать украинское производство, то я считаю правильным использовать и этот ресурс.
Шансы на то, что мы получим часть денег с этой территории, также существует.
— Некоторые украинские продукты, проданные на российские каналы, позиционируются как российские.
Не произойдет ли этого с «Крепостной» в случае ее продажи на эту территорию?.
— Не знаю, как поступит канал, который приобретет права, но я думаю, что он должен позиционироваться как произведенный в Украине.
Как иначе? Было бы странно писать, что это производство России.
К тому же это легко проверить.
Стенд Film.
ua на MIPCOM.
«Кино может продаваться задолго до фактической готовности».
— При заключении сделки какие права входят в этот пакет (только телевизионные или еще VOD, мобильные и т.
— Если мы говорим о сериалах, то это в основном телевизионные (платное и бесплатное ТВ) и VOD-права.
Иногда бывает и что-то экзотическое: например, после успеха «Крепостной» в Польше мы продали права на DVD и получили запрос на publishing и права на музыку.
— Отличается ли эта схема от продажи кинопродукта?.
— Схема продажи кино немного другая.
В продаже участвуют продюсер, агент, и дистрибутор, который покупает кино на определенную территорию или на группу территорий (Азия, Европа или определенный набор стран).
При этом агент продает дистрибутору, который работает на этой территории, в основном все права на фильм (all rights): прокат, DVD (в Германии и Японии этот вид прав еще существует), VOD-права местным сервисам, а также платный и бесплатный телевизор.
Агент и, соответственно, производитель получает минимальную гарантию, и как только доходы с этой территории превышают минимальную гарантию, происходит разделение доходов между всеми участниками.
Зачастую такие сделки заключаются на длительный срок — 7–15 лет, иногда даже 20–25 лет.
Кино отдается на конкретную территорию практически навсегда.
Потому что через 12 лет это уже библиотека.
— Когда производитель получает минимальную гарантию?.
— Часть минимальной гарантии оплачивают при подписании договора.
Например, кино будет готово через год, но мы продали его уже сейчас, и как агент мы получаем 20 % от суммы минимальной гарантии, а остальные 80 % получаем, когда кино готово и покупателю отправлен NOD (notice of delivery), документ, уведомляющий что кино готово к отгрузке.
— Прокатное кино чаще продается на этапе съемок?.
— Мировая практика такова, что независимое голливудское кино (а мы пока работаем по этой схеме) продается, когда есть сценарий, обозначены режиссер и актеры.
То есть кино может продаваться задолго до фактической готовности.
За год или за два.
— Ваше прокатное кино продается тоже так?.
— Частично.
Мы все-таки молодая компания, которая относительно недавно на рынке, да и украинское кино существует не так давно.
Мы тоже продаемся по пресейлам (предпродажам.
– Ред.).
Например, мы так продавали «Украденную принцессу» и сейчас продаем «Мавку».
— А как же игровые фильмы? «Захар Беркут»?.
— У нас также были пресейлы по этому проекту.
Их было немного, но они были.
— То есть по пресейлам легче продавать анимацию?.
— Здесь скорее вопрос в том, что анимация вообще более продаваема.
Игровой фильм, например, в жанре драмы более локален, чем анимация.
У актеров своя узнаваемость и т.
Анимация же более универсальна.
Плюс, некоторые технические особенности, например легче попадать в липсинг при дубляже.
Но анимацию более долго, сложно и дорого производить.
— Вы упомянули о липсинге.
Анимацию вы делаете изначально на английском или есть несколько версий?.
— Сценарий пишется на английском.
Также на английском идет изначальное производство, а дальше мы делаем дубляж.
Но в случае анимации липсинг не так заметен и попадать во фразы и дублировать их — не большая проблема.
— Полнометражное кино продается с гарантией проката или не всегда?.
— Есть разные случаи, это зависит от самого проекта.
Бывают обязательства по прокату, которые мы устанавливаем в процессе переговоров.
Мы можем обсуждать минимальное количество кинотеатров, размеры на адаптацию и рекламу.
Но это происходит не всегда.
Некоторые фильмы не имеют широкого потенциала мирового проката.
Например, у нас было очень крепкое и хорошее кино «Сторожевая застава» с хорошими цифрами в Украине.
Но сегодня мировой рынок таков, что средние и небольшие фильмы вытесняются из кинозалов студийными франшизами.
К тому же развитие технологий позволяет зрителю смотреть всё больше контента у себя дома.
А в кинотеатр зритель ходит, чтобы увидеть нечто грандиозное, высокобюджетное с ошеломляющими визуальными эффектами.
