Марк Захаров - о "Том самом Мюнхгаузене": Олег Янковский как кошка - дико выразителен!

main image main image

Марк Захаров - о "Том самом Мюнхгаузене": Олег Янковский как кошка - дико выразителен!

Конечно, все рассказы барона Мюнхгаузена - вранье, неудержимый полет фантазии.

Но сам Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен был реальным человеком.

Родился в 1720 году в Нижней Саксонии и умер там же 77 лет спустя.

Молодость провел в России, служил в императорской армии и даже лично встречал во главе почетного караула принцессу Софию-Фредерику Ангальт-Цербстскую, ставшую потом Екатериной II.

Мать принцессы тогда восхитилась красотой 24-летнего Мюнхгаузена и особо отметила ее в своем дневничке.

Ну а когда ему было немного за тридцать, он вернулся в городок Боденвердер и начал вести мирную спокойную жизнь.

Где и травил свои байки.

Скотч оленю не товарищ.

Пьесу Григория Горина Захаров для экрана ощутимо переделал.

Автор не возражал.

Именно Марк Захаров добавил в пьесу Герцога, которого сыграл Леонид Броневой, и придумал, что основное призвание персонажа, от которого он не в силах избавиться, - порт­няжное дело.

("Интонацию Герцога мы заимствовали у директора "Мосфильма", который начинал все реплики с фразы "Ну..

задумано у тебя интересно", - вспоминал Захаров.).

Захарову хотелось добавить в сюжет фантастических подробностей.

Например, показать на экране оленя, у которого между рогами выросло вишневое дерево, после того как Мюнхгаузен выстрелил ему в лоб косточкой.

- Этот олень был болевой точкой в съемочном процессе, - вспоминал Захаров.

- Мы со вторым режиссером решили примотать деревце скотчем оленю ко лбу.

Пошли в питомник, выбрали животное.

Но второй режиссер был опытный и знал, что все надо проверять.

Взял литр водки, пошел к егерю и, выпив, невзначай спросил его: "Как мы к нему подойдем?" На что егерь сказал: "Он нас близко не подпустит!" Олени не терпят, когда им ко лбу скотчем приматывают ветки.

Пришлось применять то, что раньше называлось комбинированными съемками: специально обученный человек на фоне черного бархата непостижимым образом повторял движения оленя, неся деревце в руке, а потом деревце впечатали в готовый фильм.

Не очень хорошо вышло.

Насколько проще было бы с компьютерами...

Фотопробы в день похорон.

К Олегу Янковскому Захаров с самого начала относился как к очень талантливому актеру, но вовсе не комедийному.

А потом...

- Он ухватил какой-то хороший, веселый взгляд человека, который несет юмор.

Это было для меня неожиданно, - рассказывал Захаров.

- Олег был человеком уникального таланта.

Он был очень киногеничен.

Знаете, есть актеры, которые могут хорошо сыграть, но на них мучительно долго надо ставить свет, чтобы лицо обретало какое-то обаяние.

А Янковский как кошка, его как ни снимай - в темноте, при свете, слева, справа, с поставленным светом, без него, - все равно дико выразителен.

На роль Марты, возлюбленной барона, Захаров хотел взять Татьяну Догилеву, восходящую звезду "Ленкома".

Но, говорят, она чем-то не понравилась руководству студии.

Захаров начал пробовать других актрис, одной из последних пришла Елена Коренева - ее в итоге и утвердили.

Хотя поначалу Захарову не хотелось работать с чужой актрисой (Коренева прославилась в "Романсе о влюбленных" Андрея Кончаловского, с которым, как всем было известно, ее связывали романтические отношения).

Актриса вспоминала: "Когда я в костюме и гриме делала фотопробы на студии, пришло известие о гибели Ларисы Шепитько.

Вместе с ней в автокатастрофе погибли несколько ее коллег, которые отправились тем ранним утром на выбор натуры.

В день похорон лил проливной дождь, во дворе студии стояло шесть гробов..

Фотограф щелкал вспышкой, а на лице моем, под париком, нахлобученным на голову, застыл вопрос: зачем? Возможно, мое лицо на фотографии, сделанной в день трагической гибели Ларисы, имело нужное для образа выражение, но меня утвердили на роль Марты".

ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА.

- Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?.

- Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.

