На троих. С кем праздновать – со Святым Николаем, Морозом или Сантой?
На троих. С кем праздновать – со Святым Николаем, Морозом или Сантой?

На троих. С кем праздновать – со Святым Николаем, Морозом или Сантой?

Для любителей кока-колы.

Мнения украинцев на счет того, кто - главный персонаж на наших новогодне-рождественских праздниках, в последнее время разделились.

Одни считают самым подходящим - Святого Николая, другие – Деда Мороза, третьи – Санта-Клауса.

«Мне кажется, что тут выбор должен быть за родителями детей, никакого навязывания кого-то из этих персонажей сверху не должно быть, - считает культуролог, преподаватель Киево-Могилянской академии Юлия Никишенко.

Свои слова она аргументирует тем, что у каждого из праздничных персонажей есть основания быть главным возле елки.

Точнее, у двоих, потому что Санта Клаус – это тот же Святой Николай, образ которого несколько трансформировался, начиная с ХІХ века, после того, как в США появились переселенцы с Западной Европы.

Сначала Санта-Клауса там изображали как гнома – маленького толстого человека с трубкой, в клетчатом костюме, с широким кожаным поясом.

Тот Санта-Клаус, которого мы знаем – это реклама кока-колы в 1920-1930-е годы, в годы Великой депрессии, когда надо было раскрутить бренд и празднику придать коммерческую окраску.

«Что касается Святого Николая, то это прекрасный образ, но он немного не наш, а протестантский, - продолжает Никишенко.

- Тем не менее, в его «послужном списке» много хороших дел, он и детей призывает быть послушными и добрыми, а тем, кто плохо себя ведет, может в назидание принести не подарки, а розги.

Весьма поучительный персонаж, и он давно прижился у нас на западе страны, но пока – не по всей Украине.

Дело в том, что его уже дети ждут, любят этот персонаж, но после собственно Дня Святого Николая он теряет свою актуальность.

Остается Дед Мороз.

Многие считают его пережитком советского прошлого.

Но это не совсем так.

Ведь его история началась намного раньше, чем появился СССР».

Как шел к детям языческий дух.

Кто же такой Дед Мороз? Его прообраз существовал на территории Украины с дохристианских времен.

Это был посредник между людьми и языческими богами.

Он зимой мог корректировать погоду и передавал богам человеческие жертвы.

«Люди в те времена были очень зависимы от природы, от погоды, - продолжает культуролог.

– И вынуждены были задабривать силы природы, чтобы они не принесли большого вреда.

Чтобы никто из родных не замерз, чтобы не пострадали посевы».

Деда Мороза наши предки считали грозным духом природы.

Для них это был образ и воплощение зимы.

И он был хозяином святок, когда были самые трескучие морозы.

Поэтому каждый хозяин дома на праздники открывал свою дверь, ставил тарелочку кутьи на порог и приговаривал: «Мороз-Мороз, иди ко мне кутью есть.

А если не придешь, то не приходи целый год на мои поля».

Это был своеобразный ритуал задабривания Мороза.

А кто такая Снегурочка? Точного ответа нет.

Есть только версии.

Фольклористы даже допускают, что зимой, через Мороза, наши предки-язычники могли передавать богам свои жертвы.

И якобы была такая традиция - вывозить в лес к елке стариков или каких-то вроде как лишних или мешающих всем жить людей, чтобы они там насмерть замерзли.

Однако Мороз хоть и был грозным и суровым, но иногда был и справедливым: Снегурочка, которая, возможно, тоже должна была замерзнуть, осталась жить, хоть и недолго, - только до весны.

Снегурочка – довольно-таки трагичный и жертвенный персонаж, как вариант, возможно даже дух Зимы, который весной тает и превращается в облако.

Кстати, на морозе не околела и не погибла в лесу и сказочная «дедова дочка, падчерица злой мачехи», которую та отправила в лес на верную смерть, якобы за подснежниками.

Но девочка вернулась домой живой-здоровой и с дорогими подарками.

Но самая жуткая версия «разгадки» фольклористов народных традиций гласит о том, что люди, панически боясь морозов, в качестве жертвы Морозу не просто отвозили своих родственников в лес, чтобы те замерзли, но и убивали их, развешивая внутренности на елках – чтобы их увидели и боги, и Дед Мороз, который одинаково легко передвигался как по земле, так и по небу.

И будто бы именно так родилась нынешняя традиция украшать елки гирляндами.

Вот какие, возможно, истоки наших веселых традиций.

«В славянской мифологии Дед Мороз был персонажем аграрного культа, - говорит Никишенко.

– Он был важным для наших предков, поскольку их жизнь зависела от погоды, особенно от ее крайних проявлений, в том числе и мороза.

И они стремились всячески задобрить его».

«Добрый Дедушка Мороз – борода из ваты» появился в 1930-е годы – действительно, благодаря советским идеологам.

Почему они выбрали именно этого персонажа? Нужен был кто-то, кто на время новогодних праздников во время борьбы с церковью заменил бы напрямую связанного с религией Святого Николая.

Дед Мороз был идеальной кандидатурой: он уже нашел свое место в народных сказках, и к нему, как к персонажу, когда-то связанному с язычеством, всегда негативно относились представители православной церкви.

Да, это было.

Тем не менее, дети его полюбили и воспринимают исключительно как новогоднего персонажа.

И, наверное, каждой семье решать, стоит ли вместе с этим Дедом встречать праздник, или лучше отдать предпочтение кому-то из его конкурентов.

Алла Рыбалко.

Источник материала
Поделиться сюжетом