«Украденная принцесса» вышла в прокат на многих территориях (в том числе в Польше, Канаде, Латинской Америке и даже Индии).
Но где-то и не вышла (Франция, Германия).
На этих территориях кино выходит на телевидении и VOD-платформах.
— Стоимость прав зависит от наличия проката?.
— Конечно.
Если кино имеет потенциал проката, то и потенциальный доход с территории растет и, соответственно, вырастает минимальная гарантия.
Величина гарантии, которую платит дистрибутор, зависит от того, насколько, по его мнению, это кино будет прибыльным.
Если он понимает, что соберет больше, то и цена выше.
Стенд Film.
ua на AFM.
«Кино легче донести до международной аудитории, чем сериалы».
— Вы говорили о том, что преимущество анимации — универсальность.
Но в то же время очень часто производители называют именно локальные истории ключом к успеху.
Как вы смотрите на этот процесс с точки зрения продаж? Какие локальные истории легче продавать?.
— Мне кажется, что важна удачная комбинация универсальной истории, которая понятна всем, и некой локальной, местной изюминки, которая делает продукт необычным.
Например, мультфильм «Моана» про девочку, которая живет в Полинезии.
История универсальная, а элементы истории – локальные.
Есть даже новый, модный соответствующий этому понятию термин — «глокал».
— Но при этом очень часто в продуктах украинских производителей не обозначена страна, где происходят события.
В первую очередь речь идет о сериалах.
Тогда как сериалы из Дании и Великобритании, наоборот, подчеркивают эти особенности.
— Сериалы — это немного другое измерение.
Сериалы вообще меньше способны мигрировать.
Кино же более интернационально.
Конечно, и среди кино существуют некоторые жанры, которые в силу специфики имеют меньше шансов быть проданными.
Но в целом кино легче донести до международной аудитории, чем сериалы.
— Давайте поговорим о «Прятках».
Это качественный продукт в необычном для украинской аудитории жанре, который при этом принес хорошие показатели каналу ICTV.
Место действия в нем не называется, и узнать в нем украинский сериал сложно.
Это делается для того, чтобы сериал было легче продать?.
— Этот сериал снят полностью в украинских локациях.
Например, у нас везде знаки и указатели на кириллице.
Мы никогда не скрывали, что этот сериал снят в Украине.
— Но это не было и особенностью этого продукта.
— Почему? Наши коллеги из Европы, когда продают проект, везде позиционируют сериал как «украинский нуар».
Просто фокус сериала смещен на другое.
Но все локации украинские, и мы это не скрывали.
— Какие результаты продажи сериала?.
— Его продаем не мы, а наши коллеги из ZDF Enterprises.
После MIPCOM они в процессе заключения нескольких сделок.
— Вы продаете проект только как готовый продукт или также как формат для возможности адаптации на местных рынках? Ведь именно так вы в свое время представляли «Нюхача».
— «Прятки» продаем как готовый продукт.
Но как формат мы, к примеру, продали «Скажене весілля» в страны Балтии и Румынию.
«Нюхач» продавался как формат.
В Японии сделали свою версию.
Франция купила опцион, но в итоге они его не произвели.
Большой интерес был со стороны США.
Я надеюсь, что эта история еще может сыграть на этих рынках.
— Опционы на украинские форматы покупают, но производят их не всегда.
— Такое бывает не только с украинскими форматами, это стандартная практика во всем мире.
Иногда покупают опцион, но до производства по разным причинам дело не доходит.
Это нормально.
Игорь Сторчак на AFM.
«Мавка» выйдет в прокате шире, чем «Украденная принцесса».
— Кроме «Крепостной» и «Пряток», какие проекты интересовали дистрибуторов на MIPCOM?.
— Неплохо продавался «Женский доктор».
Был интерес по детективному сериалу «Фантом».
И, конечно же, кино.
Мы много разговаривали на телевизионных рынках о «Захаре Беркуте», показывали «Мавку» и «Віддану».
Это сейчас наши хедлайнеры.
Миколая» и фильм «Черкассы», который выйдет в феврале следующего года.
По этим проектам есть конкретные сделки.
Хотим вскоре объявить о них.
— Насколько локальна история «Відданої»?.
— Это локальная костюмированная история.
Но действия происходят в начале прошлого века на той территории Украины, которая была частью Австро-Венгрии.
Потому мы видим интерес со стороны коллег из Восточной Европы: Польша, Чехия, возможно, Германия.
— В каких странах может выйти в прокате «Захар Беркут»?.
— Пока не готов вам сказать конкретику.