◆ ◆ ◆.

- Вы же разрешаете разводиться королям.

- Ну, королям в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.

- Для продолжения рода нужно совсем другое.

◆ ◆ ◆.

- Имеешь любовницу - на здоровье! Сейчас все имеют любовниц.

Но нельзя же допускать, чтоб на них женились.

Это аморально!.

◆ ◆ ◆.

- Война - это не покер! Ее нельзя объявлять когда вздумается! Война - это..

◆ ◆ ◆.

- 16.00 - война с Англией.

- С кем?.

- С Англией.

- Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?!.

◆ ◆ ◆.

- Не меняться же мне из-за каждого идиота!.

◆ ◆ ◆.

- Я не верил, что вы умерли.

Даже когда в газетах сообщили, не верил.

Когда отпевали, не верил.

И даже когда закапывали, сомневался.

◆ ◆ ◆.

- В конце концов, мы - центр Европы, я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия.

Хотите отрезной рукав - пожалуйста.

Хотите плиссированную юбку с вытачками - принимаю и это.

Но опускать линию талии не дам!.

◆ ◆ ◆.

- Неужели вам обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?!.

◆ ◆ ◆.

- Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны.

Умное лицо - это еще не признак ума, господа.

Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.

Улыбайтесь, господа.

Елена Коренева сыграла Марту, возлюбленную барона.

НУ И НЮ!.

Стриптиз для Фарады.

Снимали картину в настоящей Германии, в социалистической ее части - в ГДР.

На съемки в прелестный городок Вернигероде Захарова отпустили без всяких проблем.

А вот, например, Семена Фараду выпускать из СССР никак не хотели, несмотря на то что он уже снялся в нескольких сценах в Москве.

Благодаря вмешательству телевизионного начальства Фараде все-таки выдали визу.

Приехав в Германию, он был совершенно потрясен тем, что увидел.

Как известно, в конце 70-х, во времена тотального дефицита, советских людей шокировал вид западных магазинов, в которых лежало по 80 сортов колбасы и при этом никто ее не покупал.

Иногда доходило до настоящих психических срывов.

Над Фарадой еще и подшучивали другие актеры: говорили ему, например, что сегодня вечером в кафе за углом будут показывать стриптиз.

Бедный Фарада бежал туда и сидел за столиком, а стриптиз все не показывали...

Впрочем, стриптиз Фарада все-таки увидел.

И не только он.

Вне съемочной площадки актеры много веселились.

Елена Коренева вспоминала: "Подстрекателем и вдохновителем всех розыгрышей был Саша Абдулов - человек гигантской, неистощимой энергии и отваги.

После очередной съемки ко мне в номер постучали.

В дверях стоял Абдулов, он объяснялся скороговоркой, тараща на меня глаза и поднимая брови: "Сейчас они придут, хотят тебя разыграть, чтобы было весело всем, прошу тебя, обнажись по пояс!" "Как?" - переспросила я, решив, что ослышалась.

"По пояс, когда постучат!" И он вылетел пулей.

Не успела я принять какое-либо решение, как вновь раздался стук в дверь.

"Кто там?" - резко спросила я.

"Лен, это мы, открой на секундочку, очень надо", - отвечал чей-то жалобный голос.

На свой страх и риск я сдернула кофту и открыла.

Янковский, Абдулов, Долинский, Фарада и, если не ошибаюсь, Кваша стояли перед дверью на коленях.

В руках - примерно на уровне ширинки - каждый из них держал батон сервелата, который задорно был поднят вверх.

"Что?" - спросила я деловым тоном, уперев руки в боки и стараясь придать бюсту как можно более независимое настроение.

"Лена..." - начал было самый решительный, но вид двух маленьких грудей, беззащитно торчащих в воздухе, сразил говорившего, и он свалился в приступе истерического хохота, за ним - остальные.

Хохот сменился ржаньем и всхлипываньем - кто-то свалился на месте, остальные отползали в глубь коридора.

Можно сказать с уверенностью, что это был режиссерский дебют Абдулова, он и смеялся громче всех".

Умер Марк Захаров: режиссера сгубило воспаление легких.

Несколько дней назад народный артист попал в реанимацию.

До госпитализации он некоторое время испытывал проблемы с дыханием, но не решался обратиться к медикам.