Несколько недель назад киевляне обратили внимание на пожилого мужчину, стоявшего в переходе метро.
В темном пальто, в кепи в мелкую клеточку.
А в руках рекламная табличка: "пошив мужских костюмов" и номер телефона.
Мужчиной из перехода оказался Александр Поремский, работавший в свое время бок о бок с известным кутюрье Михаилом Ворониным.
Он прошел путь от брючника до закройщика 6-го разряда, работал в собственном ателье, обшивал министров и судей, ректоров и бизнесменов.
А потом вышел на пенсию и оказался "ненужным" молодому профессиональному сообществу.
.
Александр Поремский, работавший в свое время бок о бок с известным кутюрье Михаилом Ворониным.
Хотел быть, как Воронин.
- Я недавно достал свою трудовую книжку и прочитал такую запись: "11 января 1969 года зачислен учеником брючника на фабрику № 3 в 10-й цех".
Представляете, вот уже 50 лет, как я портной! И шью до сих пор, - улыбается 73-летний Александр Поремский.
А дело было так….
На встречу со мной Александр Федорович пришел в темном пальто на крупных пуговицах, в пиджаке в черно-белую крупную клетку, брюках со стрелками.
- Вот это все я своими ручками: пиджак, рубашку, фуражку, брюки, – комментирует свою одежду мой собеседник.
- У портных очень низкая пенсия.
Нас и тогда (во времена УССР) обижали: получали мы мало.
За пару брюк платили 2,90, грубо говоря.
Я за смену шил одну.
А моя учительница – по 2-3.
У нее, помню, выходило рублей 150 в месяц.
- Наверное, конструирование одежды – целая наука...
- А как же, – соглашается Александр Федорович.
– Хотите, и вас научу за месяц кроить и шить брюки? Хотя в школе я плохо учился, даже в 5-м классе оставляли на второй год.
После 8-го класса Александр не захотел продолжать учебу, пошел на завод учеником токаря.
Проработал 3 года - забрали в армию.
И Александр Поремский решил тоже попробовать.
Сначала попал в подмастерье к брючнице, потом научился шить мужские пиджаки, пальто.
Так постепенно, шаг за шагом, стал мастером.
- Родная моя тетя работала в ателье закройщицей женского легкого платья, и я пошел с ней посоветоваться.
Она сказала: "В училище тебе не надо, зачем два года протирать брюки, изучая марксизм-ленинизм, иди учеником в ателье, садись рядом с мастером и перенимай колоссальный опыт, которого нигде в книге не обозначено".
Так и случилось.
Я за месяц научился шить брюки, хотя на это давали полгода.
Качество, конечно, было ужасное: руки после армии не слушались, строчки кривые.
Но я так хотел поскорее встать на ноги и зарабатывать, что старался изо всех сил.
Потом уже окончил Киевский технологический институт легкой промышленности (Сегодня Киевский государственный университет технологии и дизайна.
– Ред.).
Вот диплом есть.
А это, – показывает Александр Федорович, - мое удостоверение: мастер первого класса Министерства бытового обслуживания населения УССР.
Когда-то было такое.
- А почему здесь разводы? – улыбаюсь я, рассматривая расплывшиеся синие печати и буквы.
- А, так это мы его обмывали с Ворониным, – смеется Александр Поремский.
- В 1976 году меня пригласили работать начальником 18-го цеха.
Как сейчас говорят, менеджером.
И там я познакомился с Михаилом Львовичем.
Хотя, на самом деле, наша первая встреча случилась немного раньше, когда я вернулся с армии.
Мне хотелось модно одеваться, не так, как другие в Союзе.
И мама, хоть и зарабатывала совсем немного, дала денег, чтобы я пошел к Воронину и сшил себе костюм.
Я эту встречу никогда ему не вспоминал.
Но Воронин тогда произвел на меня сильнейшее впечатление.
Наверное, поэтому захотелось стать, как он.
А спустя время мы встретились в цеху и 4 года проработали бок о бок.
Потом наши профессиональные пути разошлись, но дружеские отношения мы поддерживали.
Он несколько раз приглашал меня на свой день рождения.
Любопытно, у нас были рядом даты: Воронин родился 10 июля, а я 20-го.
Только он был на 8 лет меня старше.
- И как с ним работалось?.
- Михаил Львович был амбициозный, эпатажный.
Он с первых лет любил устраивать сенсации для журналистов.
Например, "шутил", что мог умереть в 22 года, но дожил до 73.
У него ведь в молодом возрасте обнаружили саркому.