Мы его снимали как кино для проката и как кино, которое может появится на одной из больших международных платформ.
— Но вы же говорили, что на AFM сделки совершаются быстро?.
— Да.
В данном случае еще ждем решения, прошло чуть больше недели.
По поводу «Мавки» могу сказать, что мы продали это кино с гарантией проката на многие территории.
Мы рассчитываем, что «Мавка» выйдет в прокате шире, чем «Украденная принцесса».
Все-таки это второй анимационный фильм, опыта больше.
К тому же нашим коллегам удалось создать уникальный бренд, который начал жить своей жизнью до готовности фильма.
Это вселяет в нас надежду, что кино будет успешным на разных территориях.
— Интересовались ли на кинорынке фильмом «Цена правды»? Кто занимается его продажами, учитывая, что это копродукционный проект?.
— Мировыми продажами «Цены правды» занимается британская компания West.
Насколько мне известно, они продали на ряд ключевых территорий, и интерес к фильму широкий.
Мы же занимаемся территорией Украины и очень верим, что, несмотря на непростую и откровенно тяжелую тему, зрители придут в кино.
Поверьте, этот фильм стоит того, чтобы посмотреть его.
— В следующем году пополнится ли ваш пакет дистрибуции фильмами других украинских производителей?.
— Я очень на это надеюсь.
Мы активно ищем фильмы, которые имеют сильный коммерческий потенциал.
— В чем вы видите потенциал «Черкасс» и для каких рынков?.
— Нам очень понравилось кино, и мы посчитали, что сможем с ним поработать.
После AFM мы увидели интерес, в частности, азиатских территорий — Корея, Япония и т.
Также есть надежды и на страны Европы, в частности Польшу.
Переговоры на AFM.
«Рискованным рынком является Китай».
— Какие рынки на сегодня наиболее рискованные для продажи украинского продукта? Например: вам удалось договориться о продаже, а далее условия сделки не выполняются или фильм не выходит.
— Можно сказать, что рискованным рынком является Китай.
Там очень широка практика, когда наличие договора еще не значит, что у тебя уже есть сделка.
Большинство территорий работают так, что если мы договорились, то подписание договора — это уже формальность.
Мы привыкли работать так же: если ударили по рукам – сделка есть.
Китай — это огромнейший емкий рынок.
На минуточку, мы недавно считали, что за один день уикенда они собрали бокс-офис, который равен годовому бокс-офису Украины.
Представляете? И естественно, что на этом рынке очень много компаний хотят получить свою часть пирога.
Поэтому бывают разные ситуации.
— Какие рынки, помимо украинского, приносят вам самую большую часть доходов?.
— Европа и Китай.
США — колоссальный рынок, но он сверхконкурентный.
Индия — огромный рынок, но очень специфический, они самодостаточны, им никто не нужен.
Япония — тоже большой рынок, но очень важен жанр.
Например, иностранная независимая анимация чувствует себя в Японии не очень хорошо.
Кино подходит только для VOD и DVD прав.
У них, к слову, существует целый культ DVD.
— Удавалось ли вам продавать проекты в Африку?.
— Да, мы продали «Украденную принцессу» в Южную Африку.
— Как вы защищаете свои продукты от пиратства при продажах на другие территории?.
— Для того чтобы защитить продукт от пиратства, очень важно следить за тем, как кино появляется на VOD.
Ведь часто сразу после этого оно выходит у пиратов.
Когда проект продан на VOD, важно, чтобы в остальных странах были реализованы права на кинотеатральный показ.
Иначе потенциал кинотеатрального релиза снижается.
Также мы защищаем наш продукт, платим деньги компаниям, которые специализируются на защите от пиратства.
— В каких странах сложно защититься от пиратства? И какой ваш продукт чаще всего пиратили?.
— Большой процент пиратства идет из Китая.
У нас в 2014 году вышел фильм «Незламна».
Мы продали его за довольно большие деньги на территорию Китая, и контракт сорвался из-за того, что появилась пиратка.
Это было очень печально и болезненно для нас.
К слову, существует целая группа украинских интернет-пользователей, которые занимаются тем, что находят украинское кино, крадут его и выкладывают в сеть.
Они считают, что таким образом популяризируют украинское кино, хотя на самом деле наносят серьезный ущерб украинской киноиндустрии.
Надеюсь, они прочтут это интервью, и в следующий раз задумаются, прежде чем заниматься пиратством.
— С сериалами такая же история, как с кино?.
— Сериалам пиратство тоже вредит, но не настолько, как прокатному кино.
Ведь здесь нет угрозы проката.
Потому дела с показами на открытой платформе You.
