Конечно, все рассказы барона Мюнхгаузена - вранье, неудержимый полет фантазии.
Но сам Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен был реальным человеком.
Родился в 1720 году в Нижней Саксонии и умер там же 77 лет спустя.
Молодость провел в России, служил в императорской армии и даже лично встречал во главе почетного караула принцессу Софию-Фредерику Ангальт-Цербстскую, ставшую потом Екатериной II.
Мать принцессы тогда восхитилась красотой 24-летнего Мюнхгаузена и особо отметила ее в своем дневничке.
Ну а когда ему было немного за тридцать, он вернулся в городок Боденвердер и начал вести мирную спокойную жизнь.
Где и травил свои байки.
Скотч оленю не товарищ.
Пьесу Григория Горина Захаров для экрана ощутимо переделал.
Автор не возражал.
Именно Марк Захаров добавил в пьесу Герцога, которого сыграл Леонид Броневой, и придумал, что основное призвание персонажа, от которого он не в силах избавиться, - портняжное дело.
("Интонацию Герцога мы заимствовали у директора "Мосфильма", который начинал все реплики с фразы "Ну..
задумано у тебя интересно", - вспоминал Захаров.).
Захарову хотелось добавить в сюжет фантастических подробностей.
Например, показать на экране оленя, у которого между рогами выросло вишневое дерево, после того как Мюнхгаузен выстрелил ему в лоб косточкой.
- Этот олень был болевой точкой в съемочном процессе, - вспоминал Захаров.
- Мы со вторым режиссером решили примотать деревце скотчем оленю ко лбу.
Пошли в питомник, выбрали животное.
Но второй режиссер был опытный и знал, что все надо проверять.
Взял литр водки, пошел к егерю и, выпив, невзначай спросил его: "Как мы к нему подойдем?" На что егерь сказал: "Он нас близко не подпустит!" Олени не терпят, когда им ко лбу скотчем приматывают ветки.
Пришлось применять то, что раньше называлось комбинированными съемками: специально обученный человек на фоне черного бархата непостижимым образом повторял движения оленя, неся деревце в руке, а потом деревце впечатали в готовый фильм.
Не очень хорошо вышло.
Насколько проще было бы с компьютерами...
Фотопробы в день похорон.
К Олегу Янковскому Захаров с самого начала относился как к очень талантливому актеру, но вовсе не комедийному.
А потом...
- Он ухватил какой-то хороший, веселый взгляд человека, который несет юмор.
Это было для меня неожиданно, - рассказывал Захаров.
- Олег был человеком уникального таланта.
Он был очень киногеничен.
Знаете, есть актеры, которые могут хорошо сыграть, но на них мучительно долго надо ставить свет, чтобы лицо обретало какое-то обаяние.
А Янковский как кошка, его как ни снимай - в темноте, при свете, слева, справа, с поставленным светом, без него, - все равно дико выразителен.
На роль Марты, возлюбленной барона, Захаров хотел взять Татьяну Догилеву, восходящую звезду "Ленкома".
Но, говорят, она чем-то не понравилась руководству студии.
Захаров начал пробовать других актрис, одной из последних пришла Елена Коренева - ее в итоге и утвердили.
Хотя поначалу Захарову не хотелось работать с чужой актрисой (Коренева прославилась в "Романсе о влюбленных" Андрея Кончаловского, с которым, как всем было известно, ее связывали романтические отношения).
Актриса вспоминала: "Когда я в костюме и гриме делала фотопробы на студии, пришло известие о гибели Ларисы Шепитько.
Вместе с ней в автокатастрофе погибли несколько ее коллег, которые отправились тем ранним утром на выбор натуры.
В день похорон лил проливной дождь, во дворе студии стояло шесть гробов..
Фотограф щелкал вспышкой, а на лице моем, под париком, нахлобученным на голову, застыл вопрос: зачем? Возможно, мое лицо на фотографии, сделанной в день трагической гибели Ларисы, имело нужное для образа выражение, но меня утвердили на роль Марты".
ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА.
- Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?.
- Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.
◆ ◆ ◆.
- Вы же разрешаете разводиться королям.
- Ну, королям в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода.
- Для продолжения рода нужно совсем другое.
◆ ◆ ◆.
- Имеешь любовницу - на здоровье! Сейчас все имеют любовниц.
Но нельзя же допускать, чтоб на них женились.
Это аморально!.
◆ ◆ ◆.
- Война - это не покер! Ее нельзя объявлять когда вздумается! Война - это..
◆ ◆ ◆.
- 16.00 - война с Англией.
- С кем?.
- С Англией.
- Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?!.
◆ ◆ ◆.
- Не меняться же мне из-за каждого идиота!.
◆ ◆ ◆.
- Я не верил, что вы умерли.
Даже когда в газетах сообщили, не верил.
Когда отпевали, не верил.
И даже когда закапывали, сомневался.
◆ ◆ ◆.
- В конце концов, мы - центр Европы, я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия.
Хотите отрезной рукав - пожалуйста.
Хотите плиссированную юбку с вытачками - принимаю и это.
Но опускать линию талии не дам!.
◆ ◆ ◆.
- Неужели вам обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?!.
◆ ◆ ◆.
- Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны.
Умное лицо - это еще не признак ума, господа.
Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица.
Улыбайтесь, господа.
Елена Коренева сыграла Марту, возлюбленную барона.
НУ И НЮ!.
Стриптиз для Фарады.
Снимали картину в настоящей Германии, в социалистической ее части - в ГДР.
На съемки в прелестный городок Вернигероде Захарова отпустили без всяких проблем.
А вот, например, Семена Фараду выпускать из СССР никак не хотели, несмотря на то что он уже снялся в нескольких сценах в Москве.
Благодаря вмешательству телевизионного начальства Фараде все-таки выдали визу.
Приехав в Германию, он был совершенно потрясен тем, что увидел.
Как известно, в конце 70-х, во времена тотального дефицита, советских людей шокировал вид западных магазинов, в которых лежало по 80 сортов колбасы и при этом никто ее не покупал.
Иногда доходило до настоящих психических срывов.
Над Фарадой еще и подшучивали другие актеры: говорили ему, например, что сегодня вечером в кафе за углом будут показывать стриптиз.
Бедный Фарада бежал туда и сидел за столиком, а стриптиз все не показывали...
Впрочем, стриптиз Фарада все-таки увидел.
И не только он.
Вне съемочной площадки актеры много веселились.
Елена Коренева вспоминала: "Подстрекателем и вдохновителем всех розыгрышей был Саша Абдулов - человек гигантской, неистощимой энергии и отваги.
После очередной съемки ко мне в номер постучали.
В дверях стоял Абдулов, он объяснялся скороговоркой, тараща на меня глаза и поднимая брови: "Сейчас они придут, хотят тебя разыграть, чтобы было весело всем, прошу тебя, обнажись по пояс!" "Как?" - переспросила я, решив, что ослышалась.
"По пояс, когда постучат!" И он вылетел пулей.
Не успела я принять какое-либо решение, как вновь раздался стук в дверь.
"Кто там?" - резко спросила я.
"Лен, это мы, открой на секундочку, очень надо", - отвечал чей-то жалобный голос.
На свой страх и риск я сдернула кофту и открыла.
Янковский, Абдулов, Долинский, Фарада и, если не ошибаюсь, Кваша стояли перед дверью на коленях.
В руках - примерно на уровне ширинки - каждый из них держал батон сервелата, который задорно был поднят вверх.
"Что?" - спросила я деловым тоном, уперев руки в боки и стараясь придать бюсту как можно более независимое настроение.
"Лена..." - начал было самый решительный, но вид двух маленьких грудей, беззащитно торчащих в воздухе, сразил говорившего, и он свалился в приступе истерического хохота, за ним - остальные.
Хохот сменился ржаньем и всхлипываньем - кто-то свалился на месте, остальные отползали в глубь коридора.
Можно сказать с уверенностью, что это был режиссерский дебют Абдулова, он и смеялся громче всех".
Умер Марк Захаров: режиссера сгубило воспаление легких.
Несколько дней назад народный артист попал в реанимацию.
До госпитализации он некоторое время испытывал проблемы с дыханием, но не решался обратиться к медикам.