Но такие гении, как он, рождаются раз в 100 лет.
Я рад, что мне посчастливилось с ним работать.
.
То самое знаменитое удостоверение.
Одевал Кабмин и Верховную Раду.
Александр Поремский признается, что с табличкой в переходе оказался потому, что плохо умеет пользоваться компьютером.
А привлекать новых клиентов нужно.
С того момента, как в 2001 году он вышел на пенсию и пытался найти работу, только и слышал: "Вы старый, а всем нужны молодые".
Хотя в свое время Александр Федорович работал закройщиком в собственном ателье "Этюд", потом в мастерской "Коммунар", где при Союзе шили для партийных боссов, а во времена перестройки одевали Кабмин и Верховную Раду.
- У меня одевался глава Конституционного суда Украины.
Помню, включаю телевизор, а он в моем костюме принимает присягу на верность стране.
Министру Кабмина шил костюмы, главе Хозяйственного суда – он больше 5 лет ко мне обращался, – вспоминает Александр Поремский.
– И в переходе с рекламной табличкой я чувствовал страшное унижение.
- С такой клиентурой должны были давно разбогатеть… - пытаюсь я пошутить.
- Да, но покамест золотых гор не наблюдаю… - вздыхает Александр Федорович.
– Люди даже за 250 гривен не соглашались шить брюки, когда я стоял в метро.
Культура у нас не та.
Тем, кто ездит в черных "Мерседесах", нужны не пиджаки, которые хорошо сядут, а лейблы Valentino, Armani.
Помню Кабмин и Раду при Порошенко, как они все одевались в дорогих бутиках… А ведь эти костюмы, типа от Armani, шьют не на итальянских фабриках, а в Африке, Камбодже, Вьетнаме.
Там, где дешевый труд.
- Значит, вы наблюдаете за тем, как одеваются современные политики?.
- Ну, конечно! У меня же с головой в порядке, – шутит мой собеседник.
- Я обязательно смотрю, как одеты первые лица страны.
У Зеленского, например, очень хорошие костюмы.
У Порошенко совсем другая история.
Когда он принимал присягу на верность Украине, я удивлялся: пиджак на груди проваливался, лацканы были не выутюжены.
А ведь костюм точно не 1000 гривен стоил, а, наверное, тысяч 70 или даже 150.
Чем меньше морщин у костюма, тем он качественнее.
Вот смотрите на мой пиджак – ничего не проваливается.
А я его шил в 2000 году.
Это говорит о высоком качестве работы.
Хотя половина успеха зависит от ткани, остальные 50% - от мастерства портного.
Готов делиться опытом.
Александр Федорович показывает на планшете фотографии своих работ.
Он до сих пор шьет костюмы для бизнесменов, профессоров, чиновников – все они приходят к нему по знакомству, и все со своими запросами.
Александр Федорович умеет найти подход к любому.
- У меня огромнейший опыт, и я очень хочу им делиться, – продолжает мой собеседник.
- Я знаю то, что не написано в книгах и даже между строк.
Я могу быть очень интересным для студентов.
Вот, например, когда я был студентом сам, очень интересовался книгами о конструировании одежды, потому что каждому портному нужно уметь как можно точнее раскроить и построить конструкцию.
Тогда ты можешь любому, кто умеет шить, дать заготовку, он зашьет швы, и будет идеально.
Есть разные системы: чешская, немецкая, каждый изобретает свою, и потом пишет учебник, продает и зарабатывает.
Я посмотрел: по книге мне конструировать брюки полдня.
По собственной методике без всяких абстрактных формул я скрою брюки за 10 минут.
Могу научить любого.
Или, например, я проводил исследовательскую работу.
Шью брюки – впереди красиво, а когда человек двигается в них, появляются складки лучами.
Я подумал: может, как-то минимизировать этот дефект.
Начал проводить опыты и сумел достичь результата.
Это мой секрет, хочу его раскрыть ученикам.
Пусть звонят напрямую.
В переходе возле метро Александра Поремского с рекламной табличкой заметила мимо проходившая девушка.
Она сделала фотографию и разместила в соцсетях.
Пост увидела хозяйка одного ателье в Киеве, встретилась с Александром Федоровичем и предложила ему сотрудничество! Так что финал этой, по сути, рождественской истории очень даже счастливый.
.
Судя по трудовой книжке наш герой стал портным 50 лет назад.
Елена Зеленская – в коричневом пальто, президент – в черном.
Визит президентской четы в Азербайджан продлится два дня.