Tube обстоят по-разному.
Иногда даже бывает, что вокруг продукта возникает некий хайп от того, что зрители его смотрят в интернете, и тогда телеканалы решаются на покупку этого продукта.
Такая история была с «Нюхачем» в том же Китае.
Сериал попал туда на пиратские стриминговые платформы, его рейтинг зашкаливал, и нам удалось продать проект в Китай.
Тогда правообладатели закрыли пиратку и начали монетизировать.
Стенд Film.
ua на AFM.
«О возможности кэш-рибейтов мы доносим всем нашим партнерам».
— Какие основные тенденции MIPCOM-2019 и Аmerican Film Market вы бы выделили.
— Тенденции обоих рынков похожи.
Это изменившиеся технологии, которые повлияли на привычку смотрения.
В телевидении мы видим рост стриминговых платформ — как больших международных, так и локальных, региональных.
И видим готовность платформ вкладывать средства в свой продукт.
Платформы выделяют существенные бюджеты на originals (собственные проекты.
– Ред.).
При этом речь идет как о scripted, так и non-scripted.
Если же мы говорим о кино, то рост технологий приводит к тому, что кино с большого экрана ушло в малый.
Зритель стал ходить в кинотеатры только на большие фильмы-события.
Например, я не успел посмотреть «Джокера» в кинотеатре, потому буду его смотреть на своем домашнем экране.
Также растёт привычка смотреть кино на экранах смартфона.
Это очень влияет на независимое кино.
Теперь «all rights» (прокат, ТВ и т.
д.) превратился в условный Netflix.
Соответственно уменьшился и денежный поток.
Если раньше средний европеец в месяц мог, например три раза сходить в кинотеатр, купить четыре DVD, заплатить за платное телевидение и потратить 80 евро в месяц на развлечения, то теперь он за 9,99 евро со всей своей семьёй на куче девайсов может смотреть неограниченное количество контента.
Конкуренция, которая влияет на независимое кино, сильно выросла.
И мы это ощутили.
Все на рынках говорили о том, что независимое кино умирает.
Но я не верю, что оно умрет.
Оно просто изменится и заставит нас, как производителей, так и дистрибьюторов, выбирать верные жанры, верные бюджеты, идти в ниши, экспериментировать с форматами.
— В целом, как мне кажется, денежный поток, который генерировался раньше с помощью DVD и направлялся производителям, уменьшился.
Физически платформ сейчас меньше, чем дистрибуторов.
Платформы платят деньги за продукт, но их не хватает на всех.
Что произойдет? Наверное, качественный более и сильный продукт выживет, а балласт отсеется и умрет.
И это хорошо, это эволюция.
Но как именно она будет проходить в ближайшее годы – вопрос.
Ответа у нас нет.
— Ведете ли вы с украинскими или международными стриминговыми платформами переговоры о производстве для них контента?.
— Мы ведем переговоры буквально в данный момент.
И мы понимаем, какой продукт может подойти этим платформам.
У нас есть ряд очень серьезных и амбициозных проектов, которые, как мы надеемся, сильно удивят рынок.
Мы верим в некоторые истории, которые могут быть произведены как originals и имеют шанс выстрелить.
Есть проекты в разных жанрах, в том числе и исторические.
Время покажет.
— Как на вашу работу повлиял новый закон о кэш-рибейтах?.
— Я считаю, что принятие этого закона — большой прогресс.
И сейчас, как мне кажется, есть большая политическая воля запустить работу по этому направлению.
Об этом говорил министр культуры, молодежи и спорта Владимир Владимирович Бородянский.
Мы его знаем как человека, который не бросает слов на ветер и делает то, что говорит.
Потому дистрибуция активно включилась в эту историю.
О возможности кэш-рибейтов мы доносим всем нашим партнерам и надеемся, что это активно заработает.
Главная проблема Украины — низкий рынок.
Будь он хотя бы в два раза больше, все бы сильно изменилось.
Потому нам очень нужно, чтобы сюда пришли международные партнеры.
Листовка о возможности кэш-рибейтов в Украине.
— Чем Украина уникальна для того, чтобы иностранные производители пришли именно сюда, хотя на других рынках они могут получить больший процент кэш-рибейтов?.
— Дело не в уникальности, а в том, чтобы выровнять условия.
Закон, может, и не идеальный.
Но давайте пробовать.
Все говорят о «Чернобыле», который снимался в Литве.
Но если бы закон о кэш-рибейтах заработал бы раньше, возможно, этот сериал снимался бы у нас.
Мы в это верим и стараемся делать максимум из возможного.
Фото предоставлены